vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

«НАГрузка»: только для «умных» районов

Дата публикации: 31.03.2016
Количество просмотров: 2961
Автор:

Ещё сравнительно недавно россияне смеялись над рачительными немцами, которые из экономии по очереди мылись в одной и той же воде, налитой в ванну, кутались в тёплую одежду и ходили по дому в валенках, но не включали отопление... Тогда казалось, что это они, иностранцы, скуповаты. Но сегодня, когда цены на все виды ресурсов растут, проблема экономии и учёта становится для нас всё актуальнее. Как только на "входе" в квартиру появляется счётчик, отношение к каждой капельке горячей и холодной воды меняется, и экономия из повода для насмешек превращается в актуальную задачу. Ещё актуальнее внедрение современных систем учёта ресурсов для управляющих компаний. Как учесть, сколько, к примеру, холодной воды потратили жители домов, вверенных УК, и при этом не переплачивать за потери в магистральных сетях, которые поставщик ресурса с удовольствием переложит на плечи потребителей? Точный ответ на этот, да и на множество других вопросов, даст, разработанный в компании "НАГ", аппаратно-программный комплекс "НАГрузка".

О том, что такое "НАГрузка", что она может и кому нужна, мы расспросили руководителя направления автоматизации  Бориса Зыскина.

Борис, в последнее время одной из самых популярных у предприятий, в том числе и коммунальных, стала система АСКУЭ (автоматическая система коммерческого учёта электроэнергии). В чём принципиальная разница между АСКУЭ и "НАГрузкой"?

Прежде всего, наша система учитывает не только электричество и тепловую энергию. НАГрузка — шире. Её задача — комплексный учёт потребления ресурсов, в том числе  холодной и горячей воды. В нашу систему можно объединить приборы учёта и датчики, начиная от внутриквартальных, и заканчивая общедомовыми.

Как известно, компания "НАГ" занимается поставками оборудования для операторов связи. Почему же именно здесь родилась идея комплексного учёта коммунальных ресурсов?

Всё более чем логично. Да, наши клиенты — это операторы связи и провайдеры. Провайдеры работают "на земле", их задача проложить сети в домах, дойти до каждой квартиры. При этом у многих провайдеров возникали и будут возникать проблемы с доступом к инфраструктуре домов – управляющие компании и ТСЖ бывают очень строги в этом отношении. Одни выбирают "своих" операторов, другие просто не очень понимают, зачем посторонние конторы монтируют  далеко не в новых домах какие-то новые сети.

Тут-то и понадобился сервис, который провайдеры смогут предоставлять управляющим компаниям как дополнительный бонус: монтажные подразделения провайдера могут обеспечить подключение приборов учета к своей сети передачи данных, затем достаточно установить серверную часть системы в ДЦ провайдера и собирать показания.

Идея получила поддержку у потенциальных клиентов?

Да, постепенно наша "НАГрузка" становится популярной. При этом проект постоянно развивается. Сама концепция с момента возникновения почти не изменилась, но акценты сместились. Мы по-прежнему предлагаем провайдерам сбор показаний приборов учета как услугу, но уже на коммерческой основе, тем более что у провайдеров есть для этого всё необходимое: специалисты, серверное оборудование и сети. Сами управляющие компании понимают ценность точной и качественной системы учёта ресурсов, но часто у них нет ни специалистов соответствующего класса, ни желания со всем этим разбираться. И тут помощь провайдера, который за небольшую плату предоставит полную информацию о потреблении ресурсов в каждом из домов в зоне ответственности управляющей компании, очень своевременна и актуальна.

Может быть, стимулом для УК станут изменения в действующем законодательстве?

Сегодня закон не обязывает коммунальщиков оснащать здания автоматизированными системами сбора показаний, но государство уверенно движется в этом направлении.

К примеру, установка общедомовых приборов учёта по всем видам ресурсов уже обязательна. С 2016 года введены повышающие коэффициенты к нормативам (в реальности, будут действовать с 2017), что стимулирует граждан устанавливать приборы учёта в квартирах. Спрос постоянно растёт, и тем, кто только собирается обзавестись счётчиком, стоит подумать о том, чтобы установить современный прибор учёта, который можно будет подключить к общей системе, тем более что разница в цене между обычным и цифровым счётчиком невелика.

Получается, что актуальность "НАГрузки" будет расти параллельно с ужесточением мер по учёту коммунальных ресурсов...

Да. Государство всерьёз взялось за коммунальный сектор и принимает решительные шаги для того чтобы урегулировать платежи на рынке, где каждый тянет одеяло на себя. Сегодня разворачивается система ГИС ЖКХ. Своевременность передачи показаний в эту систему нужно будет соблюдать так же строго, как сроки подачи отчётов в налоговую инспекцию. За задержку — штраф, и весьма серьёзный, при этом будут штрафоваться и организации, и руководители, которые ответственны за передачу информации.

Обеспечить сбор и передачу можно разными способами: направить в каждый дом "сборщика показаний", можно потребовать данные от старших по дому, но избежать ошибок и срыва сроков из-за "человеческого фактора" здесь будет невозможно. А вот автоматизация процесса снимет все проблемы. Умная система не только соберёт все данные, но и сама внесёт их в компьютер.

Борис, мы всё время говорим об учёте. А помогает ли "НАГрузка" экономить?

Безусловно, помогает, в частности, за счёт того, что позволяет контролировать и объём поставок, и объём расходов, и объём потерь по каждому виду ресурсов.

Разница между показаниями счётчика "на входе" и приборов учёта, установленных в квартирах, покажет объём потерь в доме и заставит собственников найти и ликвидировать точки потерь — подтекающие трубы в подвалах, к примеру.

С помощью "НАГрузки" можно даже регулировать температуру в зданиях в зависимости от температуры наружного воздуха. Отопление сегодня — самая дорогая из коммунальных услуг, а "НАГрузка" даст возможность не переплачивать за лишнее тепло, или "перетоп", как говорят энергетики.

Важно, что система постоянно развивается.  К примеру, сегодня у большинства пользователей Интернета в квартирах стоят маршрутизаторы, к которым через USB-порты можно подключать наше оборудование. Конечно, если в квартире будут установлены современные счётчики. Минимум усилий, и собственник будет избавлен от ежемесячной обязанности сдавать показания счётчиков. Система сделает всё сама.

Далее мы можем предложить УК обращаться к нам через специальную форму на сайте "НАГрузка" для получения общей информации.

Можно ли привести примеры удачного использования нового продукта компании "НАГ"?

Самый яркий пример — микрорайон "Академический", где нашу систему учёта внедрили в процессе строительства. Многие управляющие компании уже успели по достоинству оценить качество нашей разработки.

Получается, что "НАГрузка" заняла уже достаточно большой сегмент рынка?

Пока мы только в начале пути. Но даже если считать только жилые дома — это очень ёмкий и перспективный рынок. Кроме того, есть такие потребители как крупные торговые и бизнес-центры, у которых существует проблема сбора показаний с арендаторов. Достаточно поставить счётчики "на входе" к арендатору,  в соответствии с показаниями которых рассчитывается плата за коммунальные ресурсы, как у собственников отпадает необходимость собирать данные с арендаторов. А если учесть, что у некоторых бизнесменов — десятки и сотни зданий, то можно оценить и эффективность проекта, и ёмкость рынков. При этом стоимость решения у нас достаточно разумная и для бизнеса вполне подъёмная.

Думаю, опыт "Академического" для многих стал хорошим примером. Но активное строительство сегодня идёт и в Екатеринбурге, и в большинстве крупных городов Свердловской области. В том, чтобы сделать новые районы "умными" заинтересованы и строители, и заказчики. На какой стадии реализации проекта наступает время подумать о внедрении "НАГрузки"?

Идеальный момент для принятия решения — стадия проектирования: внедрение на уровне проектных решений резко снижает стоимость системы, обеспечивает расположение всех  приборов учёта, а не только электросчётчиков, на площадках (а не в квартирах), в соответствующих нишах. "НАГрузка" позволит застройщику объявить: новостройка оснащена системами "умного дома".  

А если говорить о старых районах: может ли "НАГрузка" войти и в них?

Безусловно. Просто работы будут проходить поэтапно. Поначалу систему нужно поставить просто на входе в дом, а уже потом плавно двигаться к поквартирным приборам. На существующем жилом фонде систему надо "проращивать", постепенно дотягиваться до домов. "Правила игры" в коммуналке меняются стремительно и я уверен, что через год-два обойтись без  точной качественной и мобильной системы учёта будет невозможно ни операторам, ни собственникам квартир, так что медлить с принятием решения не стоит.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/28926/-nagruzka-tolko-dlya-umnyih-rayonov.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться