vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Контент будет платить … /много/ 27

Дата публикации: 05.03.2012
Количество просмотров: 12105
Автор:

Закрыв MegaUpload, то ли действительно за нарушения копирайтов, то ли за вознаграждения авторам минуя Голливуд - ирония, на которую так богата история, состоит в том, что вольно или невольно ФБР-овцы изъяли главного свидетеля обвинения в споре, из серии тех, что часто возникают на стыке сетей то в одном, то в другом месте. Речь идет о конфликте, ареной которого был избран европейский театр интернет. С одной стороны спора стал американский транзитный оператор Cogent (AS174), славный своей историей пиров и депиров. Место его соперника занял OpenTransit (AS5511), представляющий на ниве транзита Orange/France Telecom, одного из крупнейшего оператора в мире. В диспуте между двумя провайдерами, по аналогии с более известным спором между Comcast и Level3, «рассадник пиратства», он же MegaUpload, взял на себя роль Netflix-а.

История конфликта тянется с 2009 года, когда пользователи Orange/France Telecom стали жаловаться на доступность сервисов MegaUpload и YouTube. Как заявил один из клиентов оператора: «Каждый вечер (а вечера у OpenTransit начинаются очень рано, особенно в выходные) моя скорость на некоторые зарубежные сайты плачевно падает, заставляя плакать от смеха модем на 56К». Скорость загрузки видео или файлов с популярных площадок интернета, в частности с MegaUpload, буквально ползла, не превышая 30 Kbps, что иначе как издевательством при тарифе, когда обещано более 1 Mbps, назвать по-иному нельзя. Ад пользователей явился следствием перегрузки на портах между OpenTransit и Cogent, а клиентом последнего как раз был MegaUpload. В начале прошлого года, когда дебаты о сетевой нейтральности, поднятые спором между Comcast и Level3, еще не успели забыться, вялотекущий конфликт резво набрал обороты.

Сначала MegaUpload начал компанию, целью которой стало разъяснить обиженным пользователям, что доступ к сервисам ограничивает Orange/France Telecom, и при этом ограничивает намеренно. Французы пообещали подать в суд за клевету и обратили внимание, что MegaUpload надо лучше подходить к выбору транзитных операторов. Затем Cogent заявил, что Orange/France Telecom в лице OpenTransit отказывается соблюдать правила своей пиринговой политики и требует с американцев деньги за расширение емкости стыков между ними. В свою очередь Orange/France Telecom призвал Cogent пересмотреть условия контракта между ними. Асимметрия в трафике между провайдерами достигает соотношения 1:4 и даже 1:8, что для бесплатного пиринга, на чем настаивают американцы, где принятая норма должна составлять не более 1:2.5, совершенно не подходит. В итоге, в августе 2011 года, как заявил CEO Cogent Дэйв Шеффер (Dave Schaeffer) в интервью La Tribune, компания подала жалобу на действия Orange/France Telecom в антимонопольные органы Франции.

Как представляется, логика конфликта опирается на три составляющие. Контент, в лице MegaUpload хочет, чтобы пользователи Orange/France Telecom, коих во втором квартале 2011 года набиралось уже под 14 млн., в массе своей поглощали его рекламу, а заплатив за премиум-аккаунты, могли скачивать файлы/смотреть видео (через сервис MegaVideo) на высокой скорости. Транзитный оператор, коего представляет Cogent, жаждет лучше обслужить своих крупных клиентов, таких как MegaUpload, но совершенно не готов для этого идти на дополнительные затраты. Оператор сети доступа Orange/France Telecom, в свою очередь, надеется увеличить доход за счет контента или транзитного оператора, продав кому-либо из них доступ к своей «последней миле». В общем, налицо еще один яркий пример, где качественная доставка трафика до потребителей играет роль дубинки в руках сетей доступа.


David Clark, Interconnection in the Internet: the policy challenge. The 2nd Workshop on Internet Economics (WIE'11)

Чем уж там закончится для американцев дело, где они вынуждены жаловаться на французскую компанию во французские же (!) органы, сказать трудно. Вероятно, правило «нет трупа – нет дела» будет в какой-то мере верно и здесь. Тем не менее, спор между Cogent и MegaUpload с одной стороны, и Orange/France Telecom с другой - просто еще один из эпизодов в борьбе, где сталкиваются интересы контента и сетей доступа. За продолжением дело не встанет, да и не встало. Сюжетная линия конфликта, который развернулся недавно на азиатском театре, сделала занимательный кульбит и включила в свой круг производителя электроники. В Южной Корее оператор Korea Telecom заблокировал … телевизоры Samsung. Новое веяние голубого экрана, Smart TV, где скрестили трудно совместимое: диван и телевизор, интернет и компьютер, - грозит вызвать перегрузки в сети, если многие пользователи одновременно начнут смотреть видео. В очереди на отключение LG Electronics, если они не начнут «возмещать» транспортные расходы.

Примечание: Стоит отметить, что по данным Net Index, Южная Корея занимает первое место в рейтинге стран, где самый быстрый интернет в мире (на 21.02.2012). Пользователи загружают там данные со скоростью 32.2 Mbps, в то время как в странах Евросоюза, для примера, этот показатель составляет в среднем 13.32 Mbps, а в США, на родине интернета, и вовсе всего 12.8 Mbps.


Net Index: ALL COUNTRIES, за период 22.08.2009 – 21.02.2012

Нельзя не согласиться, идея наложить лапу на прибыли производителей оборудования, а также контента и иже с ними, имея в виду сервисы, которые работают поверх сетей (over the top), очень и очень заманчива, конечно, если Вы представляете сеть доступа. Чем дальше контент будет монетизироваться, тем чаще эта идея будет овладевать умами и приобретать своих сторонников в лагере телекома, в том числе и здесь, на форуме NAG.ru. Дело в том, что привлекая средства пользователей, у контента появляется обязанность оказать услугу должного качества, так как при возникновении проблем люди, в первую очередь, обращаются туда, куда они платили деньги. Смотреть же видео, которое постоянно буферизируется, или ждать днями, когда закачается файл – удовольствие сомнительное. На другой стороне этого нюанса стоят операторы сетей доступа, инфраструктуру «последней мили» которых на пути к пользователям обойти нельзя. Сложить «дважды два», и воспользоваться открывшейся возможностью пожелают многие.

Вопрос только в том, что получится в итоге? Ведь в дилемме, будет ли контент платить много, или он будет просто платить, как собственно он платит и сейчас, подобно историческому анекдоту про «казнить нельзя помиловать», - ответ, где будет стоять запятая, совершенно нетривиален.


Эволюция в AS47542 (VKONTAKTE-MSK-AS) по данным CAIDA AS Rank на начало 2010 и 2011 годов

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/21744/kontent-budet-platit-mnogo-.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться