1. Новости
Заметки пользователей
11.10.2012 08:23
3376
7
11.10.2012 08:23
PDF
3376
7

Все зависит от космических факторов

Автор: Wanderer From

О государственных закупках услуг связи в форумах идут нешуточные баталии. Кто-то считает, что в этой области наведен порядок, кто-то считает, что условия проведения тендеров (в любой форме) не очень-то честны и не соответствуют интересам заказчиков и особенно мелких операторов, предоставляющих услуги связи. Мнения могут различаться диаметрально, но то, что госзаказ в отрасли связи практически полностью подмял под себя «Национальный чемпион» является фактом. Это логично – полугосударственная компания и должна иметь некоторые преференции в этой сфере, но…

… Но с точки зрения развития рынка, антимонопольные органы должны обратить внимание на то, что доля госконтрактов ОАО «Ростелеком» начинает превышать разумные значения. Логика, на самом деле, проста: если государство желает иметь развитую телекоммуникационную отрасль, если желает иметь адекватные цены и качество услуг, то нужно давать шанс и региональным компаниям реализовывать проекты. Случаев того, что монополизм когда-то приводил к развитию рынка экономическая история не упомнит, ибо как учит один из теоретиков антимонопольного права Ричард Ален Познер: «монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения».

Вот, к примеру, к чему может привести желание заказчика «получить супернадежного поставщика» услуг в реальной жизни.

Предыстория: в апреле-мае текущего, 2012 года, Министерство здравоохранения Свердловской области объявило аукцион по теме: «Оказание услуг по организации широкополосных каналов связи для обеспечения физической возможности информационного обмена между каждым медицинским учреждением и региональным информационным ресурсом». Опытный телеком-юрист сразу обратит внимание, что таких услуг, как «организация широкополосных каналов для обеспечения физической возможности » не бывает. Есть услуги по передаче данных, есть телематические услуги. Есть, наконец, услуги по сдаче каналов в аренду. Но услуг по «физической организации каналов» в природе не существует. Кроме того, в условиях аукциона было четко прописано то, что «физические каналы» должны быть организованы исключительно по технологии, цитирую: «%название населенного пункта, ЛПУ% - не менее 2Mbps, оптоволокно».

Коллеги еще в мае резонно и законно задали вопрос организаторам торгов: «а почему оптоволокно? Для 2 Mbps достаточно, например, и ADSL/Ethernet или вообще любой меди?». Вот что ответил заказчик:

Все зависит от космических факторов

В общем, это было бы просто смешно, если бы в итоге выигравший аукцион ОАО «Ростелеком» в некоторых местах подключения как раз и не стал использовать это самое «оптоволокно», ограничившись фактически тем самым ADSL – об этом лично мне сообщили с мест приватно. Возможно, оптику и положили потом. Но условия конкурса были «заточены» под РТК с жесткими сроками и штрафными санкциями и очень интересно, выполнили ли они условия контракта в полном объеме. Сумма контракта, кстати, немаленькая - 25511417 (двадцать пять миллионов пятьсот одиннадцать тысяч четыреста семнадцать) рублей. И это только за «организацию физических каналов» без оказания собственно услуг связи. Выиграл аукцион в неравной борьбе, разумеется, сам «национальный чемпион». Неравной, потому что другие заявившиеся было компании после подобных разъяснений и одного заседания УФАС по СО снялись с пробега, и РТК выиграл аукцион автоматом, как единственный заявившийся. УФАС по Свердловской области, кстати, не оценили полет мысли организаторов. Ну, нет в ФАС специалистов, которые могут отличить строительство каналов связи от оказания услуг связи. Так получилось.

Тендер уже на собственно услуги не замедлил себя ждать. В конце сентября 2012 года был объявлен второй открытый аукцион в электронной форме по теме: «Выполнение работ по созданию регионального фрагмента единой государственной системы в сфере здравоохранения Свердловской области» с ценником уже 369 000 000 (триста шестьдесят миллионов) рублей в который уже входят услуги связи. Правда, туда еще внесли массу, как говаривал О.Бендер, дополнительных услуг – оборудование, монтаж, ПМИ, криптографию и все-все-все. И услуги связи. Можно спорить, можно соглашаться, но, разумеется ОАО «Ростелеком» является ведущим специалистом по поставке средств шифрования. Круче собственно разработчиков криптосредств, которые бы и поучаствовали в аукционе на поставку своей продукции, да только вот услуги связи они оказывать не умеют.

Сделана такая «сборная солянка» в виде масштабного проекта с одной единственной целью – ограничить круг участников аукциона, ибо не существует ни одного другого поставщика оборудования, ПО, строительно-монтажной организации, которая умеет все это вместе взятое, плюс еще может оказать услуги связи в г. Тугулым Свердловской области. Это умеет исключительно Мегателеком, который, получив подобный подряд, тут же наймет субподрядчиков и будет «руководить проектом». Впрочем, и для «руководства проектом» тоже будет найден субподрядчик из числа «лиц особо приближенных». Не буду называть их – рынок и так знает, кто это.

Почему собственно Министерство Здравоохранения Свердловской области не может выступать в качестве руководителя проекта для меня загадка – видимо экономить деньги налогоплательщиков не входит в интересы чиновников не входит, либо работают там некомпетентные люди, не способные отделить мухи и котлеты. Я почему-то на 95% уверен, что поставщики оборудования сделали бы серьезную скидку, а каналы РТК предоставил бы и так, но тоже в соответствии с 94-ФЗ.

На условия данного аукциона было подано аж 4 (четыре) запроса за разъяснениями, на которые доблестные «ИТ-менеджеры от медицины» храбро отвечали «не вашего ума дело» или попросту переписывали вопрос в утвердительном наклонении. Не буду захламлять заметку – просто почитайте перлы типа: «В связи с тем, что на объекте ЦГБ №15 не было определено расположение рабочих мест в привязке к планировкам, принят метод расчета локальной сметы №1 по объекту ЦГБ №15 на основе аналога, в соответствии с действующими СНиП и ГОСТ 21.1101-2009» когда задали вопрос «а почему цифры в ТЗ не соответствуют смете».

Если читатель думает, что подобное отношение имеет место быть исключительно в Свердловской области, то нет. Так по всей России. Например, открытый конкурс «Создание корпоративной сети передачи данных Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, объединяющей лечебно-профилактические учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югра» на 62 миллиона рублей в условиях конкурса имеет положение о преференциях (баллы при оценке по конкурсу) организациям с количеством сотрудников «более 100 тысяч человек». М.б. и не плохо иметь в штате 100 тыс. народу, но я стесняюсь спросить – а что, КСПД будут строить все эти люди?

В общем и целом, обращаюсь к юристам завсегдатаям Наг.ру и вообще читателям – как на ваш взгляд отразится монополизация госзаказа на рынке услуг связи? Вопрос риторический, но если кто-то окажет посильную юридическую помощь в оценке этих аукционов – милости просим.

7 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

О государственных закупках услуг связи в форумах идут нешуточные баталии. Кто-то считает, что в этой области наведен порядок, кто-то считает, что условия проведения тендеров (в любой форме) не очень-то честны и не соответствуют интересам заказчиков и особенно мелких операторов, предоставляющих услуги связи. Мнения могут различаться диаметрально, но то, что госзаказ в отрасли связи практически полностью подмял под себя «Национальный чемпион» является фактом. Это логично – полугосударственная компания и должна иметь некоторые преференции в этой сфере, но…

 

Полный текст

Nekrasov
Nekrasov

Не стоит экономить на здорове

А автору (если это всё сочинил он) стоит поглубже вникнуть в процесс

roling
roling

про здоровье как раз речь то и не идет :) Речь идет о невнятных условиях торгов и искусственно объеденных лотах. Т.е о коррупционной составляющей.Кстати подобные конкурсы не только в медицине вылазят - в образовании. гос.управлении и прочем сплошь и рядом встречаются конкурсы специально заточенные под Ростелеком.

A_Max
A_Max

Если посмотреть с другой стороны, то мне (как заказчику) нужно получить готовую инфраструктуру и мне не хочется вникать камими средствами, кто и какие части всего проекта будет выполняться. Мне нужно получить резуьтат и по поводу неполучения пинать конкретно одного поставщика, а иначе надо стать специалистом во всех отраслях. Эти конкурсы не для провайдеров, а для интеграторов по сути дела. И кому они будут раздавать подряды уже третий вопрос.

wanderer_from
wanderer_from

Интеграторы так-то не оказывают услуги связи. В общем, завтра заседание УФАС. О результатах доложу.

Diesel
Diesel

Если заказчик коммерческая компания - безусловно, пусть проводит тендер как хочет. Бюджетное же предприятие, пирующее на деньни налогоплательщиков, пусть поднимает тендер с соблюдением всех законов. Ростелеком такой тендер увы, не выиграет, но на это мне как-то уже пофиг.

naves
naves

Вот в Калининграде Ростелеком выиграл заказ

на право заключения государственного контракта в рамках реализации мероприятий целевой программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011 – 2012 годы»: «Персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты и ведения единого регистра медицинских работников» (создание регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения)

http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=4039226

 

Эти конкурсы не для провайдеров, а для интеграторов по сути дела.

Ростелеком внезапно стал интегратором после веб-выборов президента.