vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

2012: начало конца dial-up в России 23

Дата публикации: 26.12.2011
Количество просмотров: 13904
Автор:

"Конец света" в 2012 году уже перенесли, но это не значит, что всё плохое отменено. Неприятной новостью стало для меня, например, случайно полученное известие о том, что проект "России-он-Лайн" прекратит работу с 1 января 2012 года. Получив в начале декабря письмо с информацией об очередном снятии 10 руб в связи с отсутствием сессий, я не удивился, т.к. старенький ноутбук пылится без дела последние полгода.

Да, у части читателей возникнут мысли и ассоциации из серии "не круто", "10 лет?", "ретроград", "dial-up "мхом порос", неужели кто-то еще пользуется?" Немного успокою таких - последнее время больше имитировал "активность" и по мере необходимости "освежал" счет - всё это для сохранения своего адреса почты по причине еще действующих регистраций и подписок. В свое время платный аккаунт был своеобразной защитой от бесплатных почтовых доменов при регистрации, особенно на зарубежных ресурсах, которые подозрительно относились к интернет-активности из ех-СССР и "требовали" подтвердить таким образом не случайность выбора и "платежеспособность" подписчика.

Но оказалось, это не последнее "огорчение". На сайте РОЛ бывал в последнее время не чаще 1-2 раз в год и был весьма удивлен увиденному (в письме о списанных деньгах не было никакого упоминания о том, что сервис будет закрыт буквально уже через 3 недели)

"Здравствуйте" и "Прощайте" одновременно.
Только почему не дать людям время разобраться с письмами (я уже не говорю о помощи в архивации почты) и нормально известить? И почему так всё срочно? 

"Знакомство" с проектом и услугами "Россией-он-Лайн" на самом деле более тесное и длительное, так как пришлось в свое время заниматься запуском и расширением РОЛ в Нижнем Новгороде. Это возможно внесет элемент дополнительной необъективности, но попытаюсь дальнейшую информацию изложить с точки зрения обычного пользователя, тем более единственным "злоупотреблением" за всё время стала регистрация ценного логина (он же адрес для почты). Да и это упомянул больше для "красного словца", так как всё было по принципу "кто первый встал, того и тапки" - сеть РОЛ уже работала и не в одном городе (где были доступны услуги "Совам телепорт"*). Кроме этого, если ваш аккаунт не был корпоративным, который был постоянным, был указан в договоре и мог фигурировать в платежных документах, то при активации карты оплаты вы могли или пополнить баланс или зарегистрироваться заново.

За почти 15 лет пользования РОЛ (ё, сколько денег потрачено) не получил ни разу никакой обратной связи, кроме писем о необходимости пополнения счета

Допускаю, что кто-то в комментариях найдет что написать негативного про РОЛ, я в этой ситуации информирую по принципу "или молчи, или говори пиши только хорошее" (фото выше - это так сказать, камень в огород "Вымпелком", минутная слабость меня "рулившего" маркетингом и продажами в те годы (не у них). Да, я платил, как все остальные, потому что пользовался дома и при поездках (про это ниже).

Оцениваю в целом реализацию это телекоммуникационного проекта очень положительно. Вкратце для тех, кто не знаком "по молодости лет", остальных ждут ностальгические воспоминания своей телеком-юности :).

1. Наличие копий "раскрученных" зарубежных интернет-проектов в виде "Одноклассников" и т.п. в России уже стало привычным - в этом смысле "Россия-он-Лайн" (она же "Russia-on-line") опиралась на известную за границей сеть коммутируемого доступа AOL ("America Online"). Закрытость СССР сказалась на отставании в предложении услуг для массового рынка (FIDO и Relcom** - не в счет). Запускаемые услуги чаще всего предлагались только на локальных рынках, география модемных пулов и мест проживания пользователей не совпадали и, да-да, люди пользовались межгородом для дозвона. Плохое качество абонентских линий и недостаточность "номеров для дозвона" приводили к разрыву соединений и необходимости "переконнекта", что сильно сказывалось на доступности модемного пула.

В качестве отступления: пользующиеся сотовым телефоном для доступа в интернет в местах с плохим покрытием - знакомая картина, не правда ли? А наказание "качальщиков" и "зарезание" скорости до 64 Кб/с? И это спустя "10 лет", так что "молодежь" полегче с выводами...

2. Наличие спутникового "телеком-мостика" у Совам Телепорта (в молодости San Francicsco Moscow Teleport (SFMT) - проект финансиста Сороса) между Россией и Америкой позволило предложить в первую очередь доступ к сети Usenet и её ресурсам (доскам объявлений, конференциям/форумам и т.д.). Конечно, предполагалось и требовалось знание английского, если не для общения (тут большинство пассовало), то хотя бы для чтения "со словарем" и получения информации "а как там у них". В России тоже шло развитие и, если верить, информации в Википедии "sovam.com" - это "первый публичный интернет-сайт в России".

Это еще не всё интересное и "инновационное", выражаясь современным языком, в этом проекте. Но сделаем паузу в изложении "мемуаров".

"Под рукой" нет данных о текущей ситуации с dial-up в "отсталой" России. А что там, с "Америкой", жива ли?

"Laugh all you want, but..." по данным на конец сентября 2011 года абонентская база AOL сейчас - это 3,5 миллиона подписчиков и акции компании представлены на бирже. Последние 10 лет после пика в 2002 (на уровне 26,5 миллионов!) абонентская база плавно уменьшается, кроме разве ситуации в 2006 и 2007 годах, когда "уходило" по 5 миллионов подписчиков ежегодно.

Источник: "Amazingly, AOL Still Has 3.5 Million Dialup Subscribers"

Можно только позавидовать, что кроме удержания абон.базы, провайдеру удается и другое: ежемесячные счета за прошедшие десятилетие не сильно менялись: с $18 в 2001 до $19,30 в 2006, сейчас - это $17,50. И надо отметить еще тот факт, что AOL не наблюдает пассивно за оттоком, а предпринимает меры, делая нестандартные ходы. В отчете за 3-й квартал этого года отмечено, что удалось за год 200 тыс подписчиков сохранить, предложив другие услуги (более дорогие), но добавив туда услугу доступа. В итоге "среднее время жизни" пользователя AOL увеличилось в 3-м квартале 2011 г до 10,6 лет по сравнению с 9,4 года в 3-м квартале 2010 года.

Действительно, удивительное явление. Что же должно произойти в жизни абонента, чтобы им было принято решение с dial-up переключится на ту или иную технологию широкополосного доступа?  Результаты опроса, проведенного компанией Pew в 2009 г, - это ответы на этот вопрос:

  • 32% - "должны снизиться цены";
  • 20% - "нет причины что-то менять";
  • 17% - "альтернативный вариант должен сначала появиться в том месте, где я живу";
  • 16% - ответили "не знаю";
  • 13% - выбрали "другие причины".

Можно обобщить эти данные: верность коммутируемому модемному доступу сохраняют те, у кого нет доступа к сетям ШПД, кому не хочется что-то менять или в этом нет необходимости, и поэтому AOL - лучший вариант для них всех.

3. В России пользователям "России-он-Лайн", кроме доступа на первом этапе к зарубежному контенту, предлагали разнообразные информационные источники, как коммерческо-делового характера, так и подходящие под интересы рядового читателя.

Стартовая страница РОЛ. Справа: Ресурсы того времени вполне заменяли нынешний "Живой журнал" и пр.

4. Самым замечательным была реализация возможности доступа пользователя РОЛ ко всем этим ресурсам, "залогинившись" в любом городе, где "Совам Телепорт" совместно с "ТелеРосс" организовал доступ. То есть, вы просто приезжаете, "вбиваете" местный номер доступа и вуаля. Такие возможности появились даже в нескольких экс-республиках СССР (Узбекистан, Украина и Казахстан). Более 30 городов России, в том числе 5, включая Нижний Новгород, в Нижегородской области. Так был организован региональный роуминг - пример внимания к нуждам бизнес-клиентов, которым могла потребоваться информация или работа с почтой во время поездки/командировки.

5. Ценообразование длительное время строилось на "долларовой" основе, впрочем, так поступали в "штормовые девяностые" и позже не только телеком-компании. Каналы продаж и привлечения пользователей были разные: можно было получить бесплатный тестовый доступ на 7 часов при покупке модема или компьютера, можно было просто купить и активизировать карту оплаты в офисе или у дилера. Был тарифный план "РОЛ Бизнес" для корпоративного рынка и несколько ТП для физических лиц. Например, "РОЛ 20" был замечателен ночным безлимитом! Где-то в 2006 году всех "перевели" на "РОЛ Почасовой", где тарификация была исключительно по времени (с точностью до секунд!).

За годы существования проекта произошло много разных событий - были споры провайдеров и пользователей с МРК по поводу "повременки" и стоимости серийных номеров. С какого-то момента на материнских платах "пропали" com-порты. Для 99% из 40-50 миллионов современных российских интернет-пользователей ничего не значат какие-то "V.90", "33600". Стали забываться компании "U.S. Robotics" и "Zyxel". Пользователь теперь не слышит на какой скорости произошел коннект, да и вообще чаще знает только кнопки "вкл/выкл." и "пуск". И пытливые умы теперь пытаются найти алгоритм генерации кода ни на картах РОЛ, а на картах оплаты сотовых и других операторов.

 Был создан "Голден Телеком", часть компаний вошли в этот холдинг, часть были закрыты 

Итог: Несколько лет назад все эти активы стали частью "Вымпелкома". В общем "надежно, выгодно, удобно". Было***.
Примечание:
* "В апреле 1995 года компания "Совам Телепорт" объявила о планах создания в России службы, подобной America Online, одной из крупнейших информационно-телекоммуникационных сетей США с 1,5 млн пользователей, и в сентябре была запущена в эксплуатацию служба Россия-Он-Лайн."

** Хотя мой первый опыт пользования коммутируемым доступом ведет отсчет где-то с 1994-1995 гг - это была работавшая с 1990 г сеть Relcom (Релком - см. Википедию). А FIDO - это вообще для гиков. :)

*** Воспользовавшись "машиной времени" можно посмотреть (где-то с 1997 г), что пользователи "продвигали" или какой хотели "оставить след в интернете".

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/21486/2012-nachalo-kontsa-dial-up-v-rossii.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться