1. Статьи
Заметки пользователей
07.08.2009 17:26
7908
0
07.08.2009 17:26
PDF
7908
0

Рунет вырастет за счет пенсионеров

Сегодня доступ в интернет для определенных социальных слоев населения становится таким же обычным делом, как чашка кофе по утрам. По мнению специалистов, следующая волна интернет-бума будет происходить не за счет прироста молодежной интернет-аудитории, а за счет прихода в сеть пожилых людей, возрастной категории "от 60". Соответственно, изменятся и требования к контенту, который должен стать простым и удобным для восприятия.

  Безусловно, мировое интернет-пространство уже адаптируется под требования пожилой аудитории и неудивительно, что на Западе пожилые люди по праву причисляются к самой активной, наиболее быстрорастущей аудитории пользователей Сети. Например, среди израильтян старше 50 лет доля активных интернет-пользователей составляет 45%, а в Нидерландах четверть всех пользователей интернета - это люди в возрасте 50+, в США - 43% жителей страны в возрасте от 55 до 64 лет пользуются Сетью.

    Около 95% пожилых американцев, по данным компании AOL, используют интернет для общения, 11% - для планирования путешествий, 58% - для поиска медицинской информации, 60% покупают товары в интернет-магазинах, 44% - играют в онлайновые игры. Для пожилых людей создаются удобные поисковики, социальные сети, а также выгодные тарифы для доступа в интернет.

    Что касается Рунета, то по данным исследований компаний TNS Web Index, ROMIR/Gemius и "Мир Интернета", пожилая аудитория старше 55 лет в России, пользующаяся интернетом, составляет всего лишь - 5 %. Тем не менее, некоторые провайдеры идут по следам мобильных операторов и уже предлагают так называемые "социальные тарифы" для определенных слоев населения по невысоким ценам. Так, на протяжении всего мая, интернет-провайдер Юнет осуществлял льготное подключение на новый тарифный план "Пенсионер", который включал в себя безлимитный доступ к сети Интернет на скорости 1 Мбит/с., а размер абонентской платы составлял 159 рублей в месяц. Компания MNS.ru (ранее "Матрикс Сетевые Решения") дополнил свою тарифную сетку новым предложением, ориентированным на ветеранов отечественной войны, блокадников и инвалидов. Тариф "Социальный" предусматривает безлимитный доступ в Интернет на скорости 512 кбит/с за 200 рублей в месяц. "Социальные тарифы" есть и у других провайдеров. Например, сеть "Цифра" ("Северен-Хоум") предлагает льготное подключение к Интернету на скорости 128 кбит/с без абонентской платы абонентам с оформленной инвалидностью 1-й группы. InterZet предоставляет инвалидам, ветеранам и большим семьям скидку 50 %.

Но пока российские пенсионеры не стремятся подключаться к Сети, провайдеры начинают работать с более перспективной аудиторией - детской. Уже есть прецеденты создания специальных предложений для детей младшего школьного возраста. Например, тариф "Детский", который создал челябинский провайдер "Интерсвязь". Пользователи этого тарифа не смогут заходить на порно и эротические сайты, а также ресурсы, содержащие информацию о наркотиках и оружии. Абонентская плата за услугу "Детский интернет" составляет 290 рублей в месяц, пропускная способность до 1 Мбит/с.

   Проект, который может перевернуть представление об отношении к интернету пенсионеров и малообеспеченных граждан продвигают Правительство Москвы и ФГУП "МГРС", в рамках которого произойдет превращение обычных радиоточек в "социальные розетки". Речь идет о совмещении радиоточки, динамика оповещения и кнопки информирования о тревоге, а также телевизионного и интернет-портов. За доступ в Интернет на низкой скорости, восемь телеканалов и девять радиоканалов доплачивать не придется, а за отдельную плату можно будет получить расширенный ТВ-пакет или увеличить скорость доступа. Согласно постановлению московского мэра Юрия Лужкова до 2015 г. на проект будет потрачено 1,76 млрд. руб.: 1,52 млрд. руб. выделит правительство Москвы, 150 млн. руб. - МГРС, а 89 млн руб. - федеральный бюджет. Представитель МГРС, Олег Тарасов, сообщил, что "социальные розетки" будут доступны большому количеству населению при условии, если другие операторы, которым МГРС планирует сдавать каналы в аренду, согласятся бесплатно предоставлять базовые услуги. А пока "социальные розетки" будут бесплатно устанавливать во всех новостройках и домах после капремонта, а также по запросу, и к каждому такому дому будет подведено оптоволокно. С одной стороны, попытка организовать бесплатный интернет - это огромный шаг в развитие интернет-пространства Рунета, а с другой стороны, остается открытым вопрос кто будет пользоваться этим интернетом, какие слои населения и не является ли эти "социальные розетки" бесплатным сыром в мышеловке.

   Несмотря на то, что в России увеличивается число мероприятий, направленных на приобщение представителей старшего поколения к Интернету, количество пожилых пользователей сети в нашей стране остается невысоким. Неблагоприятная финансовая ситуация, а также отсутствие элементарных знаний пользования компьютером и интернетом ведет к торможению осваивания интернет-пространства пожилыми людьми.

  Однако все же стоит отметить, что имеется и положительный опыт приобщения старшего поколения к интернету. В Москве, например, несколько лет работают курсы, где пожилые москвичи бесплатно знакомятся с компьютером, осваивают навыки работы в Сети, электронную почту. Подобные курсы открываются по всей России, например в Екатеринбурге, в Чкаловском информационном центре, тоже провели подобный эксперимент по осваиванию программы "Дружественный интернет для пожилых" и набрали группу учеников, средний возраст которых около 70 лет, для обучения их компьютерной грамоте и правилам пользования Интернет. Эксперимент прошел удачно, и подобные группы открылись в других библиотеках города, где действуют пункты общественного доступа в интернет, в которых граждане могут бесплатно получить интересующую их информацию.

Рунет взрослеет и крупные порталы отмечают рост числа возрастных пользователей. Вице-президент Mail.ru, Анна Артамонова, высказала сомнения в целесообразности создания сайтов для пожилых пользователей. "Вряд ли такое позиционирование вызовет у целевой аудитории положительные эмоции (кому не хочется по крайней мере чувствовать себя молодым всегда?)", - заметила она. Тем не менее, эксперты полагают, что с точки зрения учета интересов старшего поколения главное - это принимать во внимание потребности таких пользователей при создании сервисов, устанавливая, например, размер шрифтов. Кроме того, согласно исследованиям Mail.ru старшей аудитории интереснее всего серьезный, новостной и аналитический контент, а значит, проектируя эти сервисы, нужно уделять особое внимание пожилой аудитории.

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи