vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Теле-еле-видение: под Дождём 449

Дата публикации: 05.02.2014
Количество просмотров: 31058
Автор:

Я долго сомневался, браться ли вообще за написание очередного теле-еле-видения по мотивам гуманитарного скандала, разразившегося вокруг телеканала "Дождь". Дело в том, что любой статьей, написанной на волне народных негодований, будет заведомо противоречить той или иной стороне. И проблема заключается в том, что личной позиции “примкнуть к лагерю” у меня просто нет. Вообще. Хотя есть эмоции.

А эмоций, надо сказать, за прошедшую неделю было вылито достаточно, чтобы отопить средний российский город за эту же неделю. Притом что стояли трескучие морозы. Общество буквально было расколото на две три составляющие: тех, кто заклеймил некорректно поставленный вопрос фашиствующей демшизой (что правда) и тех, кто стал громко кричать о нарушении прав человека и введении цензуры в Стране (что правда, не менее). Но самая многочисленная составляющая народонаселения Страны оказалась гораздо умнее. Их позиция выражается в весьма ёмком интернет-меме со страниц Луркмора: "всем пофиг". Ибо охват канала, с прямо скажем, достаточно посредственным контентом на очень тонкого ценителя политических интернет-холиваров составляет мизерный ноль целых, восемь десятых процента от населения стасорокамиллионной России. Вот официальный слайд презентации гендиректора ООО "Телеканал Дождь" Синдеевой:

Замечу, что среднесуточный охват - это вовсе необязательно, чтобы телеканал посмотрело 1,1 миллиона разных человек в день. Это вероятность того, что канал посмотрят не менее пяти минут в день 1,1 миллиона человек. Да, так согласно Global Guidelines for Television Audience Measurement охватом телеканала является:

The percentage of a population (or projected population estimate) viewing a television channel across a specified time period for a specified minimum number of minutes. И далее дается рекомендация "для дневного/недельного охвата телеканала принимать в расчет телезрителей, смотревших телеканал не менее 5 минут".

Я уже не раз высказывал мысль, что телевизионная реклама имеет родовой технологический недостаток - отсутствие обратной связи со зрителем в виду технологии вещания по принципу "выстрелил показал и забыл". Все расчеты по тому, что люди смотрят, а что нет, ведутся с помощью социологического  колдунства, которое имеет свойство ошибаться, особенно в части малых величин. То есть, социологией можно довольно точно считать цифры в "больших долях" и совершенно некорректно считать цифры в сегментах с единицами процентов. Хотя бы потому, что самое точное исследование даст вероятностную оценку погрешности в один-два процентных пункта.

Ибо приводит к статистической ошибке в несколько раз, если речь идет о долях процента, как в данном случае: 0,8%±1,5% это как раз разбег в два раза, даже если целевую аудиторию нужно считать от "взрослого населения", а не от "всего населения Страны". Причем, если в меньшую сторону, то это околоноля (рекомендую, кстати).

Именно поэтому мне весьма странным кажутся крики той стороны, которая обвинила Дождь во всех тяжких грехах, связанных с неуважением (кого? чего?). Если бы истерия не была создана искусственно, особенно высказыванием аж целого пресс-секретаря Президента Российской Федерации Дмитрия Пескова, да еще и на более смотрибельном канале, да еще и в прайм-тайм, то все эти дождевые опросы были просто не замечены. Как были не замечены, я уверен, сотни подобных проделок некомпетентных журналистов с нишевого телеканала. Мне лень искать подобные косяки, косячки и косячишки на сайте. Но можете поверить, их есть. Пример чуть ниже.

С рейтингом худо-бедно разобрались. Теперь попробуем проанализировать реакцию "широкой общественности". Нет, меня решительно не интересуют споры вокруг истории блокады Ленинграда. Достаточно сказать, что история штука очень коварная со стороны толкователей оной, но достаточно научная с точки зрения произошедшего: Блокада была. Погибло очень много людей (включая, например, моего двоюродного деда по материнской линии, которому оторвало обе ноги при обороне Шлиссельбурга). Многое в то время делалось не так, как положено, а так, как получилось. Ибо война. Но история не знает сослагательного наклонения. В этой изъезженной фразе заключена, на самом деле, великая мудрость десятков поколений научных историков - нельзя изменить прошлое просто переписав интерпретацию событий. И уж тем более нельзя ничего изменить, задав любой вопрос, любой степени отмороженности.

Образованные люди обычно реагируют недоумением на подобное, и полным игнорированием инсинуаций. Но реакция Пескова, а за ним Роскомндзора (сначала такое, а потом такое) и прочих официальных лиц просто удивляют, хотя бы своей непоследовательностью. В итоге, прокуратура не нашла никакого экстремизма в Дожде.

Впрочем, непоследовательность заразила потом и иных операторов связи, что, на самом деле, неудивительно, когда целый руководитель Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) г-н Припачкин заявляет на государственном канале, что, цитирую: "У меня возникло желание, как оператору, взять и отключить такую информацию, взяв на себя некие функции цензурирования". И за тем мысль развил: "Можно это или не можно, как к этому отнесутся власти, как вообще реагировать, можно ли выражать гражданскую позицию как оператору?"

По ссылке (никто не имеет против источника РИА "Новости" или как там сейчас оно называется?), кстати, великолепная подборка высказываний и прямой речи. Удивительно, что самая адекватная у Валентины Матвиенко.

Я считаю такие высказывания (извините, вот тут как раз личные эмоции) руководителя оператора связи и даже ассоциации операторов недопустимыми. Потому что так можно договориться до вскрытия писем на почте по собственному усмотрению или полной перлюстрации трафика абонента. Есть тайна связи,  ограничения которой допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Точка.

Впрочем, безусловно, свою гражданскую позицию Припачкин иметь может. Но в том, что, опять цитирую "мы должны думать не только об экономической, но и воспитательной составляющей медиа" г-н президент АКТР ставит под сомнение вменяемость в части распухания чувства собственного величия. Нет такой функции у оператора связи, и быть не может. Его задача передать информацию из точки "А" в точку "Б" без искажений и вмешательства в сообщения. Тут можно организовать холивар страниц на десять-пятнадцать, но уверен, что федеральный закон "О связи" он не изменит. Вот наделят наши законодательные органы операторов связи правом “здесь передаю, а здесь моя гражданская позиция не позволяет”, тогда и поспорим.

Далее начались совсем  чудеса пиара и даже как-то неловко делается за иных коллег. Ну, ок. Припачкин с его Акадо отключили Дождь первыми. Следующим стал, разумеется, Ростелеком, чем проявил чудеса гибкости в части реализации решений. Обычно у них на изменение настроек BGP уходят недели и месяцы, а тут буквально за сутки управились.

Еще удивил ЭР-Телеком. Но не тем, что отключил, а тем, как попробовал оправдаться:

Это скриншот из официального приложения Дом.ru (да ударит молния в того мракетолога, который решил, что написание бренда в двух раскладках это круто). На сайте этого сообщения нет. Из сообщения становится понятно, что ЭР довольно долго нарушал законодательство, транслируя канал без договора, и тут ВНЕЗАПНО прозрел. Бывает.

Самое интересное произошло в Билайне. Для начала, бывший нефтяник, Михаил Слободин разразился тирадой про "независимость компании", не забыв упомянуть биржевые котировки Вымпелкома на Нью-Йоркской фондовой бирже. Но это было 30 января, в самую неразбериху, трэш и угар. К сожалению, кэши Гугла и Яндекса не сохранили первоначальный пост генерального директора.

Но потом пост в ЖЖ был изменен:

Из этого следует совершенно логичный обывательский вывод: канал хотят уничтожить, надавив на операторов административным ресурсом. Вот вы бы какой вывод сделали? Даже Дмитрий Зимин, безмерно мною уважаемый только за то, что он создал Билайн, сделал вывод, что "это не самостоятельное решение оператора". Простите за ссылку на сайт фигуранта.

Но на самом деле, все гораздо сложнее. Мне очень трудно сделать какой-то однозначный вывод из происходящего, тем более, что интернет просто кипит новостями вокруг, рядом и около. Вчера, 4 февраля, например, собственно субъект провел пресс-конференцию, где было высказано три главные мысли:

  1. Это заказ (чей, не уточнено);
  2. Канал закрываться не будет;
  3. У нас есть предложение.

 

О последнем, хочется особо. Вот это предложение, опубликованное почему-то в разделе новостей, но спишем эту оплошность в разряд "мы торопились". Кстати, со злополучным опросом они тоже торопились, торопыги.

Особо порадовал пункт, специально выделенный на нотариально заверенном скриншоте:

 

Это тот самый обещанный образец факапов суперпрофессионального телевизионного канала.

Про "заказ", разумеется, сильно подробнее: по словам Синдеевой, имеет место быть картельный сговор отдельных кабельных операторов. А там, где картель - там должны быть большие деньги. Но что-то больших денег-то и не видно.

Вот тут Форбс посчитал, что доходы Дождя за три года составили 12,5 миллионов долларов США. Еще раз - за три года. То есть грубо 3 миллиона долларов в год, если равномерно размазать, что, естественно, не так. По тому же источнику, экономика "Дождя" выглядит следующим образом:

 

То есть руководство Дождя хочет сказать, что картель образовался из-за, если посчитать, что на операторах связи канал зарабатывает только 20% от валовой выручки (данные Форбс), 5,2 миллиона рублей в месяц?

Ок. Давайте прикинем аудиторию, которую обслуживают операторы, отключившие или заявившие об отключении (данные из открытых источников, сильно округленно):

  1. Акадо - 1,2 млн. абонентов.
  2. Дом.ru  - 6 млн.
  3. Ростелеком - 2 млн.
  4. НТВ+ - открытых данных нет, пусть будет 100 тысяч.
  5. Билайн - открытых данных по кабельным абонентам нет, пусть будет 100 тыс.
  6. МТС - лень искать. :)
  7. Триколор - 12 миллионов, отключат 10 февраля, решение принято.

 

Я потому не стал считать дальше, что от трех первых операторов, если бы Дождь брал по рублю в месяц с каждого абонента, то уже было бы больше этих самых разнесчастных 5 миллионов рублей.

А по моим сведениям, операторы сейчас платят по лицензионному соглашению с Дождем пять рублей с абонента в месяц. Причем, подсчет абонентов идет весьма хитро-запутанным способом, что мелкие кабельные операторы платят буквально тысячу-две-пять рублей в месяц. Право слово, эти деньги не стоят даже тех бумаг, на которых напечатан договор.

Не видно тут предмета для картельного сговора, особенно между Акадо + ЭР-Телеком + Ростелеком, да еще и скандально-конспирологически примкнувшего к ним Шепилова Слободина. Суммы не те.

С другой стороны, есть сведения (на условиях неразглашения источника) от одного из крупных операторов, что а) Дождь к ним загоняли админресурсом, а оператор этого не хотел; и б) с нового года Дождь поднял расценки в четыре раза.

В этом случае, можно поверить в то, что операторы воспользовались политическим скандалом, чтобы решить экономические проблемы, ибо, при ARPU от кабельного ТВ в размере 200 рублей, выплачивать 20 (10% от  ARPU!) с каждого абонента какому-то странному каналу c рейтингом, не выходящим даже близко за порог статистической погрешности, было бы весьма нецелесообразно. Тем более что каналов в пакете, как правило, штук 60-70, и если каждому платить по 20 рублей (а все захотят таких условий), то никакого вменяемого ARPU получить не удастся.

Но я не понимаю тогда, зачем было нужно раздувать политику, вызывать на себя гнев демшизовых хомячков (см. твиттер Слободина с портянкой ответов на каждый твит) и странные чувства у нормально ориентированной половины населения (которым всё пофиг, разумеется), если речь идет о каких-то даже не десятках, а единицах миллионов в месяц? Можно было просто сказать Дождю: … в общем, просто сказать, чтобы они шли именно туда. Даже тот самый админресурс (Форбс витиевато намекает на председателя правительства и экс-президента) понял бы, что процесс выходит из под контроля. И уж такие тертые парни, которые сдают в качестве олимпийского объекта автоответчики вместо "системы 112" не моргнув глазом, придумали бы, как объяснить админресурсу, что его протеже "не тянет".

Здесь могу уже и остановиться, ибо дальше начнется жуткая конспирология. Хочу только отметить, что муж Синдеевой и главный кошелек Дождя, господин Винокуров, сыграл не последнюю роль в судьбе Ростелекома. Ибо именно он обанкротил КИТ-Финанс, скупив практически весь free float акций еще старого РТК (очень старая запись в ЖЖ), после чего появилась идея "объединить РТК и МРК".

Подводя черту, я хочу еще раз вспомнить старую добрую "бритву Хэнлона": Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Ибо первопричиной ситуации с Дождем, стала просто катастрофическая некомпетентность менеджмента Дождя, которые хотели нагнуть рынок, вскипятив океан свечкой. Результат предсказуем.

Но для рынка вся эта канитель может стать очень даже позитивным моментом. Дело в том, что появился вполне себе живой бизнес-кейс про то, о чем я пишу в Теле-еле-видении: старая модель телевизионного вещания перестает работать и  доживает последние деньки. И даже больше - идея перенести банальное вещание в Сеть тоже не работает. Нужна новая модель, которую предстоит изыскать, и я уверен, это будет сделано в ближайшее время и очень скоро.

 

Всем мир!

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/24824/tele-ele-videnie-pod-dojd-m.html

Комментарии:(449) комментировать

5 февраля 2014 - 11:32
Robot_NagNews:
#1

Материал:
Я долго сомневался, браться ли вообще за написание очередного теле-еле-видения по мотивам гуманитарного скандала, разразившегося вокруг телеканала "Дождь". Дело в том, что любой статьей, написанной на волне народных негодований, будет заведомо противоречить той или иной стороне. И проблема заключается в том, что личной позиции "примкнуть к лагерю" у меня просто нет. Вообще. Хотя есть эмоции.

Полный текст


5 февраля 2014 - 11:32
wanderer_from:
#2

По ночной запаре (а я пишу только ночами, ибо днем не получается сосредоточиться) забыл упомянуть тот факт, что Дождь приниципиально не пользуется услугами коммерческих посредников, не без оснований считая, что посредники нае… эээ… обманут. Ни в рекламе, продавая эфир самостоятельно, что приводит к недопродажам в сегментах комплексных предложений, ни в дистрибуции - без участия контент-агрегаторов, таким образом ограничивая сбыт операторами, которые ведут самостоятельную эфирную политику. Хотя многие пользуются агрегаторами исключительно по причинам не желания оного налаживать.

Таким образом, гиперпроффи-коммерсанты режут каналы доходов вместо того, чтобы пытаться разрулить дистрибуционные конфликты интересов. Я ж говорю - они облажались.


5 февраля 2014 - 12:09
Qwerty-tel:
#3

Предпосылки для новой модели говорите :).
Наверное да. Мне это напомнило вялотекущую ситуацию между ОТТ и провайдерами, в части попыток взимать деньги с ОТТ.
А что будет если операторы "веерно" отключат, контент сильно загружающий их ресурсы, например Гугл? И включат только после того как он начнет платить за трафик?
Наверное Гугл явно популярнее Дождя и будет возмущение, а с другой стороны поднимется Яндекс, который поняв ситуацию начнет оплачивать доступ своих серверов в Интернет :)))).


п.с. не очень понимаю (многие думаю тоже не очень, исключая Черномазова), поэтому пытаюсь дискутировать и, так сказать, в споре родить немного истины :))


5 февраля 2014 - 12:42
Sergey Gilfanov:
#4

Пока большая часть населения не приучится к безналичным мелким платежам - народ не будет платить ОТТ и, соответственно, сервисам нечего будет платить операторам.
Вот все эти триколор и прочие - они как оплачиваются? Наверняка наличкой в платежный автомат. А каждый ОТТ в такой автомат не вставишь - народ будет запутываться, где получателя платежа там искать.


5 февраля 2014 - 12:57
wanderer_from:
#5

Просмотр сообщенияQwerty-tel (05 февраля 2014 - 11:09) писал:

Мне это напомнило вялотекущую ситуацию между ОТТ и провайдерами, в части попыток взимать деньги с ОТТ.
А что будет если операторы "веерно" отключат, контент сильно загружающий их ресурсы, например Гугл? И включат только после того как он начнет платить за трафик?


Собственно, статья именно об этом. Наблюдаем типичный конфликт между старыми и новыми. Я лично закупил два мешка попкорна и получаю удовольствие.

Просмотр сообщенияQwerty-tel (05 февраля 2014 - 11:09) писал:

Наверное Гугл явно популярнее Дождя и будет возмущение, а с другой стороны поднимется Яндекс, который поняв ситуацию начнет оплачивать доступ своих серверов в Интернет :)))).


Это называется "конкуренция" и я считаю это не просто хорошо, это прекрасно!

Просмотр сообщенияSergey Gilfanov (05 февраля 2014 - 11:42) писал:

Вот все эти триколор и прочие - они как оплачиваются? Наверняка наличкой в платежный автомат. А каждый ОТТ в такой автомат не вставишь - народ будет запутываться, где получателя платежа там искать.


Проникновение платежных карт растет, не смотря на все усилия Отечества этот рост зарезать. Пройдет немного времени, как народ научится, включая бабушек. Хотя бы естественным путем умирания законченных слоупоков, боящихся компьютера :)
Дядька у меня в деревне платит за триколор карточкой в банкомате в ближайшем городе и кажется уже освоил мобильный банк Сбера.


