vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

ГЛОНАСС в сельском хозяйстве 22

Дата публикации: 04.03.2011
Количество просмотров: 19223

ГЛОНАСС шагает по стране и подмял уже немало сфер. Очередной удар пришёлся на весьма неожиданную нишу - сельские хозяйства. Наряду с несколькими другими датчиками, наши навигационные чипы вошли в системы, контролирующие работу автотранспорта. В данной публикации речь пойдёт о внедрении оной в совхозах.

Во времена гламура, матовых кайенов и Сколково кому нужны сельские хозяйства? Забытые богом и коровами раскиданы по всей Сибири тысячи еле живых совхозов. Разваленные здания, разобранные комбайны, горы ржавого железа, покрышек, заросшая сорняком территория и несколько человек, местных рабочих, шатаются от продуваемого ветрами гаража без оконных стёкол до местной конторы, в которой выписывают путевые листы.

Приезжаешь в них и такая скука сразу обволакивает. Особенно радуют патриотические советские лозунги:

Не все хозяйства, конечно, такие. Есть и вполне достойные, в которых и скота полно и здания в порядок приведены, и прибыль они неплохую приносят. Но даже в таких организациях, которые поднялись с колен благодаря жёсткой политике руководства, сложно уследить за всем. Где-то простой техники, кто-то бензин слил, там машина зерна пропала. В запущенных совхозах совсем хоть плачь. Вот давеча по соседству две коровы и три овцы утонули у себя в стойле, потому что за ними не убирали. Стоит ли обсуждать когда и с чего это началось?

Мне повезло в этом году поучаствовать во внедрении очень интересной системы контроля транспорта. Этот программно-аппаратный комплекс позволяет следить за многими параметрами сельскохозяйственной техники и её надлежащим использованием.

Теоретически эта система позволяет экономить существенные суммы, из-за чего собственно и внедряется. Действительно, теперь уже водила бензин не сольёт, потому что в баке стоит датчик топлива, с курса не собьётся, на полтора часа никуда не скроется, потому что на крыше торчит антенна ГЛОНАСС, зерно мешками не потаскает с машины, потому что на кузове датчик массы, по вечерам на рабочей лошадке не покалымит опять же — меньше ушатываться машина будет. Но, прямо скажем, это только теоретически. На деле всё упирается в реализацию.

В данный момент, насколько мне известно, внедрением таких систем занимается несколько организаций. Нам пришлось иметь дело с ВИСТ групп. Внедрение производили их инженеры с поддержкой наших специалистов.

К сожалению (или к счастью), мне не довелось участвовать в этом процессе непосредственно. Я занимался организацией каналов связи до серверов. Поэтому много что знаю лишь в общих чертах. Насколько я понимаю, технология их ещё не обкатана, поскольку возникает большое количество проблем, рабочий процесс не отлажен, периодически случаются накладки.

Например, со слов наших сотрудников, инженеры ВИСТ Групп сами довольно поверхностно разбираются в вопросе. Проблемы с ПО от неработающей кнопки «Печать» до неправильных замеров уровня топлива. Проблемы с датчиками от огромного количества глюков до неудачных перепрошивок.

Почему к счастью? Потому что эта работа означает практически постоянное нахождение в командировках в деревнях, довольно скучные и однообразные задачи и большое количество низкоинтеллектуального труда, вроде копания в комбайнах. Не для того в институтах учились.

Принцип работы

Вкратце расскажу о схеме работы этой системы.
Есть их глобальный сервер в интернете, который занимается обработкой всех данных. Этот сервер хранит также базу данных и карты.

Есть локальный сервер в хозяйстве, на который реплицируется БД с главного сервера. Этот сервер, в свою очередь, обрабатывает запросы пользователей — диспетчеров.

Есть диспетчеры. Это люди, которые выписывают путевые листы, следят за их исполнением и за параметрами машин. По сути, это главные исполнители. Это должны быть ответственные люди, заинтересованные в честности работников. Но боюсь, что подчас, это не так, и кураторы проектов подходят к своей работе формально, а вслед за ними и диспетчеры, разумеется. И как бы ни была избита фраза «Рыба гниёт с головы», но так оно и есть, и если сам заказчик не будет заинтересован, то и от исполнителей ждать нечего.

Когда мы пришли в первый раз в районе обеда в один из гаражей, выглядящему под стать локациям в Сталкере, на столе лежал подписанный путевой лист на 8:00. То есть человек его подписал (или кто-то за него) и никуда на самом деле не поехал или вовсе спал в это время дома. На стенах были художественные пейзажи из сигаретных пачек, бутылок и гниющего дерева. Но мы же не об этом?

В качестве платформы для серверов должны выступать какая-нибудь из серверных версий Windows.

Есть клиентская часть, которая ставится на компьютеры диспетчеров и через сеть подключается к локальной базе. На практике это не всегда возможно — в таких глухих закоулках России подчас даже сотовой связи нет. Где-то обходилось EDGE-свистками, где-то проложил канал провайдер, где-то операторы связи дали E1, где-то пришлось ставить спутниковые антенны.

Во многих точках давали лишь выход в интернет и приходилось строить VPN. Если ширина канала недостаточна (ВИСТ'ы указали не менее 512 k), то их клиент не может даже подключиться, хотя проверка Oracle проходит на ура, да и инженеры изначально заявляли, что это возможно. Для такого случая пришлось использовать терминальный доступ на сервер. В таком варианте много тонких моментов, как например, подключение удалённого принтера с двусторонней печатью (это отдельный триллер в двух частях), но он рабочий.

Через клиентское приложение можно в реальном времени наблюдать за движением машин. На картинке размечены дороги, поля, типы культур на этих полях, ну и, конечно, сама техника с номерами и подписями:

Коллеги говорят, что осталось добавить функцию выделения нескольких объектов и отправки их на точку для выполнения работ — директору станет намного интереснее.

Датчики

Теперь несколько слов о датчиках. Ими оборудуются все машины совхоза: тракторы, комбайны, грузовики. Они отслеживают уровень топлива, массу груза и самое интересное — координаты.

Чтобы установить датчики на некоторые машины, нужно почти наполовину их разобрать. Например установка датчика груза влечёт полный демонтаж кузова.

Координаты, разумеется, снимаются с чипа ГЛОНАСС. Это позволяет следить за местоположением и скоростью объекта. То ли из-за текущего состояния нашей системы навигации, то ли, что более вероятно, из-за реализации её в терминалах ВИСТ-групп, объекты иногда пропадают с карты и появляются через некоторое время в другом месте. Было у нас ещё предположение, что это НЛО, но доказательств пока нет.

Датчики топлива — отдельная и длинная история.

Вместо поплавков в баки ставят объёмные датчики. Измерение происходит с помощью специальной шкалы, которая засовывается в бак. Почему нельзя было реализовать съём этих данных со штатного датчика, остаётся загадкой. Можно было бы ещё сложностью объяснить, почему этого не сделали на туканах или ягуарах — возможно, это какие-то непростые схемы, механизмы, но Камазы, МТЗ? В них ведь всё просто, как 3 копейки. А с новыми датчиками проблем выше крыши. Шкала эта отрезается от длиной заготовки длиной около метра вручную. То есть погрешность в пару сантиметров тут скорее норма, нежели исключение. С такого рода датчиками каждый автомобиль нужно тарировать (калибровать) отдельно. То, что верно для одного КамАЗа, совсем необязательно будет работать на другом — разные объёмы, разные длины датчиков. Стоит ли объяснять, какой простор тут для разгильдяйства? Стоит, пожалуй:

  • Тарировать один автомобиль и применить эту формулу для всех других;
  • Поставить датчик так, что через несколько недель он или его детали превращается в труху от трения;
  • Поставить датчик так, что он будет мешать стандартному и сломать стандартный, чтобы он не мешал новому;
  • Просверлить отверстие в корпусе трактора, потому, что иначе датчик туда не лезет;
  • Засунуть датчик в такие труднодоступные и непроходимые дебри, что страшно и представить.

 

У такого подхода есть и ещё один существенный недостаток — сильная чувствительность к крену. Поскольку он измеряет уровень в одной конкретной точке — точке установки, то скачки показаний иногда достигают ста литров.

И самая волнительная часть: как данные передаются на сервер. Всё просто и нисколько даже не волнительно: каждая машина оснащена GPRS-модемом примерно такого плана:

Пропускной способности вполне достаточно, чтобы передать несколько килобайт информации.
Нужно отдать должное — на этой системе ведётся лог событий, и если теряется связь, то данные всё равно будут переданы, когда соединение восстановится.

Вот в общем-то и сказ весь. Я мог бы сказать, что время покажет, будет ли система окупаться, учитывая колоссальные деньги, которые на неё затрачены, но боюсь, что до меня, как и любого другого простого смертного дойдёт не обязательно реальная информация.

Можно присовокупить также к сей истории и менталитет русского человека. Неужели у нашего мужика не хватит смекалки обойти лучшие умы ВИСТ групп и их системы защиты? Датчики сначала снимали, кувалдой сбивали, потом стали замыкать контакты, выдёргивать штекеры, перерезать кабели, перетирать кабели, переламывать кабели. Один даже подключил к ним магнитолу и при её выключении выключался и обрабатывающий терминал.

Из терминалов вытаскивают симки, закрывают приёмники GPS фольгой, вытаскивают или сжигают предохранители. В общем, чего только не придумают.

За время моего пребывания в этих деревнях и работы с местными жителями я понял одну вещь: не ИТ внедрять надо, а в первую очередь людей менять. Весь разброд начинается с них. Над этими людьми нужен тиран, который ударяется в крайность в своей требовательности.

И несмотря на то, что люди будут его ненавидеть и видеть лишь отрицательные качества. Только такой человек может выправить наших сибирских мужиков.

P.S. За информацию и поддержку спасибо Артёму Грубому, жертвующему собой на ниве новых технологий в отдалённых уголках Кузбасса. 

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/20227/glonass-v-selskom-hozyaystve.html

Комментарии:(22) комментировать

4 марта 2011 - 9:49
Robot_NagNews:
#1

Материал:
ГЛОНАСС шагает по стране и подмял уже немало сфер. Очередной удар пришёлся на весьма неожиданную нишу - сельские хозяйства. Наряду с несколькими другими датчиками, наши навигационные чипы вошли в системы, контролирующие работу автотранспорта. Во времена гламура, матовых кайенов и Сколково кому нужны сельские хозяйства? Забытые богом и коровами раскиданы по всей Сибири тысячи еле живых совхозов. Разваленные здания, разобранные комбайны, горы ржавого железа, покрышек, заросшая сорняком территория и несколько человек, местных рабочих, шатаются от продуваемого ветрами гаража без оконных стёкол до местной конторы, в которой выписывают путевые листы.

Полный текст


4 марта 2011 - 9:49
Гость_Артем_:
#2

Жуть короче.
Чем интересно, не угодил вариант с установкой WiFi сети и простенькой памятью на борту устройств?
Техника все равно ж в ангар возвращается - сразу и записать-передать на сервер сможет.
А так - как представишь, сколько бабла на все эти тарелки, GPRS и прочее тратится - какая тут уж экономия...


4 марта 2011 - 10:16
eucariot:
#3

Просмотр сообщенияАртем (04 марта 2011 - 09:49) писал:

Жуть короче.
Чем интересно, не угодил вариант с установкой WiFi сети и простенькой памятью на борту устройств?
Техника все равно ж в ангар возвращается - сразу и записать-передать на сервер сможет.
А так - как представишь, сколько бабла на все эти тарелки, GPRS и прочее тратится - какая тут уж экономия...

Сложно с вами спорить. Единственный и, возможно, не столь существенный плюс: информация передаётся в реальном времени. И если какой-нибудь шофёр поехал не туда или вдруг уровень топлива скаканул, можно тут же позвонить и выяснить, а не вечером разбираться, если вообще разбираться.


4 марта 2011 - 10:59
rm_:
#4

Цитата

К сожалению (или к счастью), мне не довелось участвовать в этом процессе непосредственно. Я занимался организацией каналов связи до серверов. Поэтому много что знаю лишь в общих чертах. Насколько я понимаю, технология их ещё не обкатана, поскольку возникает большое количество проблем, рабочий процесс не отлажен, периодически случаются накладки.

Например, со слов наших сотрудников, инженеры ВИСТ Групп сами довольно поверхностно разбираются в вопросе. Проблемы с ПО от неработающей кнопки «Печать» до неправильных замеров уровня топлива. Проблемы с датчиками от огромного количества глюков до неудачных перепрошивок.

Вот эта часть неприятное впечатление произвела, ну нельзя так. Если смешиваете кого-то с грязью, то пишите о том, что лично видели, а не на базе чьих-то слов и предположений.


4 марта 2011 - 11:42
eucariot:
#5

Просмотр сообщенияrm_ (04 марта 2011 - 10:59) писал:

Вот эта часть неприятное впечатление произвела, ну нельзя так. Если смешиваете кого-то с грязью, то пишите о том, что лично видели, а не на базе чьих-то слов и предположений.

Давайте без излишне эмоциональных фраз, вроде "смешивать с грязью"? Я лично знаю этих людей - неплохие парни. И я лично знаю наших сотрудников, которые занимаются обслуживанием и буквально живут с инженерами ВИСТ груп. Я лично видел глюки их приложения и хоть и не в деле видел, но знаю о косяках с датчиками, потому что они документально зафиксированы. Ребята выполняют ту работу, которую им дали, и не их вина в общем-то, что отправили их сюда зелёными. Тем более с момента написания статьи прошло уже длительное время и, справедливости ради, я должен сказать, что часть болезней излечили, и инженеры, разумеется, поднабрались опыта.


4 марта 2011 - 13:38
Saab95:
#6

В глубинке то, что водитель может на служебной машине съездить по своим делам или слить немного бензина, помогает удерживать кадры.
Если запретить сливать бензин и подработать на стороне, никто за те копейки что там платят работать не станет.


4 марта 2011 - 13:55
eucariot:
#7

Просмотр сообщенияSaab95 (04 марта 2011 - 13:38) писал:

В глубинке то, что водитель может на служебной машине съездить по своим делам или слить немного бензина, помогает удерживать кадры.
Если запретить сливать бензин и подработать на стороне, никто за те копейки что там платят работать не станет.

Этот момент должно было компенсировать увеличение зп, но
1) это менталитет
2) было ли это на самом деле.


4 марта 2011 - 18:36
Sergey Cheban:
#8

Просмотр сообщенияSaab95 (04 марта 2011 - 13:38) писал:

В глубинке то, что водитель может на служебной машине съездить по своим делам или слить немного бензина, помогает удерживать кадры.
Если запретить сливать бензин и подработать на стороне, никто за те копейки что там платят работать не станет.

Одно дело - "немного, для себя". Это зачастую симбиоз: водителю от таких действий пользы больше, чем вреда предприятию, а предприятие компенсирует свои потери за счёт низкой зарплаты. В результате все довольны. Другое дело - когда водитель начинает продавать бензин или груз налево за полцены. В этом случае водитель получает мало, а предприятие теряет много. Это - чистое зло, с ним надо бороться.


5 марта 2011 - 0:29
Прохожий:
#9

Цитата

Коллеги говорят, что осталось добавить функцию выделения нескольких объектов и отправки их на точку для выполнения работ — директору станет намного интереснее.

Ага, игра "веселый фермер", стратегия совсем уж реального времени :)

Тут уже кто-то шутил, что войны будущего - это передвижение юнитов на экране мышкой. Все постепенно сбывается.

Вызвал тут я недавно такси. Получилось так, вышел раньше, минут на пять-семь, увидел подъезжающую машину. Оказалась да, оно. У водителя - марахайка с экраном дюймов пять, сенсорным. Пульт системы управления. Я спрашиваю, мол, а чего мне-то не позвонили. Он говорит, так я же еще не нажал, что приехал на адрес. Смотри! Нажимает на кнопку. Через 15 секунд (!!!) у меня звонит телефон и приятный женский голос говорит мне марку и номер машины. Счетчик запускается там же. Бля буду, все через центр прокачивается. И где каждая машина - видно. И кстати, там же список текущих вызовов. Никакой рации и звонков нет вообще. И нафиг не надо. Прогресс, блин...


5 марта 2011 - 4:58
-Ars-:
#10

Цитата

Вызвал тут я недавно такси. Получилось так, вышел раньше, минут на пять-семь, увидел подъезжающую машину. Оказалась да, оно. У водителя - марахайка с экраном дюймов пять, сенсорным. Пульт системы управления. Я спрашиваю, мол, а чего мне-то не позвонили. Он говорит, так я же еще не нажал, что приехал на адрес. Смотри! Нажимает на кнопку. Через 15 секунд (!!!) у меня звонит телефон и приятный женский голос говорит мне марку и номер машины. Счетчик запускается там же. Бля буду, все через центр прокачивается. И где каждая машина - видно. И кстати, там же список текущих вызовов. Никакой рации и звонков нет вообще. И нафиг не надо. Прогресс, блин..

Чо-то какой-то неинтересный прогресс у вас в обеих столицах. Я, когда 2 года назад был в Е-бурге, активно пользовался услугами такси, не помню правда названия компании. С ихнего хайтека просто офигел. Сразу после заказа приходит СМС-ка, что заказ принят. Потом еще одна - с моделью машины, номером и ценой поездки. И последняя - когда машина на месте. Водила ничего не жмет, у него GPS в машине стоит и по приезду автоматом шлет рапорт в центр.
А у нас все по-старинке, телефоном вызываем, внизу ждем, о цене торгуемся... Восток-с... Одно утешение - в Англии и Португалии - то же самое, а хитропопых таксистов наверное и поболее будет ;)


Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться