Новая схема подтверждения личности при покупке sim-карт начала действовать вчера, 1 декабря 2019 года, в Китае. Теперь помимо документов, удостоверяющих личность и фотоснимка, сделанного перед продажей, граждане Поднебесной должны будут пройти процедуру сканирования лица.
Как сообщает BBC, сканирование должно подтвердить, что за "симкой" обратился настоящий владелец документов, а удостоверение личности не украдено и не подделано.
Власти Китая заявляют, что главная цель нововведения – "защитить законные права и интересы граждан в киберпространстве". В стране планомерно создаётся система правил, которые позволят гарантировать: каждый пользователь выходит в сеть только под своим настоящим именем. Сканирование лица при покупке sim-карты – это ещё один способ подтвердить личность гражданина, выходящего в сеть. И способ достаточно эффективный, если учесть, что большинство китайцев предпочитают пользоваться мобильным интернетом.
Джеффри Динг, исследователь китайского искусственного интеллекта в Оксфордском университете считает, что одной из причин, побудивших Китай избавиться от анонимных телефонных номеров и учетных записей в Интернете, – повышение кибербезопасности и сокращение случаев интернет-мошенничества. Кроме того, по мнению Динга, новый метод идентификации вводится для ужесточения тотального контроля властей за гражданами.
Китай – мировой лидер в разработке и применении технологии распознавания лиц. Видеокамеры, которые отмечают прохожих, незарегистрированных в полицейской системе, сразу подают сигнал в соответствующие инстанции. Касается это как граждан страны, так и приезжих. Всех новоприбывших регистрируют в течение суток, и только после этого "отпускают" на прогулки по населённым пунктам.
Ускользнуть от всевидящих очей в "государстве наблюдения" невозможно – в 2017-м году по всей стране было установлено 170 миллионов камер видеонаблюдения. С тех пор количество камер плавно растёт и к 2020-му году должно достичь 400 миллионов. При этом распознавание лиц – это не только контроль. Технология используется и в быту – например, для оплаты покупок в магазинах.