1. Статьи
Заметки пользователей
02.04.2016 12:00
3255
0
02.04.2016 12:00
PDF
3255
0

Как один заблокированный смартфон может многое изменить. Часть 1

Автор: c0mandir

Производитель смартфонов, правительство и спецслужбы, юристы и суд, интернет-компании, общественность и даже президент США — все оказались вовлечены в громкую историю с доступом к информации, находящейся в iPhone преступника, убившего 14 человек в Сан-Бернардино. Каждый из ключевых участников на протяжении нескольких недель говорил о правильности своей позиции и всё это время сведения, которые могли помочь следствию, были недоступны.

История началась в декабре 2015 года. В процессе следственных действий был найден iPhone одного из тех, кто стрелял в Сан-Бернардино. Так как оба преступника были убиты, то надеялись выяснить подробности подготовки к массовому убийству, были или нет сообщники и т.п., ознакомившись с информацией, хранящейся в этом смартфоне. Он был заблокирован, код неизвестен, а подбор кода ограничен десятью попытками. 

Два месяца Федеральная служба расследований (ФБР) пыталась добраться до информации в смартфоне. Сотрудники ФБР своими силами так и не смогли справиться с защитой iPhone, а дальнейшие попытки могли привести к потере всей информации, поэтому решили обратиться в Федеральный суд в Риверсайде, который в своём решении обязал компанию Apple оказать техническое содействие ФБР.

Ниже в хронологическом порядке (с редкими исключениями) описание событий. Вроде удалось изложить всё достаточно подробно и при этом, надеюсь, удастся избежать сравнения статьи с произведением "Война и мир" :)

Таймлайн истории о том, как 40-летняя Apple не помогла ФБР и к чему это привело

16 февраля 2016 года.
Становится известно о судебном решении.

Реакция была быстрой, в тот же день. Tim Cook, топ-менеджер Apple, разместил на сайте компании письмо-обращение к пользователям, в котором изложил своё мнение и позицию компании относительно судебного предписания "помочь обойти защиту iPhone". Tim Cook назвал требование правительства США (решение суда о помощи ФБР и обращение Министерства юстиции) попыткой вынудить Apple сделать то, что угрожает пользовательской безопасности, и обратился к клиентам компании и к общественности, потребовав обсудить это требование со стороны государства.

На сайте Apple есть не только важное для понимания всех последующих событий письмо с объяснением позиции компании, которое я перевёл-пересказал в сокращённом варианте (см. ниже), но и уточняющие вопросы, ответы на них не менее интересны. Желающие могут с ними ознакомиться по этой ссылке.

Далее в письме Tim Cook рассказал почему нужно использовать шифрование в пользовательских устройствах. В современных смартфонах в процессе пользования накапливается большой объём личной информации — фотографии, заметки, любимая музыка, календари и контакты. В памяти смартфона может хранится финансовая информация и медицинские данные, маршруты передвижения и информация, гда побывал владелец iPhone. Понятно, что всё перечисленное должно быть надёжно защищено от хакеров и преступников. Поэтому компания Apple, понимая ожидания клиентов и потребность в защите личной информации, использует шифрование.

Tim Cook также сообщил, что компания помогает ФБР с первых дней расследования стрельбы в Сан-Бернардино. Сотрудники Apple были шокированы, узнав о большом количестве убитых и раненых, возмущены и не поддерживают действия террористов. Поэтому инженеры компании консультировали сотрудников спецслужб и предоставляли им запрошенные данные. Со стороны производителя iPhone оказывалось в рамках закона всестороннее содействие, но в Apple считают слишком опасным выполнить требование правительства, которое предполагает создание "backdoor".

Как один заблокированный смартфон может многое изменить. Часть 1
Суд в Риверсайд

ФБР хочет, чтобы американская компания-производитель смартфонов разработала новую версию операционной системы, в которой обходятся существующие схемы защиты информации, и предоставила ФБР эту разработку. То есть у сотрудников Федерального бюро расследований появится программное обеспечение, установив которое, можно будет получать доступ к информации, находящейся в любом iPhone.

И это может произойти, так как невозможно гарантировать ограниченное применение "backdoor". Появление информации о существовании возможности обойти защиту и факт разработки "backdoor" найдут отклик в виде активного поиска этого "ключика" программистами, находящимися вне стен Apple и ФБР. Многие годы криптологи и эксперты призывают не идти по пути ослабления шифрования. Как только этот способ преодоления защиты ("цифровая отмычка") появится, личная информация десятков миллионов американцев, пользующихся продукцией Apple, может быстро попасть в руки киберпреступников.

Правительство США и ФБР считают своё требование законным, ссылаются на All Writs Act от 1789 года. В компании Apple опасаются того, что этот же закон будет использован не только для разблокирования iPhone, принадлежащего "стрелку" Syed Rizwan Farook. Ведь ничто не мешает, ссылаясь на тот же закон, добраться до всех данных в смартфоне. Это может быть не одноразовым действием и тогда, имея возможность обходить защиту, правительство США будет нарушать неприкосновенность частной жизни, получит доступ к важным личным данным, будет знать куда вы ездили, сможет получить доступ к микрофону и к видеокамере в смартфоне.

По этим причинам компания Apple, осознавая опасности и возможные последствия, против разработки ПО, содержащего backdoor. И обращает внимание на то, что вместо защиты свобод и прав своих граждан, правительство США пытается их нарушить.

17 февраля 2016 года.
Письмо главы Apple было замечено, а обозначенная тема — попытка государства заставить взломать iPhone — привлекла внимание и журналистов, и читателей. Вышли статьи во многих СМИ, а газета "USA Today", например, подготовила не только статью, но провела и опрос.

Как один заблокированный смартфон может многое изменить. Часть 1

Результаты опроса газетой "USA Today" 17-го февраля 2016 года

В электронных изданиях новости и статьи размещались в специальной горячей теме — "Apple vs. FBI". Можно было увидеть многочисленные комментарии, в основном они были в пользу Apple. Была активность и в другой форме: около одного из магазинов в Сан-Франциско собрались несколько человек из Electronic Frontier Foundation и Fight for the Future, поддержавших позицию Apple. На их смартфонах были "наклейки" со словами "I do not consent to the search of this device".

Абсолютного единодушия не наблюдалось, были и другие оценки действий и слов Apple ...

Компания Apple, не выполняя решение суда, вместо помощи следствию занимается пиаром — такие мысли и высказывания появлялись у части публики, узнавшей об истории с iPhone и услышавшей речи топ-менеджера Apple и других представителей этой компании.
Некоторые даже связывали активные коммуникации с общественностью с тем, что корпорация пыталась таким образом отвлечь внимание от обсуждения результатов своей деятельности. Годом ранее, в феврале 2015 года капитализация Apple достигала уровня более 770 млрд. долл, с тех пор наблюдается тренд на снижение. Дошло до того, что 2-го февраля 2016 года капитализация Apple была меньше капитализации Google/Alphabet. Правда, звание самой дорогой публичной компании Apple лишилась только на один день, но этот факт многие запомнили.

18 февраля 2016 года.
Становится известно о том, что о поддержке позиции Apple заявили руководители нескольких компаний, работающих в сфере ИТ-технологий, среди них вице-президент компании Google Сундар Пичаи и Ян Кум, генеральный директор компании WhatsApp (владелец Facebook).

Как один заблокированный смартфон может многое изменить. Часть 1

Позже в списке поддержавших ген.директора Apple появятся и другие известные люди и компании. Деловое сообщество по-разному воспринимало эту историю "Apple vs. FBI": были и другие не менее известные компании, которые считали, что могут быть ситуации, когда подобные требования оправданы.

Например, через несколько дней после твитов Сундара Пичаи появилось мнение Билла Гейтса. Основатель Microsoft считает, что информация клиентов должна быть защищена. Но, по мнению Гейтса, в этом конкретном случае правительство не выходит за пределы необходимого и что обращение в Apple ничем не отличается от запроса в компанию, когда спецслужбам требуется информация о телефонных звонках.

19 февраля 2016 года.
Если публика и некоторые компании в эти дни демонстрировала в основном поддержку Apple, то чиновники и представители спецслужб оценивали слова главы компании по-иному ... Министерство юстиции высказывает предположение о позиции Apple, что причина появления на сайте открытого письма — это забота о сохранении бизнес-модели, боязнь потерять доходы, а публичный отказ помогать ФБР — это маркетинговый ход, показное поведение для общественности. Также Минюст считает, что не у правительства, а как раз у самой корпорации Apple, благодаря технологиям, есть большие и неконтролируемые возможности по доступу к разнообразным пользовательским данным. Это утверждение трудно опровергнуть, зная о масштабе проприетарной интеллектуальной собственности, используемой Apple в продуктовой экосистеме.

У Apple тоже нашлось что сказать и она не ограничилась только размещением письма на своём сайте. Компания сообщила журналистам, что получить доступ к информации в iPhone было бы проще, если бы кто-то не поменял Apple ID в то время, когда смартфон был уже у спецслужб.  Но чьи-то поспешные действия в первые сутки всё усложнили — так Apple оценила результат самостоятельных попыток "решить проблему" без компании-производителя. Если бы ничего не трогали, то можно было бы попробовать подключиться к Wi-Fi в квартире Syed Rizwan Farook и, благодаря запуску процесса синхронизации данных в смартфоне и в iCloud, уже в "облаке" ознакомиться с последней информацией из смартфона. То есть в Apple намекнули не только на опасную торопливость спецслужб, но и на некомпетентность некоторых сотрудников и на их неспособность осознавать последствия своих действий.

Как один заблокированный смартфон может многое изменить. Часть 1

В то время, когда я читал ленту новостей, появилось сообщение об успешном разблокировании iPhone

В интернете периодически появляются различные советы как разблокировать iPhone, если не "вспоминается" блок-код. СМИ писали, что Apple предполагала опробовать четыре метода получения информации из iPhone, эти способы в случае их успешного применения исключили бы создание "backdoor". И тут становится непонятно: ФБР хочет ознакомиться  с тем, что хранится в смартфоне преступника, а у Apple есть аж 4 способа для этой "операции". Но почему-то стороны не начали сотрудничать и не решили проблему общими усилиями ... Как мы уже знаем, ФБР в конце марта 2016 года разблокирует iPhone и сделает это без Apple (см. "Спецслужбы США сделали это: iPhone преступника взломан"). Или хоть как-то, но помогли консультации, о которых говорила компания в открытом письме? Неясно.

Дискуссия в американском обществе в первые же дни стала выходить за пределы темы "Apple vs. FBI", потом обсуждения быстро перешли на другой уровень по охвату и на более широкую тему — "неприкосновенность персональной информации" против "национальная безопасность". Помочь спецслужбам получить доступ к личной информации или активно возражать против этих попыток и препятствовать этому — словесные баталии по взбудорадовшей всех теме продолжились и после получения известия о финале противостояния "Apple vs. FBI".

21 февраля 2016 года.
На сайте ФБР появился комментарий директора этого ведомства. James Comey заявил, что расследование произошедшего в Сан-Бернардино и обращение за помощью к Apple — это не попытка создать прецендент. Речь идёт о жертвах и о преступлении. Четырнадцать человек были убиты и ФБР должно провести тщательное и профессиональное расследование в соответствие с законом.

James Comey дополнительно разъяснил ещё раз как видится эта ситуация со стороны Федерального бюро расследований. По его словам, ФБР хочет получить гарантированную возможность ознакомится с информацией, не рискуя её потерять. ФБР не хочет пытаться угадывать и не хочет тратить десятилетия на получение доступа к данным в смартфоне преступника. ФБР нужно всё это не для того, чтобы сломать систему шифрования и не для получения какого-то мастер-ключа. ФБР ожидает, что в iPhone могут быть сведения, которые помогут выйти на след других преступников и это поможет не допустить гибель других людей. В то же время, в ФБР понимают, что возможно они и не найдут ничего полезного в информации на смартфоне, которым пользовался Syed Rizwan Farook.

По мнению директора ФБР, появившиеся и используемые новые технологии оказались на стыке двух важным понятий — конфиденциальность и безопасность. Возникшее напряжение, противостояние не может и не должно решаться только одной стороной — ни Apple, ни ФБР. Американский народ должен решить как действовать в мире, который до этого не существовал. Нужно найти правильный баланс на длительное время вместо расчёта на то, что прав тот, кто громче кричит. James Comey подчеркнул, что обсуждение нужно, но и нужно понимание того, что ФБР расследует убийство невинных людей и делает это, следуя закону.

22 февраля 2016 года.
В истории появляются новые действующие лица, о существовании которых не забывало ФБР, а вот Apple не особо и вспоминала. А ведь их мнение нельзя проигнорировать.

Reuters пообщался с адвокатом Stephen Larson, представляющим интересы пострадавших в Сан-Бернардино. Стивен Ларсон сказал, что некоторые потерпевшие на стороне ФБР в споре с Apple, они намерены обратиться с юридическим заявлением, в котором готовы поддержать попытки правительства США заставить Apple оказать помощь ФБР. "They were targeted by terrorists, and they need to know why, how this could happen", — пояснил Ларсон. Reuters пишет, что "представитель компании Apple отказался от комментариев".

Адвокат сказал, что пообщался с Министерством юстиции ещё до того как обсуждение вышло на публичные просторы и в начале марта направит бумаги в суд. Стивен Ларсон не стал говорить интересы какого количества потерпевших он представляет (в результате стрельбы в Сан-Бернардино 22 человека были ранены и 14 убиты). Он сказал, что представляет интересы жертв Сан-Бернардино бесплатно.

Reuters напомнил, что возникшее и активное обсуждение "Apple vs. FBI" также пробудило давнюю дискуссию в США по поводу того, сколько сотрудников правоохранительных органов и спецслужб необходимо в эпоху цифровых коммуникаций.

Продолжение. "Как один заблокированный смартфон может многое изменить. Часть 2".

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи