1. Статьи
Заметки пользователей
31.12.2016 17:00
PDF
23937
188

Антиутопия по сценарию Яровой

С момента подписания президентом "пакета Яровой" минуло почти полгода. Законопроект обязывает операторов связи и организаторов распространения информации (агрегаторы новостей, интернет-магазины) с 1 июля 2017 года хранить аудиозаписи звонков, содержание переписки и другие виды коммуникаций пользователей. Максимальный срок хранения такого объема информации - шесть месяцев. Хранить весь трафик пользователей операторы обязаны на собственном оборудовании. Иными словами, каждый оператор и организатор распространения информации должен иметь собственный ЦОД на территории России.

Законопроект, названный представителями отрасли невыполнимым и губительным, был принят законодателями легко и без раздумий. Министерствам оставалось лишь доработать детали, чтобы подписать окончательный приговор.

Антиутопия по сценарию Яровой

В пятницу, 23 декабря, Минкомсвязи РФ представила на общественное обсуждение проекты постановления правительства, где уточняются требования по исполнению операторами связи пунктов "пакета Яровой".

В проекте, представленном на обсуждение, прописаны требования для различных видов связи. В первую группу вошли операторы, предоставляющие услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи. Им придется хранить переговоры пользователей в течение шести месяцев.

Ко второй группе регулятор относит операторов сотовой связи и интернет-провайдеров. Здесь все несколько сложнее. Этой категории Минкомсвязи предлагает фиксировать не срок, а объем хранимой информации.

Вот цитата из проекта постановления:

"...4. Оператор связи, оказывающий услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи обеспечивает хранение голосовой информации, текстовых и иных видов сообщений в течение срока, не превышающего шести месяцев.

5. Оператор связи, оказывающий иные услуги связи, хранит содержание сообщений в хранилище следующего объема:

с 1 июля 2018 года в объеме 1 Пбайт на каждый Гбит/с емкости (пропускной способности) введенного в эксплуатацию узла связи;

с 1 января 2019 года в объеме 2 Пбайт на каждый Гбит/с емкости (пропускной способности) введенного в эксплуатацию узла связи.

6. Запрос необходимого содержания сообщений осуществляется по команде с пункта управления оперативно-розыскными мероприятиями (далее – ОРМ)  при организации круглосуточного удаленного доступа к хранилищу содержания сообщений.

7. Каналы связи технических средств ОРМ с пунктом управления ОРМ, организуемые оператором связи, должны обеспечить съем содержания сообщений уполномоченными государственными органами в процессе выполнения возложенных на них задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.

8. Необходимое количество и тип цифровых каналов, а также точки подключения хранилища к пункту управления ОРМ определяет уполномоченный государственный орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность в субъекте Российской Федерации".

Возвращение в 2007

По подсчетам операторов, новые требования - это максимально худший расклад из всех возможных. При обычном профиле трафика в 1 Птбайт такие требования и составляют примерные сроки хранения в шесть месяцев. Причем, с 2019 года объем обязательного для хранения трафика вырастет в два раза, а значит хранить трафик пользователей операторы будут обязаны в течение года.

"Посчитал на примере пары компаний, получается создание такого ЦОД-а обойдётся в годовой EBITDA, за эту сумму покупают... и считается, что ценник = годовой выручке, это хорошая цена. Считаю невыполнимым", - отмечает на форуме Nag.Ru представитель одного из тюменских провайдеров.

"Тут мало того что придется окупить деньги на хранилище стоимостью в годовую выручку, так еще это же самое будут делать "магистралы". Т.е. фактически мы оплатим не только свое хранилище, но и хранилище магистралов (они же деньги с нас соберут).

Ну вот и прикинем. Абонент с 10 Мбит трафика это затраты 2 * 2(ПТ/Гбит) * 0.01 Гбит = 40 Гбайт на такого абонента = 120т капвложений (только диски 4*10Г). И раз в 5 лет это точно надо обновлять. Это возможно только если а/п будет не менее 2500р (примерно в 10 раз выше текущей). Скорее всего, будет 1 Мбит/с по 500 рублей, или ограничение по трафику 5 гигабайт в месяц за те же 500. Вернемся в 2007.

Но это еще семечки. Чтобы вот построить все это надо взять кредит в размере чуть ли не двух годовых выручек на 10 лет под менее 10% (а то и 5%). Есть желающие такой кредит дать? Не вижу леса рук", -  приводит свои расчеты представитель одного из операторов связи.

Антиутопия по сценарию Яровой

Представители большой четверки сотовых операторов также прикинули возможные затраты, которые в любом случае оказались выше среднегодовой выручки.

"Такой подход очень незначительно уменьшает прогноз, который мы давали по затратам на исполнение "закона Яровой" — но сами затраты в любом случае будут выше годовой выручки компании", — пояснила "РБК" представитель "МегаФон" Юлия Дорохина.

Как считает директор по эксплуатации "Комкор" (входит в ГК "Акадо") Михаил Медриш, некорректно брать в расчеты максимальную пропускную способность узлов связи, поскольку она практически никогда не задействована на максимум. При таком подходе сроки хранения информации могут быть даже больше полугода.

Закон с множеством вопросов

Если почитать в сети мнения представителей IT- и телеком- отраслей о фактически уже принятых условиях выполнения "пакета Яровой", то в голове рисуется картина Рунета десятилетней давности, где-то в удаленной от города деревне. Мутный монитор, на котором вот уже полчаса грузится картинка с какого-нибудь Pikabu.

На самом деле, несмотря на полугодовую "работу" Минкомсвязи над законопроектом, в нем по-прежнему остается много неясностей. Например, как быть с хранением персональных данных, а в особенности медицинских, которые подлежат регуляции со стороны закона? Особенно, учитывая тот факт, что президент совсем недавно говорил о необходимости развития телемедицины в стране. Все хранилища данных придется сертифицировать? А пользователь перед тем, как зарегистрировать талон на сайте районной поликлиники должен будет в письменном виде предъявить провайдеру разрешение на хранение? Складывается ощущение, что "поправки Яровой" лишь повод собрать лишнюю дань с операторов. Но это не самый худший вариант.

"Я на своей шкуре знаком с подобными законами. Когда к нам пришли "органы" с проверкой, то сказали так — нам пофиг на то чем вы тут занимаетесь, самое главное - купите лицензию. Имхуется, что данный законопроект, просто новый вид налога. Провы купят лицензию у одних, а контролировать будут совсем другие "органы"", - считает один пользователей портала Geektimes.

"Закон делался с расчётом, чтобы его нельзя было соблюсти. Так легко и элегантно все провайдеры переводятся в разряд нарушителей закона. Закрывать их не будем конечно, пусть живут пока. Но теперь за каждым есть вина, поэтому пусть пресмыкаются, добиваясь милости товарища майора. Это же здорово, что теперь айтишники будут благодарить и извиняться, извиняться и благодарить. Причём сами", - считают некоторые.

Антиутопия по сценарию Яровой

Гораздо более плачевным выглядит расклад, при котором множеству небольших провайдеров в силу невозможности тянуть финансовую лямку принятого закона, придется просто свернуть свою деятельность, либо продать бизнес более крупному конкуренту. К слову, именно таковым видят представители отрасли дальнейшее развитие событий в триллере "пакет Яровой".

К слову, многие сходятся именно во мнении, что принятие законопроекта в такой жесткой форме - отличный инструмент, чтобы очистить рынок от мелких игроков. Для чего это нужно?

  • Во-первых, большое количество мелких провайдеров сложно контролировать, а если на рынке останутся лишь несколько крупных игроков - все они будут подотчетны государству.
  • Во-вторых, законопроект, так или иначе, повлияет на цену интернета в стране, что в свою очередь должно снизить интернет-активность граждан. Это также выгодно властям.
  • В-третьих, "пакет Яровой" прекрасная возможность для многих "ответственных" лиц добавить на свои зарубежные счета еще "энное" количество миллионов. Ведь оборудование для хранения придется сертифицировать, а соответственно цены на него будут искусственно завышены.

Антиутопия по сценарию Яровой

"А что, если эта инициатива идет не от некомпетентного в вопросе депутата, а от крупнейших операторов с целью выдавить с рынка мелких и средних конкурентов? 3-4 крупнейших провайдера вскладчину строят ДЦ для хранения — в законе не прописано, что нельзя строить таковой совместно. Ну затраты, да, придется вытрясти бюджеты других проектов, где-то взять кредиты, но какой профит в итоге! Сейчас ведь провайдеры живут на границе самоокупаемости, единицы процентов прибыли — немыслимо для рашн-бизнеса, тащит только подключение юрлиц по конским тарифам и частного сектора (но это тяжелая работа). Чтобы вытрясти копеечку с физика, надо сильно химичить с тарифными планами, писать сложные договора, но это всё хуже работает.

А когда не станет мелкоты и середнячка, можно будет ставить любой удобный тариф, проклиная напоказ этот самый закон Яровой. За построенный ДЦ скажет огромное спасибо власть, интернет станет дороже — деньги потекут рекой, развивать сеть будет не нужно особо, поскольку абонентов станет меньше при тех же доходах. В итоге акулы бизнеса ничего не теряют, а даже зарабатывают на этом законе.

Дальше, если продолжать фантазию, не нужно ни черных, ни белых списков — гиганты отрасли типа маилру, чьи сервера будут размещены на территории РФ, записываться не будут — какой смысл, если можно запросить напрямую данные? Это даст дешевый (если не бесплатный) доступ людей туда: для среднего потребителя доступ к соцсетям и прочей развлекаловке останется, а хочешь нормальный доступ — плати тысяч пять в месяц за 10 мегабит… Государство убивает двух зайцев одним ударом: и записи разговоров получает, и надежно огораживает массы от т.н. идеологически-неверной информации. Бизнес получает дополнительный доход. В пролете только потребитель…", - предполагает один из подписчиков нашего блога на Geektimes.

Что дальше

Как будут развиваться события дальше и что в текущей обстановке делать всей отрасли пока столь же неясно, как и полгода назад. Не добавил ясности и глава Минпромторга Денис Мантуров. Накануне, в своем заявлении журналистам он произнес следующее:

"Мы прошли вторую итеграцию в части согласования предложений между органами безопасности, операторами и производителями телекоммуникационного оборудования. В первой половине 2017 года можно ждать окончательного решения по механизму реализации закона. Оно существенно отличается от первоначального варианта, мы нашли компромиссы. Это решение будет более комфортным для операторов и обеспечит как интересы вопросов безопасности, так и оптимизацию затрат операторов".

Может быть это было сказано лишь для успокоения, пока дописывают последние пункты "приговора" для отрасли.

Как считает  генеральный директор ООО "ОрдерКом", кандидат юридических наук, Дмитрий Галушко, Правительство своим постановлением дало понять операторам каковы "правила игры". Чтобы отрасли было ясно, как дальше планировать собственный бизнес.

"В ближайшей перспективе у операторов есть два варианта действий. Во-первых, перестать вводить новые узлы связи, раз подсчет трафика ведется с эксплуатируемых операторами узлов. Во-вторых, снижать максимальную полосу пропускания абонентам", - считает Галушко.

Выводы же из очередного "убийственного" буквенного сочинения властей неутешительны. Мелкие операторы смогут выжить лишь при условии отсутствия контроля за исполнением закона со стороны властей. В ином случае, выживут лишь крупные компании и те, кто сумеют объединиться. Затраты на строительство хранилищ данных в любом случае будут возложены на абонентов - иначе просто не может быть, это элементарный закон рынка. При этом операторы не исключают такой возможности, что право производства оборудования для хранения данных будет отдано неким отечественным производителям, находящимся под контролем спецслужб. При таком раскладе ценник может быть существенно выше, чем у зарубежных аналогов, что лишь увеличит финансовую нагрузку на отрасль.

Чтобы рассчитать примерную стоимость оборудования для хранения, на Nag.Ru есть специально разработанный для этих целей Яркулятор. Можете воспользоваться им, и убедиться в точности расчётов самостоятельно.

 
188 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Почти полгода минуло с подписания президентом, так называемых, “поправок Яровой”, вызвавших истерику в отрасли телекоммуникаций. Минкомсвязи наконец доработало условия хранения трафика. Собственно все стало только хуже. По подсчетам операторов, новые требования - это максимально худший расклад из всех возможных.

 

Полный текст

BeHalf
BeHalf

Долбоебизм крепчал, но иного и не ждали.

Urs_ak
Urs_ak

Не долбоебизм, ведь сформулировано, зачем это всё нужно:

"К слову, многие сходятся именно во мнении, что принятие законопроекта в такой жесткой форме - отличный инструмент, чтобы очистить рынок от мелких игроков"

telematic
telematic

Калькулятор для телефонии будет?

dspost
dspost

Предлагаю все же участвовать в официальном обсуждении постановления http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=60566, не кидайтесь в меня помидорами, но все же лучше чем только на форумах и кухнях.

MATPOC
MATPOC

Калькулятор для телефонии будет?

А тут всё просто - купите новую станцию, которая поддерживает запись ВСЕХ звонков, а не двух E1, что сейчас идут на пульт СОРМа.

Sergey Gilfanov
Sergey Gilfanov

ну и отправленный туда же проект :-)

Проект постановления

Плохой проект. Орган определят всякие сроки и объемы хранения. Те самые, которые уже озвучены. А хранит оператор, на своем оборудовании, обеспечивая дублирование, когда попросят (а не сразу, как трафик пробежал)

snvoronkov
snvoronkov

Не долбоебизм, ведь сформулировано, зачем это всё нужно:

"К слову, многие сходятся именно во мнении, что принятие законопроекта в такой жесткой форме - отличный инструмент, чтобы очистить рынок от мелких игроков"

+1, кстати.

 

Сегодня огласили "новогоднюю новость" - контору продали крупняку. Ожидаемо. Теперь имею полгода-год на поиск нового места работы, пока процесс слияния-вливания не перешел в решающую фазу.

saaremaa
saaremaa

Предлагаю все же участвовать в официальном обсуждении постановления http://regulation.go...earch#npa=60566, не кидайтесь в меня помидорами, но все же лучше чем только на форумах и кухнях.

Написал там как мог. Местами криво, но надеюсь смыл будет понятен.Imho эти игры в электронную демократию - фикция чистой воды.