Приветствую тебя, дорогой читатель!
Обычно, статья сопровождается осмысленным заголовком в соответствии с излагаемой темой, но не в этот раз. Рассматриваемые в этой статье вопросы проистекают из скупого законопроекта и слухов, что по своему образу напоминает сферического коня в вакууме. Давайте разбираться.
Предметом рассмотрения стал законопроект (№1087071-7) о бесплатном доступе к некоторым ресурсам в рамках услуг доступа в сеть "Интернет". Протаскивается законопроект под фаршем дистанционности, самоизоляции, социальной значимости и падения доходов "незащищенных слоев". О том, кто не защитил "слои" и что случилось с их доходами - в другой раз, а об остальном поговорим здесь и сейчас.
Сам законопроект ничем не отличается от остального большинства законопроектов - довольно абстрактен. Понять, за что предлагается голосовать депутатам, не представляется возможным (я вообще не понимаю, как они могут принимать решения, не видя всей картины при голосовании? Или, быть может, они как раз осведомлены больше нашего, но неформально?).
Общий смысл сводится к тому, чтобы за счет более успешного населения (активного, финансово грамотного, предприимчивого), руками операторов, обеспечить доступ неплатежеспособному населению доступ к некоторой группировке Интернет-ресурсов. Самое интересное - критерии такой группировки явно не определены, объем и количество - также не определены. Теоретически, в список может попасть даже мало-мальски активный предприниматель с социально-направленным проектом. Поработать над социальной значимостью, занести куда надо, имея "хороших" друзей "где надо" - список вариантов можно продолжать бесконечно и ограничивается он только фантазией и смекалкой. Ну и вуаля, микрозайм теперь можно оформить из дома, не имея денег даже на Интернет (пока сарказм, но кто знает).
А вот просочившиеся слухи и уже растиражированные в СМИ публикации, позволяют понять очертания бенефициаров этого законопроекта. По моему скромному мнению, которое конечно же может не совпадать с мнением редакции, среди главных бенефициаров окажется "внезапно" государство и крупные медиахолдинги. Первые заинтересованы в распространении "социально значимой" информации в среде Интернет, что не всегда получается в условиях текущей зависимости от зарубежных медиаресурсов, которые имеют свои правила и, в ряде случаев, выступают цензорами, что снижает эффективность распространяемой в Интернете информации. Для эффективного же продвижения сериалов о пользе "экскрементов соловьиных ферм" на помощь государству приходят и без того аффилированные медиахолдинги ("Тьфу на тебя" - прим. автора) с их техническими ресурсами по созданию и распространению медиа. А вопрос доставки медиаконтента до зрителя/читателя (абонента) как раз и призван решить этот законопроект.
Из всего прочитанного и услышанного, я выделяю следующие группы ресурсов, потенциально способные войти в группировку бесплатно доступных:
Владельцы ресурсов получают аудиторию (а кто-то и новую аудиторию) на условиях, отличных от жесткой рыночной (см. монополия). Развиваются отечественные стриминговые платформы, население приучается к их использованию. Происходит отучение (изменение привычек) пользователей.
А потом можно будет сказать: "Ой, YouTube заблокирован? Не страшно! - У нас же есть свое! Отечественное!". Стоит ли отдельно говорить, что "администратор списка" бесплатно доступных ресурсов имеет прямое влияние на бесплатно доступную информацию? Пользователи, лишенные финансовых средств для оплаты полноценного Интернета, получат исключительно "отборную" информацию. А теперь, обратите взор на уже довольно старый фильм "Матрица" и проведите аналогию - создание параллельной информационной реальности, что может менять поведение людей в целом.
На минуточку вспомним Китайский Интернет - они имеют все необходимое для жизни внутри своей сети, именно это и позволяет отказаться от внешних ресурсов. Другими словами, образовалась монополия, удовлетворяющие повседневные потребности основной массы абонентов. А все недовольства заботливо оправдает "правильная" информационная повестка, которую уже не подавит рука условного "Запада".
Примерно в 2003-2010 годах в крупных городах телеком развивался путем образования "домовых сетей": абоненты подключались друг к другу в пределах дома или района, имели внутренние ресурсы с фильмами, музыкой и тем, о чем не принято говорить вслух. По сути, у них был "свой Китай". Кому было мало - тот платил за Интернет и его "пускало во вне". И напротив, операторы подключали абонентов к домовой сети для выхода в Интернет, и если ты не платил за Интернет, то оставался в своей "локальной сети", с фильмами и т.п. Особо злостных отключали за длительное "бесплатное" пребывание в сети. Кто-то раз в пол года платил чтобы оставаться подключенным к локальной сети, про кого-то забывали и годами не отключали, кто-то даже не платя вовсе, через установленный у соседа прокси, выходил в Интернет.
Своего рода, случилось путешествие "назад в будущее". Конечно, я вижу в этом деградационный процесс. Потребовалась всего одна чашечка чая для сложения 2+2 и мысленной организации доступа в полноценный Интернет через "бесплатные ресурсы". Еще раз: владельцы/администраторы "бесплатных ресурсов" имеют технические возможности для продажи доступа в Интернет через свои ресурсы.
Пример. Ваш телеканал в числе "бесплатных ресурсов". На том же сервере вы делаете back-end для вашего ОФД (ваш второй бизнес) и онлайн-кассы ваших клиентов могут вести обмен, даже не платя за Интернет. Конкурентное преимущество налицо. Ну и конечно же, на том же сервере может быть "прокси для своих", что позволит получить доступ в Интернет без оплаты из сети любого Российского оператора, соблюдающего закон. :)
Никакие прогнозы трафика не отразят реальную картину в случае злоупотреблений. Нет смысла считать. Точка. Выше я привел пример как "заабьюзить" (abuse - злоупотреблять) систему без особых заморочек - честные операторы будут заложниками.
Операторы будут на побегушках у крупных медиахолдингов, которые и на рекламе заработают, и на платных сервисах, а оператор погрязнет в рутине организации бесплатного доступа для "абьюзеров". Как посчитать потенциальную стоимость трафика, если с момента подключения абонента по Закону "О связи", он уже должен получить доступ, но даже может не платить, а лимиты потребления не прописаны? :)
Воля фантазии. Пропишут в нормативно-правовых актах транслировать все телеканалы в HD-качестве и будут правы. А оператор испытает на себе все "тяготы и лишения несения операторской службы". ¯\_(ツ)_/¯
В диалоге с самим собой я представил вариант, при котором из этого может что-то получится: государство обеспечивает транзит трафика до удобной мне точки (муфта в поле - пример), тогда дистрибуция до клиентов - окей, можно обсудить. Но абонент обязан платить за линию в любом случае - среда передачи данных не бесплатна. Под "государство обеспечивает" понимается использование уже существующей инфраструктуры, построенной из средств РУО (УЦН).
Само по себе "выделение" сайтов/ресурсов в особую группу - это не то, чем должен заниматься оператор. Это всегда является еще одним техническим нагромождением, что ведет к:
Как могли заметить из последнего пункта - это вроде бы "бесплатности", но на техподдержку средства уже нужно потратить, ресурсы выделить, кадры подготовить. За счет оператора, конечно же. ;-) И уже сейчас. Кстати, законопроект предусматривает отложение вступления закона в силу для подготовки нормативки, но ни дня не отводит операторам на техническую реализацию. Эгоисты. Уволить!
С технической стороны мелкого оператора, влажные околоэротические фантазии законотворцев не находят точек соприкосновения с реальным мироустройством: или плати (оплачивай нормальный Интернет и получай услуги по тарифу), или "давай как-нибудь сам".
С точки зрения крупных операторов, не вижу сложностей в реализации хотелок законотворцев. Технически - справятся, финансово - выкрутятся (Билайн уже сделал опцию "Безлимит в 4G" платной (100р./мес) - пример), юридически - уже привыкли и разучились сопротивляться (смирились/аффилированы/уязвимы).
Законопроект предлагает внести изменения в Закон "О связи", путем его дополнения одним пунктом статьи 54, но об этом чуть позже.
Сама статья 54 называется "Оплата услуг связи", что и логично, ведь сам Закон "О связи", в части оговорки про лицензирование, непрестанно напоминает в статье 29 (лицензирование деятельности в области оказания услуг связи) о том, что "деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи".
Другими словами: если ты хочешь оказывать услуги на возмездной основе, то тебе нужно получить лицензию.
Возвращаясь к законопроекту. Он предлагает дополнить статью 54 "Оплата услуг связи" новым пунктом подпунктом следующего содержания: "Услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оказываемые абоненту-гражданину для доступа к сайтам, включенным в перечень отечественных социально значимых сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оказываются без взимания платы".
Что, простите?!
Законодатели на серьезных щах предлагают в контексте всего такого лицензируемого-коммерческого (возмездного-платного) "присунуть" в профильный пункт "о платности" положения о бесплатности? С таким же успехом, доступ к бесплатным "фичам" можно вывести из-под лицензирования. Как вам такой поворот, двоечники-законотворцы?
Предприниматель Пискунов Максим
В общем и целом +1.
По мелочам:
В кулинарии автор явно не силен. Наверное, все-таки не "протаскивается под фаршем", а "подается под соусом". Поскольку фарш обычно не сверху блюда, а внутри. И его, блюдо, подают, а не протаскивают.
"Матрица" - далеко ходить. Намного ближе и точнее отечественная классика - роман Виктора Пелевина "Generation "П". (К слову, вышедший в один год с "Матрицей" - 1999). Или, на худой конец, его экранизация 2011 года с В. Епифанцевым и М. Ефремовым. Там в виртуальном государстве, созданном телевидением, живет не супергерой Нео, а мы с вами здесь и сейчас.
При всей тупости и наглости законопроекта, он на сто пудов вписывается в общий тренд и имеет все шансы стать законом. Уже довольно давно (еще при
Димонепрзиденте РФ Д.А. Медведеве) был принят закон об "обязательных общедоступных" телеканалах, по которым все кабельные операторы обязаны бесплатно транслировать 20 телепрограмм. Там, правда, предусмотрены какие-то компенсации. Но с другой стороны, сами эти каналы теперь можно брать только в одном месте - конечно же, у гос. конторы - РТРС, и, ессно, за деньги. Т.е. государство не только угостило народ выпивкой за счет бармена, но еще взяло с этого бармена денег за доставку. И ничего, схавали. Не говоря про Яровую. Про ковидные выходные работникам, которые должен оплатить работодатель. И далее по списку.В общем, да, все так и есть, наша цель - коммунизм (военный, надо полагать). Но чего так возмущаться-то. Все как раз ожидаемо. И, вопреки логике, горячо поддерживаемо теми самыми "малообеспеченными слоями". Больше всего топят за барина те крепостные, которых сильнее били.
Когда-то я спрашивал знакомого, работающего в местном оператора КТВ, как они выруливают в ситуации, когда к ним приходит потенциальный клиент и говорит "А мне не надо ваши 100 каналов, дайте мне 20 бесплатных! Вы обязаны!". Оператор КТВ и дает: бесплатно каналы, но берет денежку за обслуживание кабельной линии, каждый месяц.
Я бы с предоставлением "бесплатного интернета" поступил бы так же.
Опоздали лет на до#$%надцать. Сейчас за доступ ни на какие сайты денег не берут, берут за подключение к интернет на такой-то скорости.
Впрочем, мобила ещё ограничивает трафик, ну дак им тоже пофиг - просто не будут считать трафик на эти сайты, но 500р в месяц будь добр отдать...
Что вы будете делать (если не дай Бог этот закон примут) с абонентом, который вам скажет "мне вот надо только kremlin.ru и gosuslugi.ru, остальной интернет не надо. дайте мне бесплатно! вы обязаны!" А ведь могут еще в законе и минимальную скорость прописать, типа "не менее 10 Мбит/сек"
Ваши действия?
А в чём проблема-то? Вводим строчку "обслуживание абонентской линии - 200 р/мес", примерно как у РТ-телефонистов.
Хоть вообще ни на какие сайты не ходи...
Ну так я об это выше и написал.
Можно ещё в стиле BOFH (bastard operator from hell) - отресолвить домен и поддомены и отдать строго kremlin.ru и *.kremlin.ru ну и так же с gosuslugi.ru. (зафиксировав это дело в договоре, его всё равно не читают). Подключение естественно платное. А то что оно стороннего хочет - пусть правильно формулируют ТЗ. Сам придёт, сам договор заключит. Ну или изнасилует мозги тем кто админит gosuslugi и kremlin.ru (на этот цирк я бы посмотрел).
Но это так, несерьёзное предложение. Хотят бесплатно - ок, оплата кабеля и услуг подключения + белый список.
так целебную клизму разошлют всем сразу же после первых жалоб, есть сомнения?
Огромные. Ибо о том, что госсайты не открываются при плановых отключений от всемирного Интернета все давно в курсе, но почти ничего не делается. А тут то точно таких фриков, которым только госсайты надо надо уж совсем поискать и только от взгляда на них будет понятно, что всё что они несут - сплошной бред, пусть и есть там спрятанное зерно правды.