1. Статьи
Заметки пользователей
11.07.2014 08:20
5507
0
11.07.2014 08:20
PDF
5507
0

"Колхозные" РЭС

Автор: c0mandir

В Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предложили внести изменения в "Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств", обеспечивающие возможность регистрации радиоэлектронных средств на двух и более операторов связи. Эти изменения должны устранить возникшую законодательную нестыковку, мешающую ускоренному развитию телекоммуникационных технологий.

Многие годы в России отраслевое законодательство и надзорные органы следовали принципу: "у каждого РЭС может быть только один владелец". Но жесткость этих требований в итоге столкнулась с экономическими и техническими реалиями, которые всё настойчивее демонстрировали неэффективность "монопольного" владения РЭС. Кроме этого, постоянно растёт спрос на радиочастотный ресурс, в том числе для новых технологий беспроводной связи. Эти факторы мешают как расширению сетей связи уже работающих операторов, так и появлению новых игроков на этом рынке.

Поэтому появление возможности регистрации радиоэлектронных средств (и совместное использование) на двух и более операторов связи позволит более эффективно расходовать инвестиционные ресурсы операторов, которые они направляют на расширение и улучшение радиопокрытия, в том числе в сельской местности.

Но реальность "законодательного поля" такова, что в настоящее время это "можно" и "нельзя" одновременно. Что, впрочем, само по себе мало кого из россиян удивит...

С одной стороны, такая "колхозность" противоречит требованиям, указанным в "Правилах регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539. С другой стороны, существует приказ* №284 от 6 декабря 2012 года Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которым были утверждены обновленные "Требования к построению телефонной сети связи общего пользования". Там имеется пункт 5, в котором сказано, что разрешается совместное использование средств связи операторами при построении сети связи.

"Колхозные" РЭС

Предложенный проект** изменений в "Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" должен устранить противоречие между приказом Минкомсвязи и самими "Правилами ...". Это позволит операторам совместно строить и вводить в эксплуатацию сети связи, имеющие в своём составе радиоэлектронные средства.

А ведь наверняка, эти изменения оказались бы кстати при реализации того же проекта по обеспечению трассы Чита-Хабаровск сотовой связью, когда операторы должны были разместить более 300 базовых станций. Конечно, три одновременно работающие базовые станции разных федеральных операторов (частично финансировали проект и строили сети операторы из "большой тройки" — "МегаФон", МТС и "Вымпелком") — это повышает надёжность и избавляет абонентов от необходимости пользования "чужой сетью", но, скорее всего, такой подход с точки зрения затрат и реальных потребностей не является оптимальным. Хотя, может быть, для такого рода проектов "совместные" РЭС как раз и не разрешат использовать.

И это был не единственный и не последний случай, когда отраслевое ведомство интересовалось наличием базовых станций того или иного оператора на федеральных трассах — читаем на сайте Минкомсвязи в декабре 2013 года: "В 2013 году целевой задачей была определена организация устойчивого функционирования сотовой связи вдоль транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток". Общая протяженность федеральных трасс, входящих в состав транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток", составляет более 11 тысяч километров, а сами автотрассы образуют транспортное сообщение от западной границы с Белоруссией до Владивостока и от северной границы с Финляндией до Черноморского побережья".

В сводном отчёте к НПА разработчик проекта изменений  информирует, что проведено "изучение российских и международных принципов регулирования использования радиочастотного спектра" и учтён международный опыт и международная практика, допускающие во многих странах совместное использование сооружений и объектов связи. Это с одной стороны. А с другой — два года потребовалось Минкомсвязи, чтобы обнаружить нестыковку между двумя отраслевыми НПА.

Что предлагается изменить, далее несколько цитат из проекта о важных моментах (номера пунктов с новой редакцией текста не стал указывать).

Во-первых, уточняется понятие "пользователь": "Под пользователем радиоэлектронного средства понимается лицо, использующее это средство совместно с владельцем на основании договора".

Во-вторых, частично*** уравнивается статус владельца и пользователя: "Основанием для регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств является письменное заявление владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и (или) пользователя радиоэлектронных средств (далее - заявители)".

И ещё (о "бумажках"): "Свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.
При совместном использовании радиоэлектронного средства свидетельство о регистрации оформляется отдельно для владельца и пользователя радиоэлектронного средства с учетом сведений о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемого радиоэлектронного средства, указанных заявителем в соответствии с подпунктом г) пункта 10 настоящих Правил
".

В третьих, об учёте: "Сведения о радиоэлектронных средствах и высокочастотных устройствах и их владельцах и (или) пользователях предоставляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами или операторами связи, оказывающими услуги связи с использованием данных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, государственным органам в соответствии с их полномочиями в случаях, установленных законодательством Российской Федерации".

И последнее — об ответственности: "В случае совместного использования радиоэлектронных средств ответственность за нарушение порядка регистрации радиоэлектронных средств, установленного настоящими Правилами, несет владелец радиоэлектронного средства".

Возможностью сократить CAPEX постараются воспользоваться все операторы, вот только какие возникнут альянсы можно только гадать: вряд ли "большая тройка" будет идти навстречу компании "Т2 РТК Холдинг", например, в Москве, а вот при строительстве сетей в менее выгодной местности, когда срок окупаемости таких локальных проектов заметно увеличивается, возможны "общие" объекты связи. А вот актуально ли это нововведение для меньших по размеру бизнеса операторов, будут они этим пользоваться? Хотелось бы узнать их мнение в комментариях.

--------------
* Приказ № 284 от 6 декабря 2012 года "О внесении изменений в приказы Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам применения оборудования и построения телефонной сети связи общего пользования" (см. pdf) или см. публикацию в "Российской газете" от 25 января 2013 года.

** Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в "Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539" — см. здесь. Даты проведения общественного обсуждения: 08.07.2014 г. - 07.08.2014 г.

*** С точки зрения налогового законодательства и бухгалтерского учёта всё остаётся по-прежнему? Как операторы будут учитывать эту "колхозную" РЭС в основных средствах? Как будут исчислять налоги? Как будут списывать расходы, связанные с эксплуатацией и ремонтом такой РЭС? Или это всё так и останется в статьях владельца, а "пользователь" компенсирует часть затрат владельца РЭС по договору?

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи