1. Статьи
  2. обзор
Заметки пользователей
08.06.2008 02:00
8573
0
08.06.2008 02:00
PDF
8573
0

Оптика иль "медь" - вот в чем вопрос

То не ветер ли полночный
Загудел в трубе вигвама?
© Песнь о Гайавате

Разбор полетов

КРОС-2008 закончился две недели назад, но результаты все еще в стадии "упорядочивания". Так, видеозаписи отдельных интересных моментов и докладов будут выложены в следующем обзоре. А диски с полным медиа-отчетом участникам будут высланы еще позже (кстати, материалы не поместились на один DVD, нужно минимум два).

В данном выпуске - небольшая аналитика по недокументированному способу использования 24-х портовых коммутаторов Nortel.

Пришлось провести серьезную исследовательскую работу (огромную помощь в обработке всего массива полетной информации на своем ЦОД оказал leveler), чтобы понять закономерности зависимостей летных характеристик коммутаторов от "рабочего тела", осуществляющего первоначальный разгон изделия.

Оптика иль "медь" - вот в чем вопрос

Оказалось, что дальше всех мечут коммутаторы представители провайдеров Сибирского ФО. Средний результат по дальности броска у них составил 14,8 метра. Нашим специалистам пока не удалось установить причины этого феномена. Возможно, в основе рекорда лежит правильное питание сибирских мужчин, а может быть у них имеется богатая практика в данной области.

Единственный участник конкурса из Приволжского ФО отправил "снаряд" на 13,4 метра, чем "вытащил" свой округ на второе место.

Третье место поделили провайдеры Уральского и Северо-Западного ФО. По правде сказать, результат "северо-западников" (12,5 м) немножко (практически на уровне погрешности) превзошел средний показатель могучих уральских парней (12 м), но тут следует оговориться, что во-первых, с севера-запада участник был всего один, что нечестно, а во-вторых, уральцы явно метали коммутаторы более основательно, надежно, технично и грамотно. Однозначно, ничья, возражения не принимаются!

Почетное четвертое место занимает Центральный ФО, добившийся в среднем неплохого результата: 9,7 метра. Пожелаем провайдерам ЦФО здоровья, хорошего питания и улучшения местной экологии.

Если оценить результаты в разрезе занимаемых должностей, то здесь неожиданностей не произошло. Генеральные директора показали средний результат 12,5 метров. Собственно, с таким же результатом выступили и главные инженеры. Очевидно, авторитет человека придает дополнительные полетные бонусы любому запускаемому устройству.

Обычные и ведущие инженеры показали результат 11,2 метра. А вот самыми изможденными и замученными трудовыми буднями оказались технические директора, средний показатель которых не превысил 10,5 метров.

Провайдеры! Берегите своих технических директоров!

Все (обезличенные) результаты можно посмотреть (и самостоятельно проанализировать еще раз) вот в этом файле.

Разное

В выходные выезжал на природу, но цивилизация не отпускает и там. Между городками Мариинск и Дегтярск (Свердловская область, около 70-ти км. от Екатеринбурга), вдали от негрунтовых дорог, буквально посреди поля, выехал на цепочку характерных столбиков:

Оптика иль "медь" - вот в чем вопрос

Логотип Ростелекома не оставляет сомнений - закопано стекло, и совсем недавно. Интересно, когда на Урале "в полях" появятся похожие столбики альтернативных операторов? Если российские магистралы начинают (см. ниже) играть на розничном рынке, многим провайдерам ШПД придется строить свой межгород...

 


Слухи об ориентации Транстелекома на массовый рынок ШПД ходят уже второй год, но публично это заявлено едва ли не впервые, в интервью господина Липатова.

Ключевые цифры - 120 городов за два года, 2.1 миллиона абонентов, 17% от рынка в денежном исчислении, и 10,7% - в "душевом". Приоритетная технология - оптика к потребителям, в первую очередь к многоквартирным домам, т.е. те самые домашние сети. Инвестиции первых трех лет - $1,5 млрд.

120 городов - это практически срез всех сколь-нибудь перспективных 300-от тысячников. Но вот в строительство "с нуля" за два года не верится, причем совершенно. Подобного опыта в ТТК нет, персонала нет, методик нет. Магистральные наработки, конечно, могут пригодиться - примерно как создание самолетов при конструировании зерноуборочных комбайнов.

Значит будут покупки. Массовые. Инвестиции в пересчете на абонента составят примерно $700, желающим продать сеть ориентир задан. Мало было "варягов" - покупателей, накатывающих на замкадье. ТТК придаст новый импульс погоне за сложившимися, сильными коллективами (которые не только "накопили абонбазу" консолидациями на непонятной инфраструктуре, но смогут реально продолжить строительство сети).

Между тем конкуренты не дремлют. Вымпелком начал срочную переобувку Голден Телекома с Корбиной, и собирается продавать ШПД под маркой "Билайн". Думаю, от этого "региональный" бюджет, ранее озвученный ГТ на уровне $1,5 млрд., лишь вырастет, а организованности в действиях прибавится за счет Корбины, фактически превращенной в мегастроительный домонетный цех.

Это для домашних сетей куда более серьезная угроза, чем экспансия ТТК.
Во-первых, Билайн уже имеет развитую систему продаж по России, он хорошо умеет работать с розницей. А ГТ - опытный боец в корпоративном секторе.
Во-вторых, Корбина уже неплохо строит сети в замкадье, и до аллергии не любит покупать провайдеров.
В-третьих, Вымпелком уже близок к созданию собственной трансроссийской магистрали. Пусть не такой большой и качественной, как ТТК - но своей.

Выглядят все эти намерения весьма угрожающе. Но надо помнить, что подобными планами региональных операторов пугают уже лет пять, как минимум, и по большей части безуспешно.
Так что рецепт успешного выживания не меняется - строить больше, продавать чаще. С крепким регионалом конкурировать тяжело, проще купить (даже очень дорого), или вообще обойти стороной.

 


Несколько ссылок в один абзац:

Эр-телеком взял кредит на 1.95 миллиарда рублей в Сбербанке "на возмещение инвестиционных затрат 2006-2007 годов по строительству городских универсальных телекоммуникационных сетей".

Time Warner планирует брать дополнительную плату за большие объемы скачанного трафика.
Всего 5% клиентов компании занимают половину пропускной емкости ее сетей. Поэтому все новые подписчики в одном из городов Техаса будут платить по 1 доллару за каждый гигабайт информации сверх определенного месячного норматива (40 гигабайт).

Серверная платформа 2U. Вроде бы ничего особенного, но вид...

Оптика иль "медь" - вот в чем вопрос

Очень напоминает Juniper, осталось только поставить BSD, и тонко ее настроить...

Nortel объявила о выпуске софтсвитча, рассчитанного на провайдеров широкополосных SIP (Session Initiation Protocol), VoIP и других IP сервисов.
Как ни ругали софтсвитчи - похоже, они неизбежны, как наступление коммунизма.

Небольшая реклама FTTH сервиса (youtube). Креатив стоит того, чтоб на него посмотреть.

"Комстар-Директ" будет реорганизовано. Сложно и пока не очень понятно.

 


Несколько фотографий telco canister:

Оптика иль "медь" - вот в чем вопрос Оптика иль "медь" - вот в чем вопрос Оптика иль "медь" - вот в чем вопрос

 


Обновление в разделах:

 


Наиболее интересные темы форума (TOP-3):

Оптика иль "медь" - вот в чем вопрос

У поставщиков обслуживания на сегодняшний момент существует хорошо понятная цель: построение такой широкополосной сети, которая позволит предоставлять полное разнообразие современных телекоммуникационных услуг, включая передачу данных, IP-телефонию и IP-телевидение.

Такой подход, предусматривающий множество видов обслуживания по единственному кабелю позволяет компании сохранить и приумножить количество клиентов в условиях насыщенного рынка. Итоговые результаты для оператора, в конечном счете, будут зависеть от архитектуры сети доступа. А в этом вопросе разнообразие подходов достаточно велико: от тотального перехода на оптоволокно до внушительных инвестиций в уже развернутую инфраструктуру на базе "меди", пишет в своей статье на страницах информационного дайджеста Converge, Piyush Sevalia, один из ТОП-менеджеров компании Ikanos Communications.

При использовании в сети доступа, как у оптоволокна, так и у меди существуют свои достоинства и недостатки. Появившись относительно недавно, оптоволокно обеспечивает высокую пропускную способность, прекрасную гибкость и масштабируемость. С большой долей вероятности, в будущем за счет новых технологий оператор сможет еще больше нарастить пропускную способность своих оптоволоконных сетей на фоне незначительных инвестиций. Однако, оптоволокно требует значительных финансовых вложений и немалого времени на развертывание - ведь как и сто лет назад в случае с телефонными линиями, вся инфраструктура должна быть развернута практически "с нуля".

Например, американская Verizon и японская NTT осуществляют долгосрочное планирование: модернизируют значительную часть своей инфраструктуры и прокладывают оптоволокно как можно ближе к помещению клиента, чтобы гарантировать возможность предоставления приносящих доход передовых услуг, на много лет вперед. В третьем квартале 2007 года Verizon по официальным данным тратила в среднем 1745 долл. для подключения клиента с использованием FTTH. Из них 900 долл. уходило на подводку оптоволоконного кабеля к дому, а 845 долл. требовалось для организации подключения помещения.

Даже в Японии, где затраты на прокладку оптоволокна пониже, каждое подключение обходилось NTT в 1070 долларов. А это значит, что провайдеру необходимо набраться терпения и готовиться к длительным срокам возвращения инвестиций.

Вместе с тем, для подключения многоквартирных домов и Verizon, и NTT используют гибридные технологии подключений, осуществляя разводку по квартирам медным кабелем и организуя подключения на базе VDSL2. Это связано, прежде всего, с трудностью развертывания оптоволокна на ограниченных площадях.

Медные линии, в свою очередь, являются наиболее распространенной средой передачи данных во всем мире, и те операторы, кто вкладывает средства в технологии увеличения пропускной способности готовых медных линий, могут получить неплохие прибыли уже сегодня: та же технология VDSL2 вполне достаточная для предложения клиентам triple play.

К примеру, AT&T прокладывает оптоволокно только до узла (FTTN), а дальше полагается на VDSL2 и, уже давно проложенные к домам, медные линии. Таким образом, стоимость одного подключения обходится AT&T всего в 360 долларов, т.е. почти в пять раз меньше, чем у Verizon. Несмотря на кажущиеся преимущества, такой подход сопряжен с рядом трудностей технического свойства, поскольку на полосу пропускания медной линии влияет большое количество разнообразных факторов. Для подавления негативных последствий этих факторов, компания вынуждена внедрять специальные технологии.

Стоимость оборудования для работы с оптоволоконными линиями более, чем в два раза выше стоимости оборудования для "меди". Это касается как оборудования провайдера, так и клиентского комплекта оборудования. Например, при развертывании Ethernet Passive Optical Network (EPON) средняя стоимость оборудования в пересчете на одного подписчика составит 250 долларов. Оборудование для развертывания подключения на базе VDSL2 в 2007 году обходилось всего в 105 долларов на каждого клиента. Одним из важнейших вопросов, который может помочь провайдеру определиться с выбором архитектуры, является сравнение характеристик стандартов, лежащих в основе разных технологий. К примеру, для оптоволокна имеет смысл рассматривать EPON и GPON.

EPON чрезвычайно популярен на японском рынке и стремительно распространяется в Китае и других странах Азиатского региона. Он основан на Ethernet и стандарте IEEE P802.3ah, обеспечивает полосу пропускания до 1 Гбит/с и может работать на дистанциях до 20 км. Центральный узел сети EPON, OLT (optical line terminal), поддерживает работу до 32 пользователей на каждом порту. GPON основан на стандартах ITU-T G.984.1, G.984.2, G.984.3, G.983.4 и G.983.5. Ожидается, что именно GPON будет лежать в основе массовых FTTH-подключений Европы и Северной Америки. Он поддерживает до 64 пользователей на одном порту PON, позволяет создавать комбинации пропускной способности для исходящих и входящих потоков данных, имеет "потолок" на уровне 2,5 Гбит/с и работает на дистанции до 37 км. Последние разработки допускают назначение пользователю динамической полосы пропускания.

ADSL и VDSL2 являются наиболее распространенными технологиями, используемыми на медных линиях. VDSL2 опирается на DMT (discrete multitone technique)-модуляцию, обеспечивает высокую полосу пропускания (до 100 Мбит/с) и может быть настроена по восьми профилям, в зависимости от расстояний, что и делает ее достаточно универсальной. Современные решения на базе VDSL2 поддерживают такие технологии, как Quality of Service (QoS), enhanced impulse noise protection (INM), seamless rate adaptation (SRA) и RRA.

На сегодняшний момент VDSL2 активно используется операторами в Японии, Южной Корее, на Тайване, в Бельгии, Германии и Швейцарии. Технология ADSL используется во всем мире более семи лет, поэтому хорошо известна и отлажена, но не может обеспечить достаточно высокую полосу пропускания. Ее используют на относительно больших дистанциях (2-5 км), но даже теоретический порог ADSL2+ не превышает 25 Мбит/с.

Таким образом, выбирая технологию доступа, поставщик обслуживания должен внятно ответить на несколько важных вопросов. Как быстро требуется начать предоставление услуг? Сколько времени имеется до получения рентабельности обслуживания? Есть ли в наличии капитал и время для долгосрочного строительства сети? Имеется ли желание произвести радикальную модернизацию с организацией передового обслуживания и запасом на будущее, или предпочтительнее медленные изменения с постоянным вложением средств? Планируется ли предоставление передовых услуг на всей территории охвата сразу или будет происходить выборочное подключение к ним отдельных районов?

Исходя из ответов на эти вопросы, можно делать тот или иной выбор. Оптоволокно стоит дорого, развертывается медленно, окупается долго, но обеспечивает огромные возможности по набору и качеству предоставляемых услуг, высокую гибкость и масштабируемость. DSL-технологии обходятся дешевле, развертываются быстрее, рано дают отдачу финансовых средств и обеспечивают удовлетворение потребностей клиентов постепенно, по мере необходимости.

Дмитрий

Анонс

 

  • PON против CWDM.
  • Пинговалка на одной микросхеме.
  • Инструкция техсаппорта (юмор)
0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи