В крутых американских боевиках главный герой, как правило, возрождается из пепла, чтобы с триумфом вернуться и вновь творить добро, борясь с плохими дяденьками и тетеньками. Что-то похожее, возможно, скоро произойдет в сотовой связи. Nokia объявила о возвращении бренда на рынок смартфонов. Конечно, пока никакого возвращения еще не состоялось, но ведь так хочется верить в того самого героя, который придет и победит, сделав мир светлее и чище.
Новость знаковая, ведь финны на слуху, даже растеряв свое лидерство на сотовом рынке. Поэтому стоит подробней рассказать о том, с чего началась и чем продолжается сегодняшняя Nokia.
Nokia - бренд поживший и повидавший. Немудрено, что за более чем 150-летнюю историю компания проявила себя во многих отраслях, успев выпустить даже линейку одежды. Кстати, именно постоянный поиск новой ниши удерживал компанию на плаву долгие годы, сделав ее в итоге одним из флагманов рынка телекоммуникаций.
Годом рождения компании можно окрестить далекий 1868, когда горный инженер Фредерик Идестам основал вторую фабрику по производству бумаги, расположив ее на берегу реки Nokiavirta, протекающей недалеко от городка Тампере. Нетрудно догадаться, откуда взялось название бренда. Так что, не отдавшись со временем "цифре", Nokia могла бы сейчас штамповать бумагу для принтеров.
С течением времени Идестаму пришлось уйти в сторону, предоставив бразды правления и стратегию развития компании другому представительному мужчине - Леопольду Мехелину. Видный финский государственный деятель и противник царского режима (тогда Финляндия была автономией Российской империи) видел перспективу в выработке электроэнергии и производстве кабельной продукции. Убедив акционеров, Мехелин направил Nokia в энергетическое русло, при этом не забывая о бумаге.
В 1903 году на водопадах Таммеркоски возводится гидроэлектростанция, ставшая в дальнейшем спасательным кругом, не давшим Nokia утонуть в пучине экономического кризиса.
Начало двадцатого столетия для Nokia выдалось неудачным. Первая мировая война погрузила Европу в глубочайший экономический кризис, не позволив людям расходовать средства на бумагу.
Однако в условиях военного времени резко возрос спрос на изделия из резины: в цене были вещи из прорезиненной ткани, автомобильные шины и прокладки для промышленного оборудования. Тогда эта ниша в Финляндии была целиком и полностью оккупирована корпорацией Finnish Rubber Works (FRW), обосновавшейся в Хельсинки.
Ее глава Арвид Викстрем был человеком дальновидным, поэтому ради экономии и перенес резиновую промышленность Финляндии из центральных регионов страны поближе к местам, где "проживало" дешевое электричество. Так благополучная FRW скооперировалась с плохо стоявшей на ногах Nokia.
Сапожки "Нокиа" можно купить до сих пор
В 1917 к этому союзу "резины и электричества", присоединилась первая финская компания по выпуску кабеля для телеграфных и телефонных линий - Finnish Cable Works (FCW).
Цех FCW по производству кабеля
В образовавшемся тройственном союзе главную роль продолжала играть FRW, поэтому Арвид Викстрем взял под контроль Nokia и FCW, превратив коалицию в полноценный концерн. Казалось бы, при таком раскладе название Nokia должно было раствориться во времени. Но, как бы ни так, Викстрем по велению сердца решил продвигать всю продукцию концерна (бумагу, резину и кабель) под брендом Nokia.
Политическая ситуация, сложившаяся в мире после Второй мировой войны, ускорила развитие FCW, основным заработком которой стали правительственные заказы. Финляндия как сотрудница фашистской Германии выплачивала репарации Советскому Союзу. Часть этих выплат осуществлялась в виде кабельной продукции, производимой FCW.
Противогазы Нокия, производимые для нужд армии
Казалось бы, сама жизнь подталкивает Nokia обратить свой взор на новые развивающиеся технологии, связанные с энергетикой и электроникой. В результате в Finnish Cable Works создается подразделение электронной техники, в задачи которого входит проведение исследований в области полупроводниковых приборов и передовых коммуникационных средств. Глава отдела Курт Викстедт уже тогда предчувствовал правильность сделанного выбора и грамотно оценил перспективы развития электронной связи. В результате уже в 1963 году был разработан первый радиотелефон, а в 1965 году – модем для передачи данных.
Большинство существовавших в те годы телефонных станций оснащались электромеханическими коммутационными устройствами. Возможность же цифровой революции никому тогда в голову не приходила. Именно инженерам Nokia предстояло совершить переворот в отрасли связи, отличавшейся своим консерватизмом.
Инженеры нового подразделения взялись за разработку цифрового коммутатора на основе импульсно-кодовой модуляции. Спустя несколько лет работа была закончена, и свет увидело первое творение компании - РСМ передающее оборудование, которое полностью соответствовало международным стандартам. Год 1970 стал для Nokia знаковым: компания выпускает свой первый цифровой коммутатор DX 200.
Коммутатор DX-200
Устройство было снабжено современным компьютерным языком и процессором Intel. Многие идеи, заложенные в коммутатор, до сих пор применяются в телекоммуникационной инфраструктуре компании. К слову, именно в этот исторический промежуток между переориентацией компании на электронную промышленность, путем уже официального объединения Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works к Nokia Aktiebolag была образована Nokia Corporation.
Логотипы Нокиа в разные времена
В 1977 году исполнительным директором корпорации становится Кари Кайрамо к тому времени успевший потрудиться в США и Северной Японии. С его приходом приоритет компании еще больше сдвигается в сторону электроники.
Nokia стремительно превращается в одного из ведущих в Европе производителей телевизоров, мониторов, дисплеев,
а также выпускает компьютер под собственным брендом.
В середине восьмидесятых произошло неприятное событие, еще больше подтолкнувшее финскую компанию бросить свои силы на телекоммуникационный рынок. В 1986 году компания выходит на третье место по производству цветных телевизоров, однако проект оказывается убыточным. Кари Кайрамо не выдержал такого удара и покончил с собой, совсем немного не дожив до 56-летия.
В 1981 году на базе технологии и оборудования Nokia в Швеции сооружается первая в мире сотовая сеть Nordic Mobile Telephone (NMT). Постепенно она охватывает многие европейские страны. В том же 1981 компания представляет свой первый телефон для автомобиля Mobira Talkman. Это был громоздкий, но стильный телефонный аппарат в кожаном портфеле.
Нескольким позже появляется первый портативный переносной телефон Mobira Cityman.
Аппарат весил неподъемные по нынешним меркам 800 граммов, а стоил около 4,5 тысяч долларов при пересчете на современную стоимость денег. Название телефона сменилось на Gorba после того, как оно побывал в руках у Михаила Горбачева.
Михаил Горбачев разговаривает по сотовому телефону
Nokia активно включается в распространение по миру нового стандарта глобальной мобильной связи GSM. Например, финской Radiolinja был поставлен комплект оборудования для построения в Финляндии первой коммуникационной сети этого стандарта. В 1987 году на рынке появляется первый сотовый телефон компании.
В 1991 году состоялся первый в мире звонок по коммерческой линии GSM. Звонившим был премьер Финляндии Харри Холкери. В руках он держал телефонный аппарат Nokia, а звонок проходил через оборудование финской корпорации.
В девяностые Nokia все больше связывает себя с рынком телекоммуникаций, несмотря на успех и известность резиновых изделий компании. Продолжаются вложения ресурсов в GSM, заключает контракт на обеспечение сетями нового стандарта еще девять государств. В августе GSM системы Nokia используют 59 операторов в 31 стране. Именно переориентация компания в сторону телекоммуникаций позволила ей освоить международные рынки, вырасти по настоящему в крупную международную корпорацию.
В 1999 году финская компания становится лидером на рынке мобильных телефонов, отвоевав 27 процентов. Motorola, шедшая второй, отстает на 10 процентов.
Двухтысячные лишь подтверждают правильность выбора направления. Компания показывает бурный рост. В 2006 году телекоммуникационное подразделение Nokia Networks объединяется с соответствующим телекоммуникационным подразделением компании Siemens. Совместное предприятие на долгие годы становится лидером рынка технологий и услуг для фиксированных и мобильных сетей связи.
Компания продолжает поставлять решения операторам связи и выпускать на рынок мобильных телефонов один хит за другим. Однако появление первого Apple Iphone в 2007 году круто меняет положение на рынке. Apple фактически отнимает у Nokia лидерство, перенимая не просто покупателей, а фактически обесценивая Nokia, как бренд. Теперь все те характеристики, которые раньше приписывались Nokia, отходят смартфонам Apple, чей продукт становится знаком качества и прогресса на мировом рынке. Следующие несколько лет смартфоны Nokia не пользуются былым успехом. Продажи падают, а в компании начинаются массовые увольнения.
В 2013 году мобильный бизнес финской компании приобретает Microsoft. Казалось бы, с Nokia, как с производителем телефонов, покончено. Однако в 2013 году Nokia, заняв денег у Microsoft, выкупает у Siemens пятьдесят процентов доли в совместном предприятии Nokia Siemens Networks. Эта сделка существенно повышает стоимость акций компании.
В апреле 2015 года Nokia совершает еще одну крупную сделку, приобретя своего конкурента Alcatel-Lucent за 15,6 млрд.евро. Ожидается, что синергетический эффект от слияния компаний составит 900 млн евро к 2019 году.
Сейчас Nokia по-прежнему придерживается своего исторического тренда, стараясь вовремя ухватиться за перспективные направления. Масса продуктов производится для более сотни операторов мобильной связи по всему миру. Например, в России у компании более 1400 сотрудников и 6 офисов, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Воронеже. Партнерами компании являются все федеральные российские операторы связи: "МегаФон", "МТС", "ВымпелКом" и "Теlе2".
Компания активно участвует в разработках 5G, периодически демонстрируя перспективные решения. Собственные разработки есть у Nokia в сфере "интернета вещей" и телемедицины. Например, весы, позволяющие тщательно отслеживать состояние собственной сердечно-сосудистой системы.
Активно идет работа над разработкой решений для виртуальной реальности. Линейка продуктов под брендом Nokia OZO позволяет не только просматривать, но и создавать контент для виртуальной реальности. Например, видеокамера для VR-съемки. В перспективе использование такой камеры поможет создавать действительно "реальные" игры для виртуальной реальности.
1 декабря 2016 года Nokia официально объявила о возвращении на рынок мобильных телефонов. Правда, вернется лишь бренд, использовать который будет корпорация HMD global Oy, состоящая преимущественно из ветеранов Nokia. Непосредственно производство смартфонов с ОС Android будет делегировано китайской FIH Mobile, подразделение тайваньской компании Foxconn, разработка аппаратов будет вестись в R&D центрах Foxconn.
Появление первых Android-смартфонов Nokia ожидается ближе к концу 2016 - началу 2017 года.
Материал:
В крутых американских боевиках главный герой, как правило, возрождается из пепла, чтобы с триумфом вернуться и вновь творить добро, борясь с плохими дяденьками и тетеньками. Что-то похожее возможно скоро произойдет в сотовой связи. Nokia объявила о возвращении бренда на рынок смартфонов.
Полный текст
А картинку Alcatel-Lucent - как символ проникновения оборудования Nokia вставили?
Весы с сердечно-сосудистой системой - это и в прямь невероятная разработка :)
Спасибо, но хотелось бы поглубже в исторической точке развития, а именно: причины поражения и гешефт финнов от возрождения.
В.
А какие тебе нужны причины?
Понторезы раньше с ноками ходили, потом появились яблоки и гандройды, в которых было всё ещё понтовее.
Для обычного обывателя яблоко и гандройд тоже лучше ибо там 100500 разных халявных приложений.
При всём этом у нокии каких то особых фишек не было, они были середнячком последние лет 5 своего существования и тут их настигли бюджетники самсунга, филипсы... насчёт других звонилок не скажу.
Помимо сильно разросшейся аудитории смартоюзеров остались другие ниши, которые освоили и крпко держат другие производители: филипс - тех кому заряжать лень, техет - тех кто любит бросать и топить, остальные ультра-трешо-дешман с редкими удачными моделями (типа звонилки от самсунга за 1к руб, которая живёт от заряда может даже дольше младшего хениума и сливает ему разве что классом (нет юзби, флешки, радио, фонарика) при почти одинаковой цене).
В итоге что остаётся нокам?
Клепать гандройдов среднего качества? - так их и так дохера, даже от самсунга и лыжи, не говоря про более простые.
Клепать опять звонилки - так и их дохрена, а ниша не такая и большая.
Думаю они бы и без помощи МС сдохли в своё время.
Хз кому они теперь нужны.
хуавей, леново, асус, алкател, сяоми...
На ото коммутатора NOKIA DX-200 на самом деле радиостанция Realistic DX-200.
А по теме - это будет уже не NOKIA. Это будут разработки Foxconn, выпускаемые на заводах Foxconn, с надписью NOKIA. Продали имя за процент от прождаж.
АААА! Я хотел таймлайн Нокии на каникулах запилить :)
Вот есть сорец
Чет я там свою любимую E51 не нашёл.
+1
Так со многими ранее известныи брэндами происходит. Некий процент их помнит и считает что купив их купит качество. Вот Нокия и решила подзаработать на брэнде.
Например немецкий брэнд "AEG"- кантора давно обанкротилась и закрылась. А вот холодильники и плиты с их брэндом купить легко. Его купил шведский Elektrolux.
Или немецкий "Telefunken" - уже наверно 50 лет нет этой фирмы, а китайский ширпотреб под этим брэндом не иссякает.