За 2018 год в России количество пользователей мобильным интернет-доступом и интернет-доступом через десктопный компьютер выросло на три миллиона человек. По оценке GfK, уже более 75 процентов взрослого населения нашей страны выходят в Сеть, причём заметно вырос сегмент "mobile only". Такая тенденция – угроза для операторов проводного ШПД.
"Интернет уже в ближайшем будущем может стать, прежде всего, мобильным и только во вторую очередь десктопным", – прогнозирует руководитель отдела медиаисследований GfK Сергей Кетов.
В подтверждение этого прогноза назову несколько процессов, влияющих на рост числа мобильных интернет-пользователей. Во-первых, ежегодно увеличивается доля сотовых абонентов, обладающих мобильным устройством с возможностью высокоскоростного доступа в интернет. Например, за 2018 год доля смартфонов в сети Tele2 достигла 70 процентов, увеличившись на 8 п. п. по сравнению с 2017 годом, а в Московском регионе эта доля ещё больше – 97 процентов. За прошлый год доля смартфонов с поддержкой LTE в общей базе смартфонов выросла до 70 процентов.
Во-вторых, сотовые операторы каждый год инвестируют деньги в развитие сетей и в их модернизацию, готовятся к появлению 5G. Кстати, в 2019 году "четвёрка" мобильных операторов должна будет отчитаться о выполнении требований, установленных для победителей в конкурсе 2012 года. Семь лет назад им был предоставлен частотный ресурс для развёртывания сетей LTE. Тогда конкуренты и чиновники делали всё, чтобы Tele2 не смог строить сети 4G.
В-третьих, операторы сотовых сетей применяют продуманную маркетинговую политику: учитывая изменение спроса, варьируют параметры тарифных планов – увеличивают/уменьшают пакеты, предоставляют доступ в соцсети на специальных условиях, опять стали предлагать "безлимитный" доступ.
В пользу предпочтительного пользования мобильным доступом, а не проводным ШПД, и то, что человек в течение дня большую часть времени перемещается. Ещё один "удар" со стороны разработчиков приложений, которые появляются в первую очередь для мобильных устройств, охватывая множество потребностей в социальных коммуникациях, развлечениях, в бытовых и финансовых вопросах.
Поэтому неслучайно стремительно растёт число россиян, которые выходят в интернет только при помощи мобильных устройств. За прошлый год доля сегмента "mobile only" увеличилась почти вдвое – с 18 до 35 процентов.
В качестве защиты своих позиций операторам проводного ШПД необходимо перестроить рекламную политику, акцентируя внимание потенциальных и уже подключенных пользователей на отличиях и выгодах проводного подключения по сравнению с сотовыми сетями.