vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

О чудодейственных подзаконных актах 1

Дата публикации: 16.06.2014
Количество просмотров: 4746
Автор:

В последние пару недель на суд общественности, в том или ином виде, был представлен ряд проектов документов, которые регламентируют либо работу новоявленного закона 97-ФЗ (т.н. закон о блогерах, хотя пункты об организаторах распространения информации в нём не менее одиозны и серьезны в качестве последствий), либо затрагивают своим применением сразу несколько законов в отношении регулирования интернет-пространства и его инфраструктуры.

Возможно, список нижеприведенных проектов правовых актов не исчерпывающий, если я что-то упустил из виду из того, что сейчас готовится и проходит обсуждение - прошу меня дополнить в комментариях, постараюсь исследовать не охваченную моим вниманием область.

Итак, в начале июня в моем распоряжении из рук достоверного источника (и впоследствии представитель Роскомнадзора подтвердил их подлинность) появились проекты подзаконных актов по закону 97-ФЗ, которые готовятся в довольно-таки закрытом режиме. Не хочу вдаваться в подробности, но даже внутри тех структур, которые принимают участие (или должны принимать) в подготовке текстов данных документов создаются еще более узкие круги, закрывающие свою деятельность в данном направлении от своих же коллег. Такая ситуация обоснована несколькими группами влияния на данный процесс, которые входят в противоречие между собой.

Регулярно на публичных мероприятиях озвучивается, что количество таких подзаконных актов к закону "о блогерах" (и организаторах распространения информации) будет аж 13 штук.

Нами (проектом "РосКомСвобода") были выложены проекты 4-х из них. Еще 2 появились на портале Regulation.gov.ru. Судьба остальных пока неизвестна, как и то, будут ли они выложены на обсуждение или будут приниматься сразу и внезапно перед вступлением самого закона в силу 1 августа этого года.

Из представленных проектов документов я бы особое внимание обратил на "Регламент хранения информации и порядок ее предоставления уполномоченным госорганам", который описывает какая информация будет собираться по действиям пользователей интернет-ресурсов и порядок ее предоставления.

Несмотря на то, что один из пунктов закона 97-ФЗ выводит операторов связи из под определения "организатора распространения информаци":

"Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности” (ст.1, п.1 пп.5)".

Тем не менее, из-за весьма всеобъемлющей формулировки самого понятия организатора под это понятие может, во-первых, попасть абсолютно любой интернет-ресурс, хоть с 1 посетителем в сутки и наличием формы обратной связи, например. И сам Бог велел попасть под этот закон порталу с наличием форума или окошек комментариев. Так что и операторы связи, и регистраторы, и любые субъекты взаимоотношений в Сети косвенно всё же подпадают под действие данного закона. И, во-вторых, так и не решен вопрос - будут ли подпадать под его действие не только сайты, а и другие формы общения пользователей, например, аудио и видео-конференции, текстовые чаты через ПО и т.п.

Я бы выделил 2 основных момента:

1) сверхнасыщенный список атрибутов действия пользователя, которые необходимо будет собирать "организатору" и предоставлять компетентным органам:

  • идентификатор пользователя;
  • все его контакты из адресной книги и электронной почты;
  • количество и объем сообщений;
  • все авторизации через сторонние сервисы;
  • как ведется личная переписка внутри интернет-ресурса;
  • точное время посещений;
  • список DNS-серверов, используемых пользователем;
  • как ведет переписку с провайдерами хостинга и регистраторами доменных имен;
  • вся информация, внесенная при регистрации пользователя на интернет-ресурсе;
  • информация об используемом пользователем оборудовании и ПО;
  • все факты авторизации с точным временем;
  • все факты изменения пользователем своих данных;
  • факты прекращения пользователем использования интернет-ресурса;
  • факты о произведенных денежных операциях пользователем с указанием информации о корреспонденте — идентификаторе платежной системы, валюты и суммы, осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы («электронного кошелька»), сумм прихода либо расхода и ряд других не менее казалось бы конфиденциальных данных, о которых должен знать только инициатор и получатель.

2) "организатор", по договоренности с уполномоченными госорганами, может обеспечить доступ к такой информации о пользователях в полном объеме на постоянной основе и без каких-либо запросов, тогда он освобождается от обязанности хранить такую информацию.

Т.е. хочешь не заморачиваться с хранением и отчетностью - мы (компетентные органы) сделаем все за тебя. Ну, только открой нам ко всему этому доступ на постоянной основе.

Остальные проекты документов тоже интересны для внимательного изучения, рекомендую ознакомиться и с ними тоже:

Порядок уведомления Роскомнадзора о начале деятельности и Порядок ведения Реестра (проект Постановления Правительства РФ).

Порядок взаимодействия Роскомнадзора с организатором распространения информации.

Перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности по функционированию ИС и ПО для ЭВМ (проект Постановления Правительства РФ).

А на прошлой неделе Роскомнадзор решил обнародовать еще 2 готовящихся к внедрению подзаконных актов и провести по ним общественное обсуждение:

1) Проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в сутки в целях реализации положений статьи 10.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»».

2) Проект приказа Роскомнадзора «Об утверждении Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»».

Каждый, кто зарегистрирован на портале Regulation.gov.ru может высказать свое мнение по текстам данных документов. И, кстати говоря, мы уже имеем успешный пример влияния интернет-общественности на ход подготовки к внедрению другого одиозного документа. Так что настоятельно рекомендую активнее высказывать свою позицию, предложения и замечания не только кулуарно, но и непосредственно в местах проведения официальных обсуждений нормативных актов.

Время еще есть, но дедлайн уже близок - 24 июня заканчивается сбор экспертных мнений по данным подзаконным актам.

По первому документу - выдержка:

  • Роскомнадзор сначала запрашивает информацию о количестве пользователей сайта у самих владельцев этих интернет-ресурсов.
  • Если такие сведения отсутствуют или показания от разных источников разнятся, то Роскомнадзор вправе использовать информацию открытых источников (aka счетчиков посетителей сайта) или применить загадочное спец.ПО самого надзорного ведомства  для подсчета пользователей.
  • Роскомнадзор вправе жонглировать всеми этими источниками в любой момент времени.
  • "Под посещением пользователя понимается факт однократного в течение суток обращения уникального пользователя к сайту и (или) странице сайта в сети «Интернет», и включающий его полную загрузку в браузер пользователя, просмотр или иные пользовательские действия в течение не менее 15 секунд, за исключением обращения и загрузки технических страниц серверов".
  • Если возникает спор о количестве посетителей, то все желающие приглашаются к оспариванию действий Роскомнадзора в… Комиссию Роскомнадзора. Состав Комиссии Роскомнадзора утверждается… Роскомнадзором.
  • "Настоящая Методика не применяется в целях определения посещаемости и включения в реестр сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация, и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет», сайтов и (или) страниц сайтов организаторов распространения информации в сети «Интернет»».

Последний пункт выдержки из проекта приказа перечеркивает все предыдущие словосочетанием "более трех тысяч". Но скорее всего, это понятийная ошибка и по логике должно быть "менее". Если документ останется в неизменном виде - это будет эпикфейл и километровая дыра по исполнению 97-ФЗ.

Ну и напоследок рассмотрим еще один приказ Роскомнадзора, который регламентирует установку средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных законами по блокировке информации в сети (пп.15.1 - 15.4 149-ФЗ).

Итак, Роскомнадзор хочет контролировать исполнение блокировок (а не только выгрузок из реестров запрещенных сайтов) на стороне операторов связи за счет самих операторов связи.

Роскомнадзор через радиочастотную службу предоставляет операторам связи технические средства контроля за исполнением пунктов закона по блокировке информации. При этом сами тех.средства будут находиться в собственности радиочастотной службы и операторам предоставляются во временное пользование.

Служба получает от Роскомнадзора информацию о лицензиях и высылает операторам связи уведомление о необходимости установки данных тех.средств.

В течение 30 дней оператор связи высылает обратно уведомление о количестве данных тех.средств, которые ему необходимо с обоснованием и адресами их установки.

В течение 10 дней после этого заключается договор между радиочастотной службой и оператором.

Оператор подключает тех.средства контроля в тех узлах сети связи, подключение к которым позволит Роскомнадзору в автоматическом режиме осуществлять контроль.

Условия договора:

  • обязанность оператора связи обеспечивать сохранность технических средств контроля;
  • обязанность оператора связи обеспечивать условия функционирования технических средств контроля в соответствии с руководством по их эксплуатации;
  • обязанность оператора связи нести расходы по установке, содержанию и эксплуатации технических средств контроля, за исключением расходов по их настройке и ремонту;
  • обязанность оператора связи после установки технических средств контроля на сети связи информировать в письменном виде на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием электронной цифровой подписи радиочастотную службу о местах (узлах связи сети связи) установки технических средств контроля;
  • обязанность радиочастотной службы обеспечить первичную настройку технических средств контроля до предоставления их оператору связи;
  • обязанность радиочастотной службы обеспечить при необходимости настройку технических средств контроля при их эксплуатации оператором связи;
  • обязанность радиочастотной службы обеспечивать ремонт технических средств контроля.

Думаю, операторам связи есть что сказать по поводу этих  пунктов, так что призываю это сделать на странице официального обсуждения данного документа, пока он еще не внедрен.

А в качестве бонуса даю ссылку на загадочный проект документа "Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539»".

Загадочного в нем только одно - не выложен сам текст документа, который я так предполагаю может быть интересен всем. А может и нет. Нам не сказали.

Я отправил запрос - почему он не выложен, хотя карточка общественного обсуждения создана на государственном портале и часики дедлайна по обсуждению тикают.

Ответ из Департамента регулирования радиочастот и сетей связи:

"В настоящий момент идет публичное обсуждение уведомления по проекту НПА, в соответствии с постановлением Правительства Российской  Федерации #851, после прохождения вышеуказанной процедуры будет размещен текст проекта НПА”.

Возможно, для вас все станет понятным. Для меня по-прежнему нет. Если кто-то познал истину - прокомментируйте, пожалуйста.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/25570/o-chudodeystvennyih-podzakonnyih-aktah.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться