1. Статьи
  2. обзор
Заметки пользователей
06.10.2009 02:00
6879
0
06.10.2009 02:00
PDF
6879
0

"Фикса" повторит путь сотовиков

"Фикса" повторит путь сотовиков

"Фикса" повторит путь сотовиков

У телекоммуникационной группы "МОТИВ" из Свердловской области можно многому поучиться: и тому, как областному оператору сотовой связи на равных сражаться с "большой тройкой", и тому, как строить собственные магистрали по всему региону или сеть дальней связи по всей стране. Операторы мобильной связи и интернет-провайдеры становятся все больше похожими друг на друга. Как по перечню услуг, так и по маркетинговым задачам. Поэтому опыт в одной сфере может оказаться неожиданно полезным в другой. Алексей Артемасов, директор по стратегическому развитию ТГ "МОТИВ".

Сотовые операторы первыми столкнулись с исчерпанием возможностей экстенсивного роста. Удалось ли операторам полностью переключится на новую стратегию роста?

Вряд ли когда-нибудь наступит момент, когда операторы связи перестанут предпринимать усилия для подключения новых абонентов. В областных центрах и небольших населенных пунктах Свердловской области довольно много потенциальных пользователей, работа с которыми позволит сотовикам продолжать наращивать абонентские базы. Кроме того, даже в ситуации, когда уровень "мобилизации" населения в крупных городах превышает 100%, существует возможность "абонентской миграции" между операторами. Сегодня, когда многие предприятия сокращают объемы льготного корпоративного трафика, когда большая часть населения стала более вдумчиво относиться к своим тратам, в том числе к тратам на связь, многие начинают более внимательно сравнивать ценовые условия в разных сетях и в итоге меняют оператора.

Еще несколько лет назад, на этапе бурного распространения услуг сотовой связи, неискушенные абоненты часто предпочитали подключаться к оператору с "громким" именем и известным брендом, считая цену за услуги синонимом качества. С опытом пришло осознание того, что технические возможности, покрытие и качество во всех сетях примерно одинаково, иногда в "дешевой" сети даже лучше. И тогда настает момент для извечного вопроса: "если нет разницы - зачем платить больше?", "зачем подключаться к федеральному оператору, если для регионала законы физики и диэлектрическая постоянная воздуха такие же?" и т. д.

Но сейчас на улицах так много точек продаж и подключений, будто мы все еще в начале 2000-х.

Всё как раз наоборот. В начале 2000-х не было никаких стоек на улицах, у операторов был один-два офиса на миллионный город, и в офисе стояла огромная очередь. Люди были готовы приезжать и стоять в километровых очередях. Потом настала эпоха "сотовых салонов", которые развернулись на всех углах. Но если много магазинов, и они очень уютные - значит, бизнес очень выгодный.

Сегодня принципиально иная ситуация. Сотовые операторы спешат навстречу потенциальному клиенту, туда, где он "обитает" - в места развлечений, в торговые центры, в супермаркеты, на "прогулочные" улицы. Потому что в сотовые салоны люди уже не заходят - незачем. В немногочисленные офисы самого оператора - тем более.

Пока держать стойку, платить за неё аренду и зарплату человеку на ней выгодно. В скором будущем, вероятно, мы придем к "европейской" модели, когда никаких стоек или салонов нет, а подключиться к сотовой связи можно будет в газетном киоске или магазине бытовой техники.

Но стоит отметить, что до сих пор никто из операторов не сосредотачивался всецело на расширении абонбазы. На повестке дня всегда стояла задача увеличения ARPU (доходности с одного абонента). Сейчас этот аспект тем более выходит на первый план. Жертвовать ARPU ради привлечения абонентов становится все более бессмысленно - "падение" по цене не дает адекватного потока новых абонентов. Потому эпоха ценовых войн и промотарифов ушла в безвозвратное прошлое.

Сегодня увеличивать ARPU, по большому счету, можно лишь одним способом - предлагать абоненту всё больше интересных услуг, побуждая его тратить больше. Это вполне реальный расклад, потому что мы от астрономических цен на сотовую связь конца 1990-х быстро пришли к неадекватно низким ценам. Сегодня среднемесячный счет за связь у большинства абонентов ниже, чем средний чек в кафе.

Не исключено, что в ближайшем будущем сотовики начнут монетизировать абонентские базы самыми разными способами. Одно из направлений - продажа и перепродажа информации и развлекательного контента. Другое, менее развитое по ряду причин - по сути дела, банкинг, когда телефон используется как платежный терминал, а баланс абонента - как расчетный счет. В эпоху нехватки времени и уличных пробок очень удобно, например, купить с телефона билет на самолет с серебристым крылом или оплатить коммунальные услуги.

ТГ "МОТИВ" активно выходит на рынок фиксированной связи. Строит много магистралей. Подключает бизнес-центры. Как вы считаете, проводная связь и проводной интернет пройдут все те же ступени развития?

Думается, отличия всё-таки будут. Потому, что разнится структура себестоимости. Сотовая сеть - это огромная инфраструктура, её очень дорого создавать и достаточно дорого поддерживать в работоспособном состоянии. Однако и объемы трафика она может прокачивать огромные, причем от объема прокачки трафика и числа пользователей в достаточно больших пределах стоимость содержания не зависит. Поэтому разумно продавать минуту разговора подешевле - ведь двукратное сокращение цены дает более чем двукратный прирост числа абонентов и объема трафика на одного абонента.

Скорее всего, "фикса" повторит тот же путь (собственно, уже повторяет), однако в более узких пределах, поскольку здесь затраты на подключение нового абонента (необходимое кабельное и коммутационное оборудование) гораздо выше. Абоненту будут предлагать за те же деньги большую скорость, только и всего. Спектр действительно востребованных допуслуг тоже существенно уже - если только авторское право не восторжествует, и вновь не появится понятие платного контента.

У вашей компании огромный опыт конкурентной борьбы за розничный сегмент рынка сотовой связи. Почему рынок ШПД начали осваивать с корпоративного сегмента? Будете ли выходить рынок подключения физических лиц?

Мы на него уже вышли… Среди услуг ТГ "МОТИВ" - организация полного телекоммуникационного обеспечения зданий. Таким образом, жильцы новых домов получают квартиры с готовым телефоном и Интернетом от "МОТИВ". На сегодняшний день такой режим работы с физическими лицами кажется нам наиболее удобным и перспективным.

Какой вы видите компанию в будущем? Оператором сотовой связи с большой наземной инфраструктурой? Универсальным оператором? Насколько серьезно присматриваетесь к LTE?

"МОТИВ" развивается как Группа компаний. Мы предлагаем сотовую связь двух стандартов в Свердловской области, услуги фиксированной связи и ШПД в Свердловской области и Тюменской "матрешке", в Пермском крае. Сверх того, мы располагаем канальной емкостью дальней связи по всей России, включая космический сегмент.

Что касается LTE, то сейчас отрасль зависла в очень неприятной стадии, когда новые стандарты появляются слишком часто, и рынок не успевает их освоить. Когда закончится эта чехарда - непонятно, а вкладывать огромные средства в "недолговечный" стандарт бессмысленно. Есть и другая проблема - насколько дальнейшее развитие телекоммуникаций востребовано рынком, людьми. Вспомните: когда появился стандарт 3G, рынок возлагал на него большие надежды, пророча этому стандарту невероятную популярность. Однако, согласитесь, что абоненты, живущие в крупных городах, где хорошо развит рынок ШПД, где давно освоены EDGE и WI-FI, не так уж и сильно нуждаются в 3G…Так стоит ли вкладывать огромные ресурсы в слабо востребованные проекты?

Конечно, мы внимательно присматриваемся ко всем новинкам, ко всему, что происходит на рынке. Но нас интересуют не только технические параметры, но и то, как складываются отношения новой технологии и общества.

Будет ли конкуренция между беспроводной передачей данных и более привычными видами услуг? Как изменятся предпочтения типового потребителя?

Такая конкуренция уже есть. Исторически беспроводные технологии были дороже, чем проводные, и к ним прибегали лишь тогда, когда не было другого выхода. Сегодня себестоимость "эфира" резко упала, между тем, с проводной связью этого не происходит… Учитывая большую популярность беспроводных, в первую очередь, сотовых сетей, и доступность современных тарифов и услуг, можно предположить, что абоненты будут все чаще отказываться от фиксированной связи в пользу более удобной мобильной. Нельзя исключать подобного сценария и в передаче данных. Уже сейчас наметился определенный "крен" в сторону беспроводного Интернета. Технические возможности Интернет-провайдеров позволяют предоставлять абонентам доступ в сеть практически в любой точке Екатеринбурга и на большинстве территории Свердловской области. Конечно, за удобство беспроводного Интернета современному пользователю приходится платить несколько дороже, чем при использовании проводных сетей. Но, учитывая высокую конкуренцию на рынке Интернет-провайдинга и активное техническое развитие операторов, вполне возможно, что в ближайшем будущем эта разница цен будет не столь очевидна.

Будут ли расти затраты на связь в потребительской корзине?

Это предсказать крайне сложно. Существует общая тенденция снижения цен на телеком-услуги. Но существует и другая тенденция: массовый рынок потребляет всё большую номенклатуру предложений. Ведь сегодня средняя семья тратит на сотовую связь, Интернет, платное ТВ значительно больше, чем десяток лет назад - потому что десять лет назад в подавляющем большинстве семей ничего этого не было! Что будет завтра, какие новые услуги и технологии будут востребованы - я не знаю.

Сможет ли нормально развиваться крупный оператор связи имеющий только мобильное, или только проводное подразделение? Будет ли абонент комплексно обслуживаться одним оператором или останется ситуация "по десять контрактов на каждого"?

Опять же, смотря что понимать под "нормальным развитием". Рынок не вынуждает оператора связи к диверсификации. Диверсифицироваться или нет - это, на самом деле, очень неоднозначный выбор для предприятия, причем не только в нашей отрасли. Скажем, некий завод для своих целей создает автопарк. Машины часто простаивают. Может, начать оказывать транспортные услуги внешним заказчикам? Ресурс будет использован оптимальней - но сможет ли менеджмент завода эффективно работать на разнородных рынках?

Для нас первоначальным толчком стало то, что под нужды сотовой сети пришлось создавать комплекс магистральной связи - чтобы абонент в Серове мог поговорить с абонентом в Камышлове, строить собственные ГТС… Идея оказывать услуги фиксированной местной и зоновой связи появилась вполне логично, потом настал черед Интернета.

Ситуация "десяти контрактов на абонента" - это не столько структурная, сколько юридическая проблема. В некоторых сферах электросвязи монополия возникает естественным образом: если естественный монополист диверсифицируется, - это создает предпосылки для монополизации рынка связи вообще. Неудивительно, что общество и государство это не приветствует. Поэтому "монстры" дробятся. А отсюда возникают и разные контракты.

Будет ли расти влияние "феномена гиперподключенности" на рынок? Как будет развиваться FMC?

Мы подходим к некоторому естественному пределу включенности человека в "информационную магистраль". Благодаря Интернету и сотовой связи человек 2000-х общается в десятки раз интенсивней, чем это было в 1980-х, а уж информации на него обрушивается в сотни и тысячи раз больше. Скачок просто революционный. Безусловно, феномен гиперподключенности играет на руку любым телекоммуникационным операторам. Очевидно, что чем больше услуг будет использовать наш абонент, - тем стремительнее будет развиваться сам рынок, тем подвижнее будут цены на связь.

Но не надо слишком обольщаться. Прогресс сдерживается уже не столько технологическими или коммерческими факторами, сколько культурными. Основная масса россиян пользуется сотовым лишь для голосовой связи, и вообще не нуждается в услугах Интернета. Потому что информация и широкий круг общения нужен лишь образованному человеку, который стремится стать еще образованней. Как бы ни развивались телекоммуникации, в будущем эта ситуация вряд ли изменится кардинально. Большинству населения нашей страны не нужны терабайты информации и сотни каналов IPTV…Поэтому круг "гиперподключенных" будет небольшим и ограниченным.

Что касается FMC, то здесь необходимо отметить, что технические решения всегда должны исходить, в первую очередь, из соображений рациональности, а не из каких-то стереотипов. Возможно, со временем FMC станут общедоступной нормой для всех игроков рынка, но вряд ли технология FMC выйдет за рамки нишевого сегмента.

Как относитесь к вопросам нейтральности сетей в свете развития Skype? Будет ли это проблемой для российских связистов?

Стоит понимать, что технологии неизбежно взрывают рынок и ставят вопросы перед законодателями. Как тут не вспомнить песенку Утесова 30-х годов, как метро в Москве "упразднило" извозчиков. Тоже ведь можно возмутиться - как так, по какому праву, защитим честных тружеников…

Технология очень часто предлагает более дешевые решения. Хотя бы уже тем, что ломает монополию или олигополию. Например, смс-трафик перекочевывает в ICQ. Это дешевле абоненту. И что, оператор будет ставить "заглушки" на использование ICQ? Или тарифицировать соответствующий трафик побайтно, чтобы брать те же деньги? Результат предсказуем - абоненты уйдут к другому оператору, который такой ерундой не страдает.

Перед законодателем "Скайп" действительно поставил серьезный вопрос. IP-телефония у нас подлежит лицензированию, но кого лицензировать в данном случае? Иностранную компанию? Мы живем в глобальном мире, ничего не поделать. Запретить использование программы в принципе? И потом методично запрещать все аналогичные? А как это контролировать?

Так что, я думаю, операторам придется жить в новом, усложнившемся мире, где часть голосового трафика, особенно дальнего, ушла в Интернет. Зато начинается праздник на улице Интернет-провайдеров, поскольку у них трафик растет. Значит, мышам надо становиться кошками, извозчикам - машинистами метро, а операторам связи - диверсифицироваться.

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи