vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Об универсальных услугах замолвив словечко 12

Дата публикации: 05.09.2011
Количество просмотров: 12589
Автор:

Интересную тему недавно подняли Ведомости в статье «Мобильный доступ к бюджету». Предыстория такова. В прошлом году наш премьер, которого любят в народе за то, что он всех готов «мочить в сортире», то есть, извините, заговорился, конечно же, слов на ветер не бросает, ударил автопробегом от Читы до Хабаровска. Кто ездил в Хабаровск на автомобиле, тот знает, дорога не простая. По сравнению с тем, что было, и по меркам Дальнего Востока, дорога просто отличная. Но, ясно дело, не магистраль.

Если сказать по-простому, трасса «Амур» это вам не истребитель, где на раз сел вдалеке от дома, на южных рубежах России, а на два, через два-три часа, глядишь, уже на месте, в Москве родимой. В общем, намаявшись видать в дороге, да еще и проехав 750 км за рулем изделия российского автопрома, премьер был суров. Поэтому маленькое такое недоразумение¸ отсутствие не трассе сигнала сотовой связи, или как говорят в народе «не ловит», - стало большой такой проблемой для операторов мобильной связи. Премьер свое слово сказал, то есть указание дал. Надо исполнять. А делать не хочется. И дело здесь не в том, что банально денег жалко. Два миллиарда, которые неизвестно когда окупятся, под «ногами не валяются». И все-таки не такие уж и большие это деньги для «большой тройки». Эти компании и поболее бюджетами ворочают.

Здесь дело в принципе. Хорошо, пока премьер любит горные лыжи и катается в Сочи. Но где гарантия, что в будущем он не ударится в походы? Встанет тогда премьер на лыжи и как «рванет» напрямик до Магадана. Или решит сплавиться на плоту до Салехарда, что «хрен редьки не слаще». При таком раскладе единственный путь для любого сотового оператора, какая не была бы у него EBITDA, это путь «в мир с протянутой рукой». Естественно, мир – это народ, а народ – это государство. Вот и решила «большая тройка», так сказать «во избежание» и чтобы подстраховаться на будущее, обратиться в «мир», то есть к государству, а значит к фонду универсальных услуг. Благо в государстве нашем такой оказывается есть.

Цитата из статьи «Мобильный доступ к бюджету», Ведомости: Доступ к фонду хотели бы получить и мобильные операторы, говорил в мае 2011 г. топ-менеджер МТС. Государство настаивает, чтобы мобильная связь работала даже в районах, где она нерентабельна, например на трассе «Амур» (Чита — Хабаровск), — значит, операторы вправе ждать компенсаций и логично использовать для этого фонд универсальной услуги, рассуждал он.

На самом деле идея дать связь в самые удаленные районы нашей необъятной родины начала витать еще на рубеже смены веков и тысячелетий. То есть дать не в полном объеме, как в крупных городах, где связь активно развивалась, но дать хотя бы в ее социальной форме. Так, что бы можно было позвонить через таксофон, или получить доступ в интернет в поселениях, где живет не менее 500 человек. Естественно затраты, которые в массе своей на «социалку» несли региональные электросвязи холдинга «Связьинвест», позже объединенные в МРК, а теперь «слившиеся» в «Ростелеком», по версии Министерства связи надо было как-то возмещать.

Сказано, сделано! И в новой редакции федерального закона ФЗ-126 «О связи», принятого в 2003 году, среди многих революционных по своему содержанию изменений ввели понятие универсальных услуг связи (УУС). Правда, закон изначально носил рамочный характер и требовал принять подзаконные акты, разработка которых в то время изрядно затянулась. На практике механизм, который позволил реализовать универсальные услуги, был запущен только весной 2005 года, после утверждения ряда нормативных документов в Правительстве РФ. В общем, теперь каждый оператор отчисляет 1,2% от дохода (в начальной версии обсуждались отчисления в 2% и даже 3%), за счет которых уже идет возмещение убытков тем, кто взвалил на себя «тяжкую печаль» государства. Впрочем, если думать о возмещении убытков как о деле не прибыльном - можно сильно ошибаться.

Возьмем для примера Приморский край. По условиям конкурса №299 на торги в 2010 году были выставлены три лота, на 237, 209 и 225 таксофонов соответственно. В конкурсе участвовали ООО «ТаксТелеком», ЗАО «Синтерра» и ОАО «Дальсвязь». По итогам, которые Россвязь подвела 30 декабря 2010 года победителем по всем трем лотам признано ОАО «Дальсвязь». Размер ежегодного возмещения убытков составил соответственно 17 300 000, 15 900 000 и 17 000 000 рублей. Таким образом, ежемесячная стоимость обслуживания одного таксофона составляет соответственно 6 083, 6 340 и 6 296 рублей. Для справки напомним, контракт по оказанию универсальных услуг заключается на пять лет.

Из пресс-релиза Россвязи по поводу обращения жителей двух поселений Приморского края: Села Таёжное и Молодёжное – это населенные пункты бывшего лесозаготовительного предприятия «Терней лес». Расстояние от с. Молодежное до районного центра Красноармейского района села Новопокровка составляет 208 км. В настоящее время в селах установлены таксофоны для оказания универсальных услуг связи, с использованием спутниковых каналов доступа по оборудованию VSAT.

Вы думаете шесть тысяч рублей ежемесячно за таксофон это много? Не стоит торопиться с выводами. Стоимость оборудования, вандализм, обслуживание в условиях больших расстояний – все это влияет на затраты. Давайте сравним с другими регионами, обратив свой взгляд для примера на Юг, в Ставрополье. По итогам конкурса №285 на право оказания универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, проведенного осенью 2009 года, сумма ежегодного возмещения убытков составляет 7 284 301 рубль, а по условиям на конкурс выставлялось обслуживание, внимание, … ШЕСТИ таксофонов. В среднем на один таксофон государство ежемесячно возмещает убытки в размере 101 170 рублей. Неплохое такое ARPU, не правда ли?

Краткая справка по одному из населенных пунктов Ставропольского края, с. Тищенское: Село Тищенское расположено в северо-западной части Изобильненского района на расстоянии 22 км от районного центра г. Изобильного, и в 78 км от краевого центра г.Ставрополя. Здесь проживает 3288 человек. Общая площадь административной территории 271 гектар.

Что-то подобное есть и в Волгоградской области. По итогам конкурса №286, проведенного также осенью 2009 года, сумма ежегодного возмещения убытков составляет 8 432 600 рублей, а на обслуживание, по условиям конкурса, передано семь таксофонов. Один таксофон обходится государству в 100 388 рублей ежемесячно. А вот к примеру в краю черного золота, в Ханты - Мансийском автономном округе, ситуация будет кардинально другой. На конкурсе №276 «разыгрывалось» девять таксофонов. По результатам сумма ежегодного возмещения составила 3 325 598 рублей, или 30 792 рубля на один таксофон в месяц.

Как заметно, «бардак» с универсальными услугами страшный. Поэтому, цитируя упомянутую выше статью в Ведомостях, «…пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева уверена: если к фонду допустят сотовые компании, его средства станут расходоваться эффективнее» - фраза смотрится очень и очень к месту. Вот только видя умение господ из «большой тройки» отстаивать свои интересы на самом высоком государственном уровне, как-то мало верится, что от наведения порядка, то есть повышения эффективности, станет лучше. Во всяком случае, для альтернативных операторов. Задачи ведь будут ставиться масштабнее, а значит, потребуется больше денег. Глядишь, так и до повышения налога, то есть процента отчислений с дохода, «ой» как недалеко…

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/21026/ob-universalnyih-uslugah-zamolviv-slovechko.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться