1. Статьи
Заметки пользователей
25.10.2010 11:20
PDF
9706
0

Игры вокруг права на свободу смены оператора

Счастье для украинцев, жаждущих сменить оператора мобильной связи и не желающих расставаться с телефонным номером, известному широкому кругу людей, вплотную приближается к воплощению уже во второй раз. Первая попытка ввести переносимость мобильного номера (Mobile Number Portability, MNP) была предпринята Верховной радой в 2007 году, но тогда на закон наложил вето Президент Виктор Ющенко. Вторая попытка в законодательном плане прошла успешнее и соответствующий закон от 01.07.2010 № 2392-IV «О внесении изменений в Закон Украины "О телекоммуникациях" относительно увеличения перечня услуг» за подписью тоже Виктора, но уже Януковича, Президента Украины с февраля 2010 года, был опубликован и вступил в силу с 27.07.2010. На самом деле, узаконенная возможность и реальная, пока для наших соседей, во всяком случае, до Нового года, - разные вещи. Начало предоставления услуг переносимости номера в соответствии с законом предполагалось только через шесть месяцев, за которые Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) должна определить порядок и механизм сохранения абонентских номеров при смене оператора.

По предварительным данным в Украине переносимость номера будет реализована по методу «All Call Query» (ACQ), когда сеть абонента при каждом исходящем вызове запрашивает специализированную базу данных перенесенных номеров и направляет вызов сразу в адрес сети «принявшего» вызываемого абонента. Метод требует ведения централизованной базы данных перенесенных номеров (number portability database, NPDB), которой, как правило, в соответствии с европейским опытом управляет отдельная некоммерческая организация. По словам главы НКРС, Владимира Олейника: «По MNP уже есть ряд документов. Принципы создания отдельного сервис-провайдера уже сформулированы. Поэтому осталось только принять решение и эти принципы реализовывать». Вот как раз вокруг этого сервис-провайдера сейчас и «закручивается» основная интрига в связи с внедрением у соседей MNP. Главный вопрос, «КТО», «КАК», и «ЗА СКОЛЬКО» будет обеспечивать основные функции по выполнению переносимости номера – на сегодня открыт. Ведь услуги сервис-провайдер будет оказывать не бесплатно.

Характерно, что как показывает практика стран, где MNP уже реальность, аспекты стоимости и удобство пользования услугой переносимости, непосредственно зависящие от порядка ее реализации, напрямую влияют и на ее распространение. С другой стороны и операторы связи, неся затраты на предоставление услуги, будут стремиться «переложить» их на абонентов. Поэтому вопрос, связанный с определением сервис-провайдера важен и нетривиален, ведь он, эффективностью действий в своей зоне ответственности, наряду с регулятором внесет значительную часть в успех или провал внедрения MNP.

Дополнительные материалы: отчет Implementation of mobile number portability in CEPT countries, ECC, Октябрь 2005 года; MOBILE NUMBER PORTABILITY: CASE FINLAND.

Игры вокруг права на свободу смены оператора

Презентация Директора по корпоративным отношениям Юрия Курмаз, ООО «Астелит» / TM life :)

Есть большая доля уверенности, что на Украине таким оператором будет определен «Украинский центр поддержки номеров и адресов» (УЦПН), созданный в конце 2007 года консорциумом в лице Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) и Украинского сетевого информационного центра (УСИЦ). Интересно, что законопроект, о котором идет речь, был внесен в Верховную Раду народным депутатом Виталием Коржа (БЮТ), сын которого, Юрий Коржа, входит (или входил ранее) в Координационный совет УСИЦ. Очень напоминает стандартную для Украины схему «освоения» выделяемых средств «методом трех итераций»: создать общественную организацию с определенными задачами; провести закон о необходимости выполнения задач; делегировать общественной организации требуемые функции для их (задач) выполнения.

В деле по учреждению сервис-провайдера есть и иная точка зрения, сформированная несколькими телекоммуникационными компаниями, которые обратились в НКРС с предложением самостоятельно учредить организацию с равным участием ведущих операторов связи, ссылаясь на опыт других стран. Например, в Финляндии, для управления базой данных перенесенных номеров, в 2003 году всеми операторами мобильной связи была создана компания Suomen Numerot Numpac Oy (Numpac). В Норвегии такой организацией является Nasjonal Referansedatabase AS (NRDB), которая была создана в 2000 году также консорциумом из семи операторов.

В данном случае, в соответствии с действующими на Украине правилами, потребуется согласование этого шага с Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ), на что может уйти 3-4 месяца. УЦПН же такое право получил заблаговременно, еще при первой попытке «протащить» законопроект. И время, как видно, работает пока на УЦПН, так как отведенный законом срок на реализацию переносимости номера необратимо уходит. Правда законом не предусмотрены санкции за срыв сроков, да и за его исполнение в целом тоже…

Надо сказать, что в вопросе внедрения MNP, история двух «братских» стран, России и Украины, в общих чертах повторяется. В России о возможности смены оператора связи без потери номера активно начали обсуждать с весны 2005 года. Тогда как раз разрабатывались, утверждались и вводились дополнительные правовые акты к принятому еще в 2003 году федеральному закону №126-ФЗ «О связи», и отрасль готовилась с 2006 года принять новые правила своего существования. Наряду с принципом «платит звонящий» (Calling Party Pays, CPP) и понятием «выбора оператора дальней связи», MNP тоже должен был стать знакомым и понятным термином для обывателей: но вот уже на протяжении более чем шести лет так и не стал, … не сложилось. Стоит отметить, что при обсуждении внедрения услуг переносимости тогда «засветилась» компания МТТ, являющаяся на тот момент единственным в РФ оператором, имеющим право маршрутизировать трафик сотовых сетей.

Второе пришествие дискуссии об MNP в стенах регулятора последовало уже только осенью прошлого года. На заседании Научно-технического совета (НТС) Минкомсвязи РФ по проекту MNP (от 29.10.2009 года) был представлен отчет компании МТС. Сам по себе отчет достаточно спорный: оценка инвестиций порядка $400 млн. и странный вывод о том, что от внедрения MNP в наибольшей степени выиграют операторы «большой тройки». Тем не менее, подводя итоги заседания, заместитель министра Минкомсвязи Наум Мардер, заметил: «Переносимости номера как фиксированной связи, так и мобильной быть. Было бы странно, если бы мы решили, что в России пойдем своим путем, отличным от пути большинства цивилизованных стран мира. Даже если 1% абонентов желает воспользоваться услугой MNP, то мы должны удовлетворить их желание». При этом окончательное решение принято так и не было.

29 сентября уже этого года, прошлогодний диалог об MNP был инициирован компанией MTT, представившей на пресс-конференций на усмотрение общественности отчет ЦНИИС «Разработка предложений по реализации в РФ переносимости телефонного номера в сетях фиксированной и подвижной радиотелефонной связи» и свое видение по реализации MNP.

Игры вокруг права на свободу смены оператора

Упрощенная схема MNP с использованием маршрутизирующего оператора. «MNP. Mobile Number Portability. Схема организации», Мобильный форум

Суть предлагаемого решения в применении коммутационного оборудования сторонней компании, обеспечивающей маршрутизацию вызовов по перенесенным номерам. Схема с маршрутизирующим оператором даст возможность предложить абонентам смену оператора с сохранением номера и без существенных затрат на внедрение. По оценке МТТ, выручка от услуг такой маршрутизации для оператора составит порядка 700 млн. рублей в год. По меркам мобильной связи это «копейки»: всего 0,13% от 553 129 млн. рублей рынка услуг подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования за 2009 год.

Хорошая и здравая идея, история которой к тому же вполне может иметь продолжение, достаточно провести всего лишь несколько «параллелей»:

Игры вокруг права на свободу смены оператораВо-первых, с 29 сентября 2009 года МТТ является оператором услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи (mobile virtual network operator, MNVO). Правда, требуемую номерную емкость оператор пока так и не получил, несмотря на свое обращение к регулятору в марте этого года. Проект приказа Минкомсвязи о назначении для будущих виртуальных операторов кодов DEF 995 и 996 - так и остался пока проектом.

Во-вторых, сейчас активно обсуждается вопрос госрегулирования межоператорских тарифов сотовой связи. Один из аспектов поднятого вопроса: улучшение условий конкуренции на рынке мобильной связи и обеспечение доступа к сетям «большой тройки» альтернативных операторов, в том числе и виртуальных.

Сложив эти два пункта с последними предложениями МТТ по MNP, получается неплохой эффект синергии. MTT, как оператор MVNO, не неся затраты на развитие и эксплуатацию инфраструктуры радиосети, может «оседлать» сети «большой тройки» и зарабатывать деньги на разнице между абонентскими и межоператорскими тарифами. При этом аспекты контроля перехода абонентов от одного оператора к другому, которую предлагает взять на себя MTT, - будут играть небольшую, но важную составляющую успеха.

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
БОЛЬШЕ МАТЕРИЛОВ ПО ТЕМЕ
Этот загадочный MNP
На Украине через полгода появится MNP, или, проще, возможность сохранить номер при смене оператора. Первая мысль проста - даже тут отечество обогнали! А ведь давно разговоры идут, даже Implementation of Mobile Number Portability in CEPT Countries Россия подписала в 2005 году...
25.07.2010 10:07
4668
0
Украина добилась 10% уровня проникновения ШПД
На 1 октября текущего года общее количество абонентов широкополосного доступа (частных и корпоративных) на Украине достигло 2,05 млн.
02.12.2009 09:58
4872
8