Хочу поделиться с читателями радостными новостями. Ну не столько радостными, сколько забавными и смешными, особенно если рассмотреть эти новости, не как отдельные информационные сообщения, но как последовательные факты в цепочке событий.
Но давайте последовательно:
Новость первая, которая и не новость - я даже ссылок давать не буду, ибо завсегдатаи Наг.ру знакомы с ситуацией не понаслышке. С прошлого года различные региональные и муниципальные органы государственной власти и местного самоуправления (как же в меня въелась эта канцелярия!) объявили войну подвесным кабельным линиям и сооружениям. Операторам было предложено "воспользоваться кабельной канализацией", которая повсеместно, особенно в крупных городах, принадлежит "Национальному Чемпиону".
Новость вторая:
"Россия поднялась на 32 позиции в мировом рейтинге развития электронного правительства" - факт, безусловно, отрадный. Тем более что рейтинг готовится под эгидой ООН, а не местячковыми аналитиками и социологами.
Индекс этот является интегрированным показателем из трех составляющих определяющих развитие: он-лайн сервисы государства, телекоммуникационная инфраструктура и "человеческий капитал". Понятно, что Россия "не дотянула" по "он-лайн сервисам", перетянула (незаслуженно, я считаю, если учитывать состояние современного образования) и вытянула в вопросах развития телекоммуникационной инфраструктуры. По показателю инфраструктуры РФ заняла аж 30-е место, обогнав Ирландию и Японию. Вот такой результат:
Country |
Index value (in order of decreasing value)
|
Estimated Internet users per 100 inhabs.
|
Main fixed phone lines per 100 inhabs. |
Mobile subscribers per 100 inhabs.
|
Fixed Internet subscriptions per 100 inhabs.
|
Fixed broadband per 100 inhabs
|
Russian Federation |
0.6583 |
43.00 |
31.45 |
166.26 |
41.73 |
10.98 |
Распространение мобильной связи очень помогло. С большим результатом по данному показателю выступили только Черногория и Антигуа-и-Барбуда - там проникновение близко к 185%.
По проникновению ШПД Россия несколько отстает. Даже у таких стран, как Барбадос (70,2%), Венгрия (65,27%) и Марокко (49%) проникновение интернет в пользовательскую среду больше. А вот проникновение ШПД в России, по версии J&P Consuting, с любовью отрисованное Ведомостями:
Оценочные данные, которые несколько скромнее данных ООН. Ну да это проблемы методики. Просто запомним цифры где-то между 38% и 43%.
И перейдем к новости третьей:
"Член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты (ТПП), заместитель гендиректора «Связьинвеста» Михаил Лещенко предлагает разработать госпрограмму, стимулирующую развитие в России широкополосного интернет-доступа (ШПД)".
Логика Михаила Александровича проста и незамысловата. Надо развивать интернеты в России? Надо! Денег дай!
Ведомости приводят, например, программу Барака Обамы для Штатов. Там конкретные деньги в размере 18 млрд. долларов указаны. Одно только нужно учесть: USA Telecommunications Act на федеральном уровне компенсируют "дефицит доступа", т.е. выравнивают цены в разных регионах за счет монополий. И, например, в 1984 году просто взяли и изъяли "излишние капиталовложения AT&T". А всяческий доступ в труднодоступные регионы и подключение школ/библиотек финансируется из бюджетов конкретного штата и/или муниципалитета, причем, компенсация из федерального фонда (Universal Service Administration Company, USAC) идет в размере только 25%. И только в пользу местных компаний и компаний малого бизнеса, действующего локально.
Итак, строим цепочку событий, фактов и желаний ОАО "Связьинвест", принадлежащего Государству и основного владельца ОАО "Ростелеком".
Нужно:
1. Загнать конкурентов в кабельную канализацию собственного производства с целью получения дополнительного дохода и ограничения конкуренции;
2. Поскольку развитие отрасли после такого шага в больших городах будет ограничено и рост рынка предшествующих годов явно замедлится.
3. Нужно попросить профинансировать отставание и "развитие регионов" из бюджета.
4. …
5. PROFIT!!!
Профит во всех смыслах: Ростелеком получит "бюджет развития", увеличит собственную рыночную долю за счет сокращения конкурентов, цены на интернет-доступ в больших городах и малых населенных пунктах начнут выравниваться. Последнее - за счет повышения цен в городах, а не снижения в деревнях, разумеется.