5 февраля 2014 - 13:09
kapa:
#6

Про мизерность охвата аудитории Дождя я бы вот такую картинку прикрепил:

[attachment=18456:1604365_10151985628648800_794645028_n.jpg]

А то мне кажется, что не все до конца понимают о каком порядке мизерности идёт речь.

Да, это данные за один день всего:

Цитата

Президент ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин не согласился с Винокуровым, подчеркнув, что это данные лишь за один день.


http://tvrain.ru/art...ratorov-361548/

но 4 место, это не 44, не 84. Учитывая, что у ТВ-операторов каналов давно уже за сотню.


5 февраля 2014 - 13:40
Sergey Gilfanov:
#7

Просмотр сообщенияwanderer_from (05 февраля 2014 - 11:57) писал:

Дядька у меня в деревне платит за триколор карточкой в банкомате в ближайшем городе и кажется уже освоил мобильный банк Сбера.


А подробнее посмотреть, как это происходит:
1) Вставляет карточку/набирает ПИН
2) Ищет в меню Телевидение->Триколор.
3) Оплачивает.

А теперь представим, что этих ТВ сервисов ОТТ хотя бы несколько десятков. Каждому из них с каждым платежным оператором договор заключать, чтобы пункт в автомате появился? И как их там потом в автомате искать?
А прямой онлайн платеж из дома с компьютера у народа правильную паранойю вызывает - как это делать безопасно объяснить можно, но это же усилий требует.

Например:
Платить напрямую с зарплатной карты сильно неразумно, нужна специальная для онлайн платежей.
Тот банк, в котором зарплатую карту сделали может не иметь нормального банковского клиента.
Попросить переводить зарплату на другую карту/банк - можно, но волком смотрят и влом возится с оформлением.
Переводить деньги в удобный банк самому - так банки комиссию хотят. В результате приходится снимать наличные и тут же рядом скармливать их железке другого банка/платежной системы
Дополнительную карту/счет для платежей оформлять надо. Часто - не бесплатно.
Банки сами делают так, чтобы их картами влом пользоваться было. Скажем, у Альфа-Банка нельзя получить карту, которая НЕ дает доступа ко всем счетам, когда пользуешься их банкоматом.
У сбера - почти так же. Если утащили карту и подсмотрели через плече пин - то получение доступа к личному кабинету cо всеми твоими деньгами резко упрощается.
Ну и тд - небольшая кучка мелких, но напрягающих мелочей.


5 февраля 2014 - 14:01
didandr:
#8

Про Дождь могу сказать только одно.
Они не прошли медные трубы.
Всё остальное у них получилось.


5 февраля 2014 - 14:16
Дятел:
#9

Просмотр сообщенияwanderer_from (05 февраля 2014 - 10:32) писал:

По ночной запаре (а я пишу только ночами, ибо днем не получается сосредоточиться) забыл упомянуть тот факт, что Дождь приниципиально не пользуется услугами коммерческих посредников, не без оснований считая, что посредники нае… эээ… обманут. Ни в рекламе, продавая эфир самостоятельно, что приводит к недопродажам в сегментах комплексных предложений, ни в дистрибуции - без участия контент-агрегаторов, таким образом ограничивая сбыт операторами, которые ведут самостоятельную эфирную политику. Хотя многие пользуются агрегаторами исключительно по причинам не желания оного налаживать.

Таким образом, гиперпроффи-коммерсанты режут каналы доходов вместо того, чтобы пытаться разрулить дистрибуционные конфликты интересов. Я ж говорю - они облажались.


На этом дурацком рынке "сколько евреев - столько и мнений"...

Мне кажется, крупный агрегатор "Синтерра-Медиа" их предлагает....


5 февраля 2014 - 14:28
alcool:
#10

Слушайте, отличная статья, только в ней не отражен один факт: Дождь платил триколору, очевидно по рыночной цене. А теперь триколор прекращает вещание, предоставляя сомнительные аргументы.
Ремарка: 0.8% вы убедительно посчитали, только забыли, что это сугубо региональный канал. Так что на региональном рынке, его доля более значительна.
Ремарка2: Отказ от услуг посредников (для продажи рекламы), это не провал, а ноухау. Синдеева проделала уже подобное на радиостанции "серебрянный дождь". Суть примерно такая, что они доказывают рекломадателю, что у них аудитория качественно отличается от конкурентов.


Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться