Кажется, опять настало время идти в чулан и сдувать пыль с давно не используемых аналоговых приёмников. На днях Госдума приняла очередной закон, призванный ограничить влияние иностранцев на медиарынок России. Если не вводить лишних сущностей, то речь фактически идёт о полном запрете иностранной медиапродукции в стране:
Иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другой страны, совокупно и каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) периодического печатного издания, сетевого издания, телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы, а также являться редакцией таких средств массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) вещание.
Помимо запрета быть учредителем, вводятся лимиты на владение СМИ – не более 20% совокупно:
Иностранное государство, международная организация, а также заходящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с долей иностранного участия более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другой страны, совокупно и каждый в отдельности, не вправе владеть, управлять или контролировать прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных ему лиц или посредством владения более 20 процентов долей (акций) любого лица) более 210 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя периодического печатного издания, сетевого издания, телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы, а также редакцией таких средств массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) вещание.
Закон вступит в силу с 1 января 2016 года, т.е. уже через полтора года, а полностью заработает с 15 февраля 2017 года. В промежутке между этими двумя датами учредители и акционеры должны привести свои активы в соответствие закону. Если этого не будет проделано, Роскомнадзор заблокирует издание.
Особенностью инициативы является то, что не делается совершенно никакой разницы между политическими, общественными и развлекательными изданиями. Пишешь ты о политике, показываешь что-то типа «Дом-2» или же рассуждаешь о рельефе Марса – делать это можно только без иностранного участия. Можно возразить, что 20% никуда не делись, но на практике это означает, что СМИ перестают интересовать иностранных инвесторов как основной актив. Купить по случаю процентов 10 акций прибыльного предприятия можно, всерьёз же рассматривать рынок – нет.
Причинами принятия закона были названы козни Запада идущие информационная война против России. Автор инициативы, Вадим Деньгин, так объяснил необходимость ограничения аполитичного «глянца»:
Во время информационной холодной войны, которую развернула не Россия, а западные так называемые "партнеры", иностранные инвесторы скупают наши СМИ и диктуют нам правила», — говорит Деньгин. По словам автора законопроекта, особую опасность представляют глянцевые журналы, которые скупают инвесторы с Запада и публикуют заметки об автомобилях, о гламурных часах, а затем начинают в эти же глянцевые издания «аккуратно пропихивать статьи, которые работают на Запад и на «пятую колонну». «Иностранные СМИ мочат парламент и мочат депутатов», — уточнил Деньгин
К сожалению, законодатели обошли вниманием и не объяснили зашифрованные изображения на мордах котиков в передачах Animal Planet и тайные звуки китов, разрушающих страну. Шутки-шутками, но о полном запрете любых иностранных СМИ (даже тех, которые не имеют лицензию в России), уже заговорили. В частности, такой подход предложил депутат от КПРФ Владимир Федоткин. Реакцию бизнес-сообщества нетрудно угадать. Выходов для иностранного капитала остаётся немного: либо продавать, либо уходить. Через третьих лиц контролировать издания будет крайне сложно, если вообще возможно. Проблема в том, что для некоторых каналов контент производится зарубежом и перевод их в российскую юрисдикцию практически невозможен. В любом случае, рынок «уже никогда не будет таким, как прежде», а читатели традиционных СМИ лишатся возможности узнать иное мнение. С учётом наступления на интернет, сомнений в очередной инкарнации занавеса уже не остаётся. Тем же, кто до сих пор сомневается, нужно всего лишь подождать пару лет и увидеть всё самим.
Материал:
Кажется, опять настало время идти в чулан и сдувать пыль с давно не используемых аналоговых приёмников. На днях Госдума приняла очередной закон, призванный ограничить влияние иностранцев на медиа рынок России. Если не вводить лишних сущностей, то речь фактически идёт о полном запрете иностранной медиа продукции в стране
Полный текст
А если СМИ чисто интернетовское (сайт)? Их всех заблокируют?
Если сайт зарегистрирован как СМИ - да, заблокируют. Если нет - пока не заблокируют, но это пока. Дальше ещё что-нибудь придумают.
1. "... контролировать прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных ему лиц или посредством владения более 20 процентов долей (акций) любого лица) более 210 процентов долей (акций) в уставном капитале лица..."
Не стоит повторять/цитировать явные ошибки.
"210" — это опечатка, хотя она и была воспроизведена (например, http://www.garant.ru/hotlaw/federal/565490/).
а вот в скане бумажного оригинала законопроекта этой ошибки нет (см. http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/81271B27DA86103243257D560038C06C/$FILE/604509-6.PDF?OpenElement)
2. В пояснительной записке (см. ссылку на pdf):
"Требования к иностранному участию в СМИ предусмотрены во многих странах мира. Так, например, в США иностранные лица могут контролировать не более 25% долей (акций) американских телевизионных каналов и радиостанций, во Франции
участие иностранных (не из стран Европейского союза) физических или юридических лиц в акционерном капитале телекомпаний ограничено 20%, в Австралии ограничения на иностранные инвестиции вещателей установлены на уровне 20%, в Индонезии и Канаде - 20%, в Испании - 25%."
Выглядит вроде как обоснование, но при внимательном прочтении возникает вопрос: в российской версии вводятся под единое ограничение (20% или не более 25% - это не самое важное) все виды СМИ, а не только телеканалы/радиостанции, как в США или в других названных там странах. Такое вот передёргивание.