vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Госдума позаботилась о "Ростелекоме"

Дата публикации: 31.01.2014
Количество просмотров: 3985
Автор:

Изменения в федеральный закон "О связи", за которые пару дней назад проголосовали в Госдуме, традиционно решают какую-либо частную проблему, не обращая внимание на все последствия.

Депутаты согласились с законопроектом*, который вносит изменения в условия расходования средств из фонда универсальных услуг (резерва универсального обслуживания). Новая редакция допускает заключение договора с единственным оператором, обслуживающим средства связи, финансируемые из фонда. Срок действия договора — до 10 лет.

Напомню, что к универсальным услугам связи относятся: услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Инициаторы изменений предложили новый вариант наименования универсальных услуг — "услуги телефонной связи" и "услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»", то есть исчезла привязка услуг к таксофонам и ПКД.

В качестве "нагрузки" этот эксклюзивный оператор должен будет обеспечить широкополосный доступ в населенных пунктах с числом жителей до 250 человек. Контракт с единым оператором, с учётом всех условий, по оценке Министерства связи и массовых коммуникаций "потянет" на сумму около 150 миллиардов рублей (похоже на то, что ежегодные сборы около 15 млрд. рублей просто умножили на 10 лет). Отраслевые чиновники считают, что такой "новаторский" подход повысит эффективность расходования средств из Фонда УУС и поможет выполнить в срок планы Минкомсвязи, предполагающие высокий уровень проникновения услуг доступа в интернет.

С учётом того, что в предыдущие месяцы уже обсуждались варианты устранения "цифрового неравенства" в небольших населенных пунктах и уже звучали идеи использования для этого средств, которые формируются из отчислений российских операторов в специальной фонд и были встречи/презентации "Ростелекома" как это можно сделать, то маловероятно, что в качестве единственного оператора универсальной услуги связи заявится кто-то другой, вместо "Ростелекома".

Понятно, что таким способом можно добиться лучшней интернетизации сел и деревень, чем есть сейчас. Гарантированный финансовый источник, длительный срок, высокий стартовый монопольный уровень, имеющийся у данного потенциального исполнителя, должны этому поспособствовать. Вот только сможет ли он реализовать всё сам или часть денег только пройдут через него другим компаниям-подрядчикам, которые в итоге получат меньше, чем сейчас, когда они участвуют в конкурсах напрямую. Федеральное агентство связи считает, что участие альтернативных коммерческих компаний в оказании универсальных услуг достаточно заметное ("почти четверть пунктов коллективного доступа от их общего числа организованы альтернативными операторами связи", — цитата с сайта Россвязи). Но это сложилось сейчас...

Другая сторона медали — это разрушение предпринимательского климата в телекоме, когда "на свой страх и риск" реализовывались небольшие проекты и люди, вкладывая личные финансы, взвешенно подходили и к кап.затратам и к операционным расходам. Благодаря этому доступ в интернет предлагается не только в крупных городах. Понятно, что по пути прокладки новых ВОЛС "единственным оператором" будут предусмотрены на будущее или сразу реализованы "ответвления" и в другие населённые пункты, где уже есть локальные интернет-провайдеры. В таком случае конкурентная среда изменится и, вероятно, каким-то провайдерам придётся начать работать в новых условиях.

Ещё одно обстоятельство, которое так получается, что не учитывается — это намеченная приватизация "Ростелекома". Если сейчас РТК находится под управлением государства и поэтому логично, что на него сваливаются проекты, оплату за реализацию которых компания получает от  государства, то по-другому будет выглядеть ситуация через год-два, когда государство не будет контролировать "Ростелеком". Да, проект, связанный с универсальными услугами, более сложный, более трудоёмкий по сравнению с подключениями в больших городах, но с финансовой точки зрения выглядит ситуация так, что за счёт сбора денег в фонд с других участников рынка, "Ростелеком" пройдёт начальный убыточный период и получит через несколько лет неплохой "кусок" рынка. Справедливо ли это? Также обращаю внимание, что финансовые ресурсы из фонда РТК достанутся  на "льготных условиях": никакой банк не будет обеспечивать денежными средствами в течение 10 лет и без процентов. Главное убедить, что экономически обоснованные затраты на оказание УУС именно такие, как их посчитал "Ростелеком". Плюс обещанная поддержка на различных административных уровнях, которая и раньше, конечно, была...

Небольшая "ложка дегтя": процесс возмещения убытков, связанных с оказанием универсальных услуг связи, проходит с нарушением сроков. Впрочем "Ростелекому" это знакомо.

На сайте Россвязи в январе 2014 года опубликовано сообщение о том, что Федеральное агентство связи перечислило деньги за II и III кварталы 2013 года. C задержкой расплатились с ЗАО "Сетьтелеком", ЗАО "Санкт-Петербургские таксофоны", ЗАО "Вебмедия сервис", ФГУП "Электросвязь" в Чеченской Республике, ОАО МГТС, ОАО "Таттелеком", ООО "Юниттелеком", ОАО "КБ Искра". Среди "пострадавших" и ОАО "Ростелеком", и ФГУП "Почта России".

Так как, по словам того же Никифорова, в Минкомсвязи теперь знают всё о наличии или отсутствии телекоммуникационных услуг в тех или иных населенных пунктах, то будет нетрудно подготовить приложение к госконтракту с перечнем населённых пунктов, к которым будут проложены оптоволоконные линии. Конечно же, эта информация должна быть публичной. Не исключено, что такой контракт появится уже в феврале-начале марта 2014 года, так как договоры по УУ "Россвязь" продлила на 1 квартал. Новые конкурсы на право оказания универсальных услуг в 71 регионе ранее были намечены (pdf) на апрель, май, июнь этого года.

Министр связи Николай Никифоров: "Мы планируем, что к 2018 году возможность подключения к ШПД появится у 97% населения страны. При этом мы рассчитываем, что основные строительные работы по прокладке волоконно-оптических линий связи будут выполнены за первые три года работы универсальных услуги связи в новых условиях".

Последние новости: Россвязь уже работает над текстом десятилетнего контракта с единственным оператором и рассчитывает до начала 2-го квартала подписать его. ИТАР-ТАСС сообщает, со ссылкой на заместителя руководителя Федерального агентства связи Владимира Шелихова, что, если будет выбран "Ростелеком", то как единственный оператор "получит значительную часть резерва" универсальных услуг и ещё должен будет указать в договоре объем собственных инвестиций.

------------------------
* Законопроект №297374-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части реформирования системы универсального обслуживания)" - текст и материалы к нему.
 

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/24759/gosduma-pozabotilas-o-rostelekome-.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться