1. Статьи
Заметки пользователей
09.03.2015 09:00
3127
0
09.03.2015 09:00
PDF
3127
0

В Москве в 2014 году интернет-компании заработали более 231 млрд. рублей

Автор: c0mandir

Департамент информационных технологий (ДИТ) мэрии Москвы, чья оценка приведена в заголовке, использовал для подсчёта разнообразные источники, включая собственные. ДИТ к сфере деятельности интернет-компаний относит интернет-магазины, социальные сети, платёжные системы, услуги по веб-разработке, интернет-СМИ, услуги электронной почты и др. Больше всего заработали на оказании услуг корпоративным пользователям, на втором месте — обычные потребители.

Москва — место, где зарабатывают большие деньги

В течение прошлого года Департамент информационных технологий (ДИТ) мэрии Москвы уже несколько раз публиковал различную аналитическую информацию о столичном рынке ИКТ, базовую информацию об объёме московского интернет-рынка "Ведомости" взяли из материалов ДИТ.

Если сопоставить выручку интернет-компаний в 2014 году по всей России (580 млрд. рублей) с денежной оценкой ДИТ, то получается, что в Москве ими было заработано около 40%: более 150 млрд. рублей было получено от корпоративных клиентов, 69 млрд. рублей — выручка от частных пользователей и менее 12 млрд. рублей — от оказания услуг госсектору. В своей презентации ДИТ отмечает, что в Москве представлены 92 из 100 крупнейших ИКТ-компаний РФ.

"Москвичи стали вдвое чаще оплачивать свои покупки в интернете банковскими картами. Объем электронных платежей, проведенных через московский портал госуслуг (pgu.mos.ru) в 2014 г. — более 3 млрд. руб. В 2014 году более 8,5 млн визитов в городские поликлиники были назначены по телефону, через интернет и с использованием мобильного приложения", — информация Департамента информационных технологий мэрии Москвы.

Любопытно ещё одно сравнение, которое приводят "Ведомости": если считать 231,8 млрд. рублей — верной оценкой, то интернет-компании обошли по выручке операторов связи, которые в 2014 году в Москве заработали около 216 млрд. рублей. Правда, интернет-компаниям не удалось занять первое место, так как на верхней ступеньке традиционные IT-компании с выручкой 245,3 млрд. рублей.

По данным ДИТ, Москва занимает четвёртое место в мире по объёму интернет-трафика (1 — Франкфурт, 2 — Амстердам, 3 — Лондон). Неужели в таких городских агломерациях как Шанхай или Токио меньше трафик? А есть ещё Нью-Йорк, Пекин, Сеул, Бангкок ...

По данным аналитического подразделения ДИТ, доля физических лиц в выручке телекоммуникационных компаний самая заметная — 90,7 млрд. рублей, оставшая часть, более половины выручки, получена от компаний и организаций.

В Москве в 2014 году интернет-компании заработали более 231 млрд. рублей

Рынок услуг связи в столицах всех странах наиболее интересен для бизнеса

Такая большая доля (40%) в выручке возникла не случайно: уровень проникновения интернет-доступа в столице не менее 75% (в среднем по России — немного выше 50%). По данным ДИТ, количество москвичей, пользующихся интернетом, по итогам 2014 года — более 8 миллионов. Самыми высокими темпами растёт интернет-аудитория старше 55 лет, за прошлый год эта возрастная категория прибавила более 40%.

В Москве в 2014 году интернет-компании заработали более 231 млрд. рублей

Растёт число пользователей ИКТ среди лиц пожилого возраста, ведь интернет-технологии появились более 20 лет назад

"С информационными технологиями в различном их проявлении регулярно сталкиваются 9 из 10 московских пенсионеров. Быстрое распространение технологий в этой среде стимулирует и цена на интернет-доступ, которая остается* одной из самых низких в стране и мире" — сообщил Ермолаев, руководитель ДИТ, представляя итоги реализации программы "Информационный город" на 2012-2018 гг. на заседании столичного правительства. "Растет число сервисов, созданных на базе городских данных и API сторонними разработчиками. В 2014 г. на них пришлось более 108 млн запросов к городским системам. Получение услуг в электронном виде сэкономило москвичам 4 млн часов. По объему интернет-трафика Москва вышла на четвертое место в мире после Франкфурта, Амстердама и Лондона".

В Москве в 2014 году интернет-компании заработали более 231 млрд. рублей

Компании, работающие в сфере ИКТ, готовы удовлетворять самые разные запросы потребителей

В марте стало известно о начале сотрудничества Правительства Москвы с одним из крупнейших российских интернет-холдингов Rambler&Co. По словам Сергея Собянина, это партнерство позволит "адресно доставить городские электронные сервисы до миллионов москвичей, не изменяя их привычное поведение в интернете".

"Доступ к сервисам городских информационных систем позволит компании предложить москвичам дополнительные возможности по поиску жилья, подбору автомобиля, управлению квартирными и финансовыми вопросами онлайн. Особенное внимание будет уделяться услугам для родителей – им помогут сориентироваться в существующих льготах, подать заявку на выплату компенсаций, записать ребенка в школу, детский сад, кружок или поликлинику.

На популярных тематических ресурсах интернет-холдинга появятся специальные блоки, с помощью которых пользователи смогут взаимодействовать с электронными сервисами Правительства Москвы в привычном интерфейсе. Партнерство позволит показывать информацию об электронных услугах именно тем категориям москвичей, которым они нужны в данный момент. Мэрия также рассчитывает увеличить число участников электронных референдумов по городским вопросам "Активный гражданин", информируя об их проведении заинтересованные целевые группы.

Сервис продажи электронных билетов "Рамблер - Касса" интегрируется с городской системой регистрации начислений и платежей и сможет принимать оплату за услуги бюджетных учреждений.

Компания также предоставит мэрии агрегированные данные об интернет-торговле и колебании цен на различные группы товаров для их учета в регулярном замере покупательной способности москвичей в сфере ИКТ".

В Москве в 2014 году интернет-компании заработали более 231 млрд. рублей

Мобильная связь всё больше и больше используется для получения каких-либо информационных услуг

Московский рынок мобильной связи всегда привлекал внимание крупнейших российских операторов мобильной связи, они активно развивают сотовые сети в самой столице и в области (см. "МТС отличился, запустив в Московском регионе уже четвёртую сеть LTE"). По данным ДИТ, в столице к концу прошлого года число абонентов, пользующихся интернет-доступом в сетях LTE, увеличилось до 1,5 млн. человек. Конкуренция в Москве ещё больше вырастет** в этом году, учитывая планируемый компанией "Т2 РТК Холдинг" запуск сети LTE в Москве (см. "Оператор Tele2 развернёт сети 3G и LTE в столице России").

Объем потребления цифрового контента заметно вырос: общее потребление легального цифрового мобильного контента —  видео, аудио, электронных книг и журналов, ПО и игр (без учета встроенных покупок) — в 2014 году в рублях выросло на 25%.

Не стоят на месте и компании, использующие другие технологии абонентского доступа для предоставления услуг связи (см. ""Ростелеком" планирует потратить 1,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры в Москве и Московской области" и "Московская мода на Wi-Fi-проекты: проект РСВО"). Есть и интересный пример расширения сферы деятельности в столичном регионе — см. "NetByNet предлагает мобильный интернет 4-го поколения".

Городской Wi-Fi доступен на всех ветках московского метро и в 22 публичных местах, включая парки, пешеходные зоны и велодорожки. Бесплатным беспроводным интернетом пользуются 77 тыс. столичных студентов в 121 общежитии.

Верность оценки (доля Москвы 40%) подтверждает дополнительная информация, собранная "Ведомостями": у ozon.ru доля столицы в прошлогодней выручке — около 40%, доля Санкт-Петербурга — 10%. Компания Qiwi не стала сообщать вклад Москвы в выручку, но эта доля высокая по их информации. Более 50% медийной рекламы заказывается в Москве — утверждает руководитель исследовательского подразделения в компании Vi. По данным Comcon, жители крупных городов заметно активнее среди посетителей интернет-магазинов и готовы тратить большие суммы, чем население других городов: 36% москвичей и петербуржцев, купивших что-то в онлайн-магазине, тратили за одно посещение более 6 тысяч рублей. Среди жителей других регионов только 17% интернет-покупателей совершили такие крупные покупки.

Выручка отрасли информационных технологий и связи от столичных потребителей до уплаты налогов по итогам 2014 года составила 693 млрд. рублей. Кто же помог компаниям получить в Москве эти деньги? В этой сфере, по данным ДИТ, заняты около 320 тысяч специалистов: в ИТ-компаниях работают 170 тысяч человек, в сфере телекоммуникаций — около 100 тысяч специалистов, в интернет-бизнесе трудятся примерно 50 тысяч человек.

Одни постоянно тратят, а другие всё больше зарабатывают

В 2014 году операторы связи инвестировали в строительство сетей в Москве 25,16 млрд. рублей — это чуть больше, чем потрачено на сети в течение 2013 года, пишут "Ведомости" со ссылкой на данные ДИТ. А вот в 2013 году, по сравнению с 2012, рост инвестиций был 33,7%. "ДИТ оценивал только инвестиции в инфраструктуру операторов для оказания услуг московским потребителям, в них нет, к примеру, федеральных закупок телекоммуникационных систем расположенными в столице штаб-квартирами крупных компаний, передал "Ведомостям" руководитель аналитического подразделения ДИТа Алексей Чукарин", — уточняют "Ведомости".

В 2015 году операторы связи на свои сети в Москве планировали потратить суммы примерно те же, что и год назад. Наиболее заметным по инвестициям в Москве будет проект запуска сети LTE компанией "Т2 РТК Холдинг", так как основное финансирование проекта по строительству сети GPON, реализуемого МГТС, произошло в 2013—2014 годах. "Большая тройка" будет вкладывать деньги в Москве в сети 3G/LTE: в строительство базовых станций, как для улучшения покрытия, так и для увеличения ёмкости сети, будут расширять зону охвата сети LTE-Advanced.

Из тех данных, что приведены выше, получается, что за период 2013—2015 годы кап.затраты крупнейших сотовых операторов в свои столичные сети связи составят более 75 млрд. рублей.

Важный момент, я хотел бы отметить (на него не обратили внимание ни "Ведомости" в своей статье, ни руководитель ДИТ в своём докладе): московские компании, предоставляющие услуги связи, всё больше превращаются "в телекоммуникационную трубу" — более двух третьих выручки (из общих 693 млрд. рублей) на столичном рынке заработали не те, кто инвестирует значительные суммы в инфраструктуру и в рост сетевых ресурсов, а те, кто всем этим только пользуется.

Просто совпадение или тенденция?

В индексе Dow Jones Industrial Average было две компании, сфера деятельности которых связана с телекоммуникационным бизнесом. Но с 19 марта акции Apple займут место акций американского телекоммуникационного гиганта AT&T.

В Москве в 2014 году интернет-компании заработали более 231 млрд. рублей

Apple заменит AT&T в индексе Dow Jones

"Apple Inc. will replace AT&T Inc. in the Dow Jones Industrial Average (DJIA) after the close of trading on Wednesday, March 18. Apple, headquartered in Cupertino, CA, designs, manufactures, and markets mobile communication and media devices, personal computers, and portable digital music players".

"As the largest corporation in the world and a leader in technology, Apple is the clear choice for the Dow Jones Industrial Average, the most recognized stock market measure. ... Among the current DJIA constituents, AT&T has one of the lowest prices. Moreover, the DJIA is over-weighted in telecommunications and AT&T and Verizon are quite similar, though AT&T has a smaller market capitalization", — сообщается в новостях.

-------------------
* Но ситуация меняется — см. "Интернет-доступ в России перестал дешеветь".
** Интернет-провайдерам напомню, что год назад было запланировано, что во втором квартале 2015 года внесут изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие введение принципа недискриминационного доступа к инфраструктуре всех операторов связи (см. "Конкуренция в электросвязи будет развиваться по плану"). Кое-что уже делается — см. "Правительство поможет операторам и провайдерам платить одинаково".

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи