vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Путь оператора 3

Дата публикации: 02.02.2010
Количество просмотров: 2608
Автор:

Услуги "доступ в интернет" больше не существует. Так же ранее перестали существовать многие другие услуги. Конечно, операторы все еще предпочитают работать над линейкой продуктов, а государство продолжает лицензирование услуг, но для пользователя оператор перестает существовать. На первое место выходят информационные продукты, доступ к которым иначе (пока?) невозможен.

Сегодня услуги доступа к сети интернет больше напоминают нефть. Условное разделение на качество (ШПД, 3G, EDVO, WiFi и т.д.), определяющее финальную стоимость для потребителей, и тотальная зависимость от конечных продуктов, производимых из нее. Востребованность нефти потребителем определяется разнообразием продукции (пластмассы, ГСМ, тепловая энергия и так далее) и дополнительными внешними факторами (средняя зимняя температура, степень развитости общества и так далее). Напрямую (непосредственно) нефть конечным потребителем не востребована. Так и доступ к сети не востребован, без образованных в нем (на его основе) продукции - сервисов.

Забавно недавнее появление двух синхронных новостей про нефтепродукты и интернет:

1) Химики разработали новый материал, который в перспективе может прийти на смену пластику. Основными составными компонентами прозрачного и относительно прочного материала являются вода и глина. Подробнее "глиняный пластик" описан в статье авторов в журнале Nature. Основное содержание работы приводит New Scientist. По мнению создателей нового вещества, одним из его преимуществ является отсутствие в составе нефтепродуктов.

2) Британская корпорация BT объявила о запуске нового сервиса BT Infinity, благодаря которому клиенты компании получат 40-мегабитный доступ в интернет за 20 фунтов стерлингов в месяц, сообщает The Guardian. Еще в 11,5 фунтов в месяц обойдется стоимость аренды линии связи. Высокоскоростной тарифный план без ограничения на скачивание от BT обойдется в 25 фунтов в месяц.

В сложившихся обстоятельствах, логично предположить, что операторы связи, для сохранения уровня приемлемой доходности, должны внимательно подходить к вопросу формирования цен на предложения, стараясь избегать ошибок нефтяной отрасли, когда повышение цены вызывает развитие альтернативных источников энергии (например, природный газ) и энергосберегающих технологий, снижающих общую потребность и никогда не повышающие ее. В то же время понижение стоимости приводит во-первых, к снижению доходов, во-вторых к истощению запасов. Истощение запасов выглядит как повышение объема передаваемого трафика на единицу времени, через привыкание пользователей к нагруженным сервисам при снижении требований к "легкости" web-страниц, например. И если продолжать аналогию, то магистральные операторы вполне годятся на роль "Телеком-ОПЕК", регулирующих своим поведением всю ценовую политику отрасли.

Более того, используя существующий уровень доходности, инвестировать средства в идеи и технологии, которые или снижают себестоимость телекоммуникационных сервисов, или вызовут рост их потребления, илисоздают им реальную альтернативу. К сожалению, в приведенном списке идей отсортированы по степени инвестиционных объемов.  

Наибольшие вложения на данный момент приходятся на снижение себестоимости оказания телекоммуникационных сервисов. Это вполне объяснимо, потому как создание нового аппаратного обеспечения, новых видов физических сред для передачи данных - это наукоемкие производства. Более того, это наиболее востребованные операторами инновации, потому как строительство и эксплуатация сетей являются основными, оправданными с точки зрения бизнеса, расходами. И более того, считаются инвестициями в будущее - возможность пропускать большие объемы информации будет цениться пользователями, а отсутствие необходимости скорого апгрейда ценится инвесторами и покупателями уже бизнеса целиком.

Рост объемов трафика и рост потребления телекоммуникационных услуг напрямую связывают с развитием телематических сервисов, отвечающих интересам пользователей (знакомство и общение, новости, развлечения, товары и услуги, дом и семья, игры, кино и так далее), и с ростом популярности медиа-контента в сети. Возможно, что более яркий и выдающий многообразную ответную реакцию сервис более привлекателен для пользователя, но не менее логичной кажется причина развития собственного маркетинга, специализированного на телематических сервисах. Фактически - данный маркетинг планомерно создает новую сферу бизнеса.

На одном из последних мест стоит работа по созданию реальных альтернатив существующим видам связи. Почтовая, телеграфная, радио, телефонная, телевизионная, передача данных - все эти виды связи постоянно эволюционировали, вслед за развитием науки и техники, но их появление нельзя назвать планомерным бизнес-проектом (например, радио и телевидение - сравните с ЖК мониторами).

Что со всем этим можно и нужно делать сейчас?

Прежде всего, разделить бизнес на профильный - операторский, и непрофильный - "телематический". Для каждого придется делить не только офисное пространство, но и все прочее: команды (директоров, руководителей, сотрудников), бюджеты, стратегические и тактические планы. То есть вообще все. Во-вторых, стоит научить (научиться) людей из большого бизнеса не вмешиваться в дела младшего, особенно не учить их работе в принципах и рамках большого бизнеса (это касается правил финансирования, учета рисков и покупки технологий и идей). В-третьих, смириться с тем, что профильный бизнес на длительное время станет "донором", поставляя ресурсы для сомнительных действий стартапа.

Посмотрите, как в свое время Министерство обороны США, через свое агентство ARPA, в 1960х годах поддерживало информатику, особенно стимулируя команды хакеров (тогда это еще не было нарицательным именем для кибер-преступников). Выделялись гранты, фиксированные суммы денег, предоставлялось современное оборудование. Но при этом степень финансового контроля была таковой, что "пропажи" денег не допускали, но и тотального контроля за "целевым образом" трат не производилось. Расчет строился не на готовые продукты, а на появлении интересных идей, которые можно было бы применить в "большом бизнесе" (т.е. в военном деле). Сейчас это называется "венчурным инвестированием". Как показала история, результаты работы хакеров пригодились не только в целях военного ведомства, но и в мирной жизни миллиардов людей.

По этому принципу, возможно в слегка измененной форме, работает ряд современных крупных компаний. Например, Google мотивирует сотрудников на ведение собственных проектов, будущее которых зависит от применимости идеи. Сомневаюсь, что все проекты оказываются удачными как Chrome, но в достаточной степени иллюстрируют сам подход. А недавняя новость про Ларри и Сергея вполне может стать началом истории про очередной технопарк или, что вероятнее, про новый стартап в отрасли. Особенно интересно, что на финансирование новой идеи, похоже, будет выделяться почти миллиард в год.

Ларри Пейдж и Сергей Брин решили не контролировать Google

Сейчас им совместно принадлежит 57,7 миллиона акций. Это 18 процентов капитала и, благодаря нестандартной системе акционирования, 59 процентов голосов при принятии решений. После осуществления пятилетнего плана у них останется 47,7 миллиона акций, то есть 15 процентов капитала и 48 процентов голосов. При нынешней рыночной стоимости (550 с небольшим долларов) Брин и Пейдж могут выручить на этой операции по 2,75 миллиарда долларов.

Можно долго гадать, зачем потребовалось так переиначивать структуру контроля корпорации. Самое простое и логичное объяснение связано с тем, что Эрик Шмидт в августе 2009 года покинул совет директоров Apple из-за конфликта интересов последней и Google. Такому проявлению лояльности нужно и должно обеспечить гарантию стабильного будущего в Google. Что и было сделано.

Хотя, возможно, им просто срочно понадобились деньги.

Компании нефте-газовой отрасли подпитывают грантами всевозможные научные исследования, работы студентов и преподавателей институтов. Полагаю делается это не просто из соображений "доброго дядюшки", а при вполне понятных ожиданиях будущей прибыли. В автопромышленных компаниях имеются свои истории. Например, работы по проекту Prius были доверены главному инженеру, ранее никогда не бывшего в этой ответственной роли. Ожидания руководителей были направлены на то, что более молодой и амбициозный специалист способен сделать новый продукт быстрее и качественнее опытных коллег. Более того, вмешательство руководства концерна было сведено к установке ограничений, но не конкретным участием в процессе проектирования.

Ставка на то, что новый продукт может быть успешно выпущен новым человеком - сработала.

Далеко идущие последствия

На что должны быть направлены действия, организующие стартап, в реальности российского оператора связи? Как следует из приведенного выше: или на повышение потребления телекоммуникационных продуктов через создание востребованных телематических сервисов, или на создание альтернативы телекоммуникациям вообще. В идеале - на создание нового бизнеса, который дополнит или заменит своего "донора" в скором времени.

На сегодня сегмент телематических сервисов переживает очередной бум. Тому есть ряд обоснованных поводов: количество незанятых ниш сравнительно велико, а стоимость смены одного поставщика на другого в уже занятой нише - дляпользователя сравнительно мало. Опять же, благосостояние целевой аудитории растет, люди все охотнее расстаются с деньгами в сети, получая электронные заменители реальной продукции (например это касается кинопродукции, игр и т.д.). Средства и способы мгновенной оплаты становятся удобнее и совершеннее, хотя и переживают очередной этап кризиса доверия потребителей (скорее всего он закончится с появлением этакого PayPal в среде "премиальных SMS").

Особенность телематических сервисов заключается в дешевизне обратной связи, генерирующей новые идеи и оценки текущих сервисов, позволяя динамично удовлетворять потребности пользователей. Плюс к этому - низкая стоимость инфраструктуры оказания услуг, низкая стоимость разработки. То есть - телематические сервисы на сегодня (и последние 50 лет) один из интересных видов венчурного инвестирования.

Немного другое дело - разработка реальных альтернатив традиционным телекоммуникациям. В сравнении с телематическими сервисами, эта разработка требует больших инвестиций, несколько иной подход к анализу потребностей аудитории. Тем не менее, этот подход не так уж и провален. История про вытеснение DVD форматом VHS cистемы является достаточно показательной - пользователям интересно смотреть видео дома, но конкретная технологическая реализация имеет малое значение перед реальными потребительскими качествами ("красочность" изображения, удобство хранения, копирования и так далее). Совершенно очевидно, что и "дисковые" технологии будут замещены, возможно, телематическими сервисами, так как при сохранении "красочности" будут предоставлять большее разнообразие доступных материалов,облегчат обмен материалами между пользователями и так далее.

По сути, разработка должна сводиться к тем же принципам, по которым снимаются блок-бастеры: каждый фильм содержит почву для следующего (сиквела, триквела). В случае коммерческого успеха можно снять следующий и получить дополнительный доход на эксплуатации идеи. В случае провала... что же, это был не единственный снимаемый фильм.

 P.S

В заключении хочется обратить внимание на то, что нет в мире "вечного" бизнеса, пока не остановился прогресс, пока у человека существуют потребности. Казавшийся вечным бизнес паровых машин проиграл электричеству. VHS проиграл DVD, который в свою очередь проигрывает позиции Blue-Ray дискам. Услуги связи остаются востребованы длительное время, телепатии пока не научились, но конкретные ее формы явно уходят, уступая дорогу более совершенным. Поэтому вложения в единственную технологию достаточно рискованны, но остаются необходимыми. Вложения в альтернативы похожи на семейные отношения - сначала родители кормят детей, учат их, одевают-обувают, чтобы на пенсии получать от них помощь и поддержку.

Источник

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/blogs/17653/put-operatora.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться