Сразу оговорюсь, что данная статья не ставит целью объять необъятное и дать точный прогноз развития интернета в моих родных палестинах. Это всего лишь взгляд рядового работника телеком-отрасли на будущее оной в Московской области в попытке предугадать тенденции развития. Анализировал свой родной регион, но думаю, что в других будет то же самое, только с временным сдвигом, обусловленным менее благоприятной экономической обстановкой.
В отличие от столицы нашей Родины, где проникновение достигло-таки самой высокой цифры, в каждом доме поселилось с десяток провайдеров, а при одном упоминании о новом провайдере жильцам делается плохо, в области «самое интересное» ещё впереди. Основные отличия очевидны: большая площадь, менее «продвинутое» население, различная социальная обстановка, разные правила игры в разных муниципальных образованиях и, конечно же, частный сектор. Вследствие этого у Подмосковья свой собственный путь развития, значительно отличающийся от столицы. Обобщив свой и опыт соседей-конкурентов, стали видны следующие тенденции:
По некоторым данным, проникновение услуг интернета в подмосковных городах достигло 50-70% (конечно же, зависит от удалённости от МКАДа) и в ближайшие год-два провайдеры доберут оставшихся клиентов, выйдя на уровень максимального проникновения для данного времени. Дальнейшее увеличение абонентской базы будет происходить лишь за счёт новостроек и естественной смены поколений. В связи с этим, если раньше жители двух- и трёхэтажек буквально умоляли прийти в их дом хоть какого-то проводного провайдера (от нацчемпиона они постоянно слышали «нет свободных пар»), то теперь даже ради трёх клиентов провайдер тянет оптику в самые глухие и асоциальные райончики. Да, этого не делают «особо дальновидные», но в принципе, больше ничего и не остаётся. Количество провайдеров на квадратный метр в многоэтажках будет расти, в маленьких же домах есть возможность закрепиться, подключив всех, кто этого желает, и обломав менее скоростного конкурента. Кроме того, это данная мера позволяет создать некую подушку безопасности от больших монстров типа «Билайна», который даже не подозревает, что в таких домах тоже живут люди.
Наверное, только ленивый не знает о региональной экспансии «Билайна», но к моему удивлению, многие не знают об этом. Впечатляет, не правда ли? Во время неофициального разговора с сотрудниками «Пчёлки» были озвучены дальнейшие планы компании на область: все областные города и посёлки с населением от 10 тыс. Не знаю, насколько это достоверно, но пока остановки не планируется. Деньги, конечно, в это вбухаются страшные. Коллеги, к которым уже пришли эти ребята, знают, что бумажные листовки можно грузить вагонами, чтобы на следующий день вывезти уже два.
Остались в прошлом времена, когда Корбина строилась на релейках, получив при определённом числе пользователей головную боль с загруженным каналом. Теперь девиз фирмы «только оптика в город», правда, отдалённые районы так и остаются висеть на релейках. Почему акцент сделан на Билайне, ведь в ближнем подмосковье работают практически все большие столичные провайдеры? Всё просто – эти большие провайдеры не собираются выходить дальше 15-20 км от МКАДа, несмотря на все громкие заявления. Просто потому, что не представляют себе, как это будет выглядеть (к слову, Билайн тоже не представляет, но очень старается).
Как же к этому относиться местным и получится ли «погнать городских»? Можно по-разному, но факт отрицать нельзя – когда к нам понаехали с Москвы, жить стало гораздо веселее. Достойно выдержать удар получилось у единиц, остальные потеряли десятки процентов абонбазы. Как бороться? На этот вопрос каждый должен ответить сам, общий же совет был дан давно: использовать свои местные конкурентные преимущества.
Да, они есть. Да, они живы. Конечно же, не в крупных городах, а в посёлочках и деревнях. Более того – есть и те, кто только начинает! Но судьба у них одна – или продажа средним местным или разорение (т.к. крупняк о них слышать не хочет и ходить предлагать ему себя нет смысла) опять же в течение 2-х лет. Под «маленькими конторками» я подразумеваю фирмы с числом абонентов ниже 1-1,5 тыс. Время для экспериментов ушло. Сейчас, чтобы выдержать конкурентную борьбу, нужны деньги, которых у них просто нет.
Вытекает из пунктов 1 и 2. Незаслуженно забытые средними, неоцененные крупными, отданные на откуп людям из п.3, они сейчас могут принести клиентов в несколько раз больше за те же деньги, потраченные в городе. В городах закаблированы последние дома и взор операторов обратился на районы. Несмотря на трудности с каналом (оптика рентабельна только в крупные населённые пункты), с некоторой депрессивностью, операторы будут идти в районы, т.к. другого выхода у них, по сути, нет. Опять же, это та самая подушка безопасности, резервный фонд от проблем, описанных в пункте 2.
Одна из самых интересных тем, до начала которой осталось не так уж и много. Что будут делать операторы, когда родной город будет сделан полностью, а в районе даже на отдельные многоэтажки будет радиоканал? Они пойдут к соседям. Исторически сложилось так, что провайдеры из одного района лезли в другой ну очень редко, но ничто не вечно под луной. И если в Москве это уже стало само собой разумеющимся, то в области, когда к тебе приходят соседи (далеко не чаю вместе попить), это событие.
На него не облизывается только ленивый. В частном секторе живёт до четверти жителей города и до половины населения района и очень многие страстно желают интернет, с которым, как говорилось в одном фильме, «в стране напряжёнка».
Сейчас за право стать доминирующим видом доступа для частников борются три технологии – радиодоступ, FTTH (отдельно волокно в дом) и GePON.
Дни радиодоступа сочтены и это уже становится очевидным даже тем, кто в него вложился.
Во-первых, поджимает Мегафон со своим 3G-интернетом. Совсем недавно он ввёл новые безлимитные опции, предложив то, что предлагал «Домолинк» в 2006 году, только скорость до исчерпания трафика составляет не 128, 256 или 512 кбит/с, как в те славные времена, а сколько в данный момент тянет БС. Людям, которым интернет нужен для общения, этого более чем достаточно.
Во-вторых, идёт давление со стороны оптики. Люди становятся богаче, жить становится веселее, без нормального интернета уже сложно. Подключение по радиоканалу стоит 5-10 тыс., по оптике – 10-20 тыс. в зависимости от удалённости. Лучше один раз потратиться на оптику и получить свои стабильные 10-50 Мбит, чем мучиться с 1 и дисконнектами.
Таким образом, останутся лишь двое – FTTH и GePON. На стороне FTTH – простота и скорость развёртывания, возможность вкладывания денег частями. На стороне GePON – малые габариты станционного устройства и возможность протягивать кабель малой волоконности (в теории достаточно всего одного волокна) в территориально разнесённые группы частных домов, подавая сигнал с одного узла.
Что победит? Я ставлю на xPON, всё же его достоинства очевидны. Единственное, что ему мешает начать победоносное наступление, – очень высокая цена входного билета.
В статье намеренно были оставлены в стороне все остальные вопросы по поводу сервисов, а рассмотрена лишь «трубность», как основная статья доходов провайдеров на данный момент.
Материал:
Сразу оговорюсь, что данная статья не ставит целью объять необъятное и дать точный прогноз развития интернета в моих родных палестинах. Это всего лишь взгляд рядового работника телеком-отрасли на будущее оной в Московской области в попытке предугадать тенденции развития. Анализировал свой родной регион, но думаю, что в других будет то же самое, только с временным сдвигом, обусловленным менее благоприятной экономической обстановкой.
Полный текст
аналогично
По мере роста важности "выдушивания ещё 10 рублей в месяц", пусть даже случайного возможность PON давать TV будет радикально разворачивать мысль операторов. Особенно, если в наши края придёт NVOD. DVB-C позволяет влупить в PON около 6К каналов в цифре, что даёт возможность просто rapid пакетирования. Но тут всё будет, как и в случае нынешнего цифрового ТВ, зависеть от способностей правообладателей понимать запросы аудитории.
ух ты, а просто волс в коттедж такого не позволяет?
Если еще учесть, что DVB-C тупо встроен практически в каждый новый телевизор, то есть над чем репу почесать. А появление нового стандарта HD для пятой категории принуждает чесать репу дважды. Ибо по одному витопарному кабелю уже можно отдать и езернет, и телефон, и видео-аудио по отдельности, плюс при этом POE на 100 Ватт вдуть...
опишу-ка и я эволюцию в нашем миллионнике-наполовину-деревне IP-сетей с доступом через eth... можт кому интересно будет...
первым был массово подключен 3 операторами (не федералами) относительно "компактный" район из 9-12-16 этажек, общей численностью 300 тыс человек, где проживает примерно 60% экономически активного населения города. вешали сопли, пофиг как, лишь бы было.
затем пошли 9-этажки другого "компактно" расположенного района с 250тыс человек, экономически относительно-пассивных =) те же 3 провайдера + появился Х-телеком + пчелайн
затем пчелайн бросил магистраль по очень-очень длинной улице из 5-этажек с перспективой ответвления на соседние 5-этажки. (~100тыс)
затем в эти же 5-этажки пришёл Х-телеком, но к нему перешли от силы ~15% с пчелайна. началась "культура, стояки и стяжки"
есть ещё несколько (~10) групп старых 2-этажек, компактно расположенных по 14 штук, туда пришёл сеть-купи-сеть. кроме него там нет никого.
после этого темпы роста сильно замедлились, и наиболее дальновидные пошли поднимать сети в пригороды с ~50тыс населения, в 3-5-этажки
везде доступен мегачемпион через adsl (***, каким классным он был в 2006-м!!! ;-) ), но после реорганиации в центртелек и до реорганизации до ростелека был одноногим и держал в апстримах только маськовский центртелекомсервис, в связи с чем был гнобим. сейчас собс-но, не лучше.
вот как-то примерно так.
Позволяет, конечно
Wimax забыли. Он хоть и с не большой скоростью позволяет иметь стабильный интернет в частном доме без провалов и дисконнектов, как это часто бывает на сотовых операторах.
Для него частот нет. Плюс - клиентские терминалы по конским ценам. Не взлетит.