Рост мирового рынка платного телевидения в последние несколько лет замедлился в связи с популярностью стриминговых сервисов. Пандемия COVID-19 усилила тенденцию, что привело к росту оттока абонентов на многих рынках. Исследовательская компания ABI Research прогнозирует, что в 2020 году глобальная абонентская база платного ТВ сократится по сравнению с 2019-м и составит 1,07 миллиарда подписчиков.
Специалисты отмечают, что за один только первый квартал 2020 года североамериканские операторы потеряли больше 2 миллионов абонентов, а с началом пандемии отток пользователей лишь увеличился. Одной из причин послужила отмена спортивных мероприятий и их трансляций, из-за чего многие поклонники спорта стали отказывать от платных ТВ-каналов. Пытаясь снизить отток клиентов, операторы предлагают скидки или возможность приостановить подписку до возобновления спортивных мероприятий.
До вспышки COVID-19 отказ от традиционного платного телевидения был характерен, в основном, для развитых рынков, но на фоне экономических последствий пандемии тенденция перекинулась и на развивающиеся страны. Так, индийский оператор спутникового ТВ Tata Sky за первую половину 2020 года потерял 1,5 миллиона подписчиков. Индийские операторы кабельного телевидения не могли собрать и 80 процентов абонентской платы во время изоляции, поскольку потребителям не хватало средств на оплату счетов. Схожая ситуация в Бразилии, Колумбии и Таиланде.
″На зрелых рынках отказ от платного телевидения создает возможности для стриминговых сервисов, поскольку некоторые абоненты переходят на просмотр потокового видео вместо кабельного ТВ. На развивающихся рынках такому переходу может помешать низкое проникновение широкополосной связи″, - предупреждает отраслевой аналитик ABI Research Кхин Сэнди Линн (Khin Sandi Lynn).
Чтобы сохранить абонентскую базу, специалист рекомендует операторам скорректировать ценовую политику и разбить существующие пакеты каналов на более мелкие, либо увеличить количество промоакций. Также облегчить финансовое бремя для абонентов можно за счет расширения субсидирования клиентского оборудования.
Аналитики предупредили, что рост оттока абонентов может сопровождаться усилением пиратской активности. С учетом этого провайдерам следует усилить меры по защите своего контента.
Хотя пандемия пробила значительную брешь в абонентской базе рынка платного телевидения, специалисты надеются, что нынешние потери временные. Предполагается, что с возвращением жизни в нормальное русло и возобновлением спортивных мероприятий болельщики начнут снова смотреть подписные ТВ-каналы. На развивающихся рынках, где ШПД-инфраструктура слабо развита, а выбор стриминговых сервисов ограничен, традиционное платное телевидение, скорее всего, продолжит пользоваться спросом после завершения пандемии. В ABI Research ожидают, что в 2025 году количество абонентов платного ТВ восстановится и достигнет 1,1 миллиарда.