Планируется, что ТСЖ больше не смогут мешать операторам устанавливать оборудование и тянуть провода. Сейчас документ проходит межведомственное согласование. Ведущие операторы связи не принимали участие в разработке документа.

«Документ очень нужен для рынка, но он изначально очень слабый юридически. Поскольку имущественные отношения регулируются федеральным законом в соответствии с Конституцией России, а отнюдь не постановлением правительства»,  — прокомментировал Антон Богатов, эксперт в области телекоммуникационного права. Новые правила уточнят правовое поле взаимодействия провайдеров и собственников сооружений, предназначенных для размещения средств связи. Правила разрабатываются в соответствии с частью 3 статьи 10 закона «О защите конкуренции», они уточнят специфику применения общих норм законодательства о защите конкуренции в части требований недискриминации в телекоммуникационной сфере. Нарушения данных правил будут рассматриваться в порядке, установленном антимонопольным законодательством. Ответственность за их нарушение будет применяться как за нарушение антимонопольного законодательства.

Проект «Правил недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи» базируется на принципах обеспечения пользователя услуг электросвязи возможностью получения услуг у выбранного ими оператора связи, равного доступа к инфраструктуре электросвязи у ее пользователей, получающих доступ при сходных обстоятельствах, а также доступность объектов инфраструктуры электросвязи и их ресурсов в несвязанной форме с соответствующей оплатой определенного объекта или ресурса. Владелец инфраструктуры электросвязи (к примеру, глава товарищества собственников жилья) не вправе отказать в ее использовании обратившемуся пользователю инфраструктуры (интернет-провайдеру) при наличии экономической и технологической возможности.

«Это и есть недискриминационый доступ – как к канализации, так и на крышу»,  — сказал Наум Мардер. «И если владелец инфраструктуры электросвязи – не военная часть, например», — добавил источник Infox.ru в ФАС.

 

«Правила недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи» оговаривают содержание договоров о предоставлении доступа . Срок рассмотрения договора – 15 рабочих дней. Их условия не должны ограничивать использование объектов и ресурсов, если они не носят технического характера и не предусмотрены законодательством.

Владелец инфраструктуры связи будет обязан вести реестр заявлений на предоставление доступа к инфраструктуре. Если владелец является и оператором связи, то его внутренние запросы регистрируются в общем реестре вместе с заявлениями от сторонних пользователей.

Пресс-секретарь «Национальных телекоммуникаций» Светлана Шиф считает, что понятие «техническая и экономическая возможность» предполагает «техническую возможность проложить параллельные сети и специфику договорных отношений между оператором и владельцами инфраструктуры». По ее мнению, экономических причин (для отказа в использовании инфраструктуры связи) не существует.

«Речь также может идти о равных финансовых условиях во взаимоотношении между операторами и ТСЖ — в части регулярных платежей, которые осуществляет оператор после захода в дом. Мы очень надеемся, что формулировка неокончательная и будет скорректирована, так как ее можно трактовать любым образом, в том числе не в пользу оператора», — добавила Светлана Шиф.

«Термин «экономическая возможность» имеет абсурдный характер и внутреннее противоречие, потому что, с одной стороны, она есть всегда. Если я хочу, то вложу миллиард долларов и обеспечу эту возможность. А с другой — экономической возможности нет никогда, потому что я хочу миллиард долларов получить за использование моей инфраструктуры», — заявил юрист Антон Богатов.

Как говорится в «Правилах», бремя доказывания отсутствия технологической возможности предоставления доступа к инфраструктуре электросвязи лежит на владельце инфраструктуры.

«В случае отсутствия у владельца инфраструктуры электросвязи необходимых ресурсов для расширения, он не вправе препятствовать иным лицам в расширении инфраструктуры электросвязи за свой счет», — говорится в проекте документа.

Кроме того, «Правила» определяют порядок установления тарифов, порядок оплаты и скидок на услуги связи - в соответствии с законодательством о естественных монополиях и равными для всех категорий пользователей инфраструктуры электросвязи», — предлагает ФАС.

«В случае, если владелец инфраструктуры электросвязи является оператором связи, он в сходных обстоятельствах обязан предоставлять для использования объекты и (или) ресурсы объектов инфраструктуры электросвязи на тех же условиях, что и для собственного использования, своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц. При этом владелец инфраструктуры электросвязи – оператор связи обязан вести раздельный учет расходов и доходов, связанных с использованием ресурсов инфраструктуры электросвязи и с оказанием услуг связи»,  — говорится в проекте ФАС.

«Здесь есть грубая юридическая ошибка, которая идет из закона «О связи». Что такое условия, на которых мой левый карман оказывает услугу моему правому карману? Это не является оказанием услуги, в Гражданском кодексе это четко написано, — заявил Антон Богатов. – Кроме того, введение раздельного учета – это очень сложная задача. Для этого должна быть методика раздельного учета. Я сильно сомневаюсь, что требование о раздельном учете может быть введено постановлением правительства».