1. Статьи
Заметки пользователей
23.10.2013 08:50
7088
0
23.10.2013 08:50
PDF
7088
0

175 миллиардов рублей для интернетизации населенных пунктов "от 500 жителей"

Автор: c0mandir

У Минкомсвязи подготовлен план-график, в котором обозначена динамика (в зависимости от категории населенных пунктов она отличается) охвата к 2018 году 95% населения, проживающих в городах и сёлах "от 500 человек", услугой доступа в интернет. Средняя скорость доступа к абоненту должна быть не менее трёх четвёртых от средней скорости в Москве. "За бортом" остались 10 миллионов человек, проживающих в населенных пунктах "до 500 жителей".

Операторы "Мегафон", МТС, "Вымпелком" и "Ростелеком" предполагают, что их суммарные затраты при реализации этого плана за 5 лет составят 68 млрд. рублей, а ещё 107 млрд. рублей потратит государство. "Ведомости" пишут о такой структуре затрат этих денег: "... 42 млрд руб. — капитальные затраты и 65 млрд руб. (по 13 млрд руб. в год) — операционные. Речь идет о затратах на подключение к электросетям и на каналы связи — оптоволокно, а в отдаленных регионах — спутник...". План-график можно посмотреть в статье.

Конечная цель выражена в этом плане в двух показателях — "охват" (не менее 95% жителей) и "скорость доступа", средняя величина которой для всей остальной России должна быть "почти как в Москве" (не менее 75% от средней скорости в столице). Информация "Ведомостей" основана на презентации Минкомсвязи, подготовленной для правительства.

Интересно, что этот план-график не очень стыкуется с публично-представленным "Планом деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013-2018 годов", ссылка на который есть на главной странице сайта Минкомсвязи.

175 миллиардов рублей для интернетизации населенных пунктов "от 500 жителей"
Минкомсвязи ставил цель обеспечить охват 80% домохозяйств, теперь же планируют охват 95% населения

Например, по новому плану-графику в 2014 году услуга ШПД должна быть у 29 миллионов россиян (около 22% жителей населенных пунктов "более 500 человек"), по плану же Минкомсвязи, подготовленному ранее с учётом поручений Президента, возможность подключения к широкополосному доступу в Интернет в следующем году должна быть у 58% домохозяйств. Это соответствует охвату более 80 миллионов жителей, если исходить из среднего числа членов домохозяйства — 2,7 чел. (по данным Росстата).

175 миллиардов рублей для интернетизации населенных пунктов "от 500 жителей"
Источник: Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru/PEREPIS/t4.htm)

Дальнейшее сравнение делать бесполезно, так как непонятно, какой всё-таки показатель "домохозяйство" или "житель" для Минкомсвязи является контрольным и целевым, т.е. "правильным". Это, во-первых. А во-вторых, появление разных показателей может быть и неслучайным — так чиновники министерства смогут использовать те или иные более подходящие данные в зависимости от того, где и когда отчитываются о своей работе. Или вообще всё просто: занизив начальные данные в плане-графике, чиновники надеются через год получить хорошую премию за "перевыполнение".

Как достигнуть "цифрового равенства"

Известно, что в прошлом месяце "большая четвёрка" обещала Минкомсвязи разработать проекты для населенных пунктов "от 10 тысяч жителей", реализующие доступ в сеть интернет со скоростью не менее 2 Мб/с.

"Важным шагом вперед, озвученным ... на совещании у Президента России Владимира Путина Министром Николаем Никифоровым, стало решение операторов связи «Вымпелком», «Мегафон» и МТС, получивших LTE-лицензии в 2012 году, обеспечить связь и в населенных пунктах размером от 10 тысяч до 50 тысяч жителей в рамках собственных инвестиционных программ. Этот социально-значимый проект потенциально обеспечит современными услугами связи 23 млн человек, проживающих в этих населенных пунктах."

О том, что "это будут, скорее всего, не сети LTE" дополнительно прокомментировали, буквально на следующий день, и операторы "Мегафон", МТС, "Вымпелком", "Ростелеком" и министр связи Никифоров, который "уточнил", что "расширенных обязательств по строительству LTE-сетей сотовые операторы на себя не брали". Оставалось решить, как обеспечить "цифровое равенство" миллионам человек, живущим в городах, поселках, и деревнях с населением "до 500 жителей" и "от 500 до 10 тысяч жителей".

175 миллиардов рублей для интернетизации населенных пунктов "от 500 жителей"
Источник: https://twitter.com/zmeenog/status/389623574358540288

В министерстве решили, что можно и не заботиться обо всех россиянах. В плане-графике Минкомсвязи обеспечение услугами интернет-доступа населенных пунктов категории "от 0 до 500 жителей" просто не предусмотрено. Нашёлся "выход" в виде решения о введении технологической нейтральности для диапазона 1800 МГц — тогда оператор, решивший использовать этот диапазон для развёртывания сети LTE1800, должен будет за 5 лет обеспечить беспроводным доступом те 10 миллионов человек (скорее всего, минимум 95% от этого количества), проживающих в 124642 самых малых населенных пунктах. Причём для этого проекта господдержка в виде финансирования хотя бы части расходов не ожидается. Только вот строительство сети LTE1800 и её эксплуатация в таких условиях — экономически бессмысленны. По-хорошему, дискриминационные условия должны быть исключены совсем или, хотя бы, сформулированы таким образом, чтобы проект развёртывания сети LTE1800  у оператора не стал последним и был хоть как-то похож на бизнес-проект.

Понятно, что оценка "выгодно" или "не выгодно" со стороны общества (макросистемы) может не совпадать с бизнес-критериями отдельной компании. Чаще государству приходится "принуждать", не рассчитывая на альтруизм компаний.

Как могут сети LTE появиться в небольших поселках и селах? Один вариант — запуск LTE в сельских невыгодных районах вводится как первоочередное условие для операторов (так было сделано в Германии), но такое решение балансируется за счёт возможности получить доходы на других рынках (в больших городах).

Есть другие примеры, когда операторы сетей LTE по собственной инициативе предоставляют доступ в самых разных по величине населенных пунктах, считая необходимым охватить как можно больше территорий, что дает возможность своему абоненту оставаться в родной сети, даже при поездке "в деревню". Такую стратегию реализуют операторы не только в странах с небольшой территорией, где затраты на инфраструктуру меньше (из-за меньших расстояний), но и, например, в США. Сама по себе такая стратегия не появляется — подобный сценарий развития сетей характерен для конкурентных рынков.

LTE в малых городах США — кто пришёл туда

Текущая ситуация на рынке сетей 4G в США такая: у AT&T LTE-покрытие есть уже в 400 городах, а у Verizon Wireless таких населенных пунктов — более 500. При этом сеть LTE, развёрнутая Verizon, охватывает 97% населения и почти равна по покрытию его 3G-сети. Это сделано самим оператором безо всяких указаний сверху. Для сравнения, LTE-лицензии, выданные российской "большой четверке" компаний, содержат обязательные условия LTE-покрытия только для городов "от 50 тысяч" — это примерно 55% населения России.

Если информация, найденная в Сети верна, то "в США 273 города с населением более 100 тысяч человек, 9 городов с населением более 1 миллиона жителей и 4 города, население которых превышает 2 миллиона человек (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго и Хьюстон)".

То есть в случае, когда оператор предоставляет услуги LTE в 400 или 500 городах, то, даже чисто математически, в их число попадают и менее крупные населенные пункты. Да, скорее всего, это места, близлежащие к тем большим городам, куда стремятся в первую очередь все операторы, но ведь есть и другие "точки притяжения" — где-то учебное заведение (студенты будут рады приходу новых скоростных технологий), где-то штаб-квартира компании, не тяготеющей к дорогим "столицам", где-то промышленное предприятие или научно-исследовательская компания, и так далее. То есть, если уж не большое количество частных пользователей, то хотя бы хороший корпоративный клиент может обеспечить дополнительный доход. Безусловно, такие абоненты в офисах обслуживаются через фиксированные подключения, но трудно себе представить, что сотрудники той или иной компании, активно работающей на своём рынке, ведут совсем уж осёдлый образ жизни. Местное покрытие сетей 2G/3G и услуги мобильной телефонии не сильно мешают. Ведь речь идет о другого рода услугах — обмен цифровой информацией, доступ к интернет-контенту, в котором всё больше преобладает мультимедийная видео-составляющая. В таком случае, задержки и скорость доступа становятся немаловажными.

175 миллиардов рублей для интернетизации населенных пунктов "от 500 жителей"
Помощь Verizon Wireless локальным операторам выгодна и абонентам и самому Verizon за счёт дополнительных роуминговых доходов

Кроме тройки крупнейших американских телеком-компаний, сети LTE в США эксплуатируют ещё и более мелкие операторы, которые работают на своём региональном рынке и имеют дело, конечно же, с небольшими населенными пунктами. Например, Enhanced Telecommunications Corporation (ETC) строит сеть в разных местах (см. "Сеть LTE в мини-варианте"):  есть Batesville (чуть больше 10 тыс. жителей) и Greensburg (около 15 тысяч), но есть и Lake Santee (всего 820 жителей) и так далее. Воспользовались они тем спектром, который получили несколько лет назад.

Выгодным вариантом для "регионалов" является "объединение" интересов крупного оператора, производителя операторского оборудования и локальных компаний (см. "Ericsson построит сети LTE для восьми региональных операторов в сельской части Америки"). За счёт этого достигается единство решений, возможны и скидки за счёт укрупненного заказа.

Со многими "малыми" операторами компания Verizon Wireless сотрудничает в рамках проекта "Rural America" (LRA). Взаимодействие происходит следующим образом: "[Local] Carriers use their tower and backhaul assets with Verizon Wireless’ core 4G LTE equipment and 700 MHz C Block spectrum". Например, год назад, "17 rural carriers have joined the program, leasing spectrum covering more than 2,7 million people in 14 states". Так как законодательство США не запрещает куплю-продажу спектра, то Verizon Wireless в некоторых случаях идёт и по этому пути. Но нужно понимать, что целесообразность выбора варианта прихода в тот или иной регион в виде помощи местному оператору в запуске сети или покупка спектра у него, зависит не только от наличия предложения "купить частоты", но и определяется соотношением между уровнем затрат и выгодами от эксплуатации своей сети.

Российский рынок с этой точки зрения просто другой, слепо копировать не получится. Но знания о том "как ещё бывает" лишними не должны стать. Пока же в нашей стране попытки взять лучшее из мировой практики в подходах к регулированию спектра остаются на уровне версий законопроектов.

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи