vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Как небольшой уральский городок сделал шаг к цифровизации 10

Дата публикации: 18.09.2020
  1. Статьи
  2. Редакционные статьи
Количество просмотров: 3703
Автор:

Говоря о цифровизации России, ее больших и малых городов, крупные операторы связи и власть часто заявляют, что города должны и уже становятся умнее, а городская среда становится все более комфортной для человека. Однако, довольно сложно вспомнить какие-либо действительно серьезные проекты по внедрению цифровых технологий в городскую среду. Пожалуй, о столице в этом контексте упоминать не стоит, ведь Москва опережает страну лет так уже на двадцать, поэтому даже повсеместное наблюдение с распознаванием лиц в этом мегаполисе стало делом обыденным.

Если посмотреть на регионы России, то вдруг окажется, что по-настоящему мощных проектов, в целом, и нет. Есть какие-то пилотные запуски то там, то сям, да деятельность местных крупных игроков вроде "Уфанета", челябинской "Интерсвязи" и кемеровского  "Е-Лайт Телеком", которые превращают "свои" города в некий симбиоз постсоветского упадка и футуристического киберпанка. Ни в коем случае не хочу сказать ничего плохого о проектах этих компаний. Наоборот, благодаря этим операторам связи "в городах убитых дорог" появляются цифровые решения, которые меняют поведение людей, меняют привычное отношение даже к таким обыденным вещам, как домофоны.

Или, к примеру, еще один объект – весьма популярный, надо сказать, в последнее время объект для цифровизации – "умная остановка". За этим понятием скрывается остановочный комплекс с видеонаблюдением, бесплатным Wi-Fi, возможностью зарядки смартфона и даже лавочкой с подогревом. Объект чрезвычайно простой и ежедневно многими используемый, его можно подать людям с помпой, перерезав ленточку на открытии и благодаря этому даже набрать дополнительные баллы на выборах. Кроме того, каких-то три-пять таких "умных остановок" в больших городах-миллионниках – это словно капля в море, и когда такие комплексы попадают на баланс города, о них часто просто забывают. Так было, например, в Нижнем Новгороде и Воронеже

Когда такие комплексы попадают на баланс города, о них часто просто забывают

Так что, лично у меня, как наверно у многих граждан страны, отношение к "умным  остановкам" сложилось критическое. Однако, есть на просторах нашей страны вполне себе положительный пример, когда совместная работа крупного федерального оператора связи и администрации небольшого провинциального города дала весьма положительный результат, заметно преобразив и лицо города. 

Совместная работа крупного федерального оператора связи и администрации небольшого провинциального города дала весьма положительный результат, заметно преобразив и лицо города

Есть на севере Свердловской области небольшой городок под названием Нижняя Тура. Здесь проживает около 25 тысяч человек, и в целом этот город ничем не выделяется из сотен других таких же в России. Однако, если вы вдруг решитесь отправиться сюда, будете удивлены яркими зелеными остановочными комплексами с логотипами сотового оператора "Мегафон". Эти остановки настолько контрастируют со всем остальным городом, что кажется будто сам город скоро начнет перестраиваться под стать "умным остановкам".

История сотрудничества администрации Нижней Туры и "Мегафона" началась еще в 2018 году, когда только вступивший в должность новый глава города Алексей Стасенок приехал в Екатеринбург в рамках служебной командировки. Молодой мэр находился в одном из правительственных зданий Екатеринбурга, где располагаются различные министерства и ведомства. Напротив находится головной офис "Мегафона" в УрФО. Туда то Алексей Стасенок и отправился в обеденный перерыв.

По словам градоначальника, он просто зашел в офис компании, поинтересовался, где находится отдел по работе с госорганами, а дальше уже завязались партнерские отношения. Уже летом того же 2018 администрация Нижней туры и "Мегафон" подписали соглашение о развитии и внедрении проектов цифровизации. Спустя несколько месяцев первый такой проект в городе был реализован – им стала система облачного видеонаблюдения, состоящая, на первых порах из десяти видеокамер, которые расположены на ключевых перекрестках города. Сейчас таких камер по всему городу уже 25. Все они объединены в одну сеть, а за картинкой с камер могут наблюдать сотрудники местной Единой Дежурной Диспетчерской Службы (ЕДДС). 

История сотрудничества администрации Нижней Туры и "Мегафона" началась еще в 2018 году

В 2018 году администрация Нижней туры и "Мегафон" подписали соглашение о развитии и внедрении проектов цифровизации

Видео хранится в облаке до 30 дней и потом его с успехом используют при расследовании ДТП и даже преступлений

Видео хранится в облаке до 30 дней и потом его с успехом используют при расследовании ДТП и даже преступлений. Качество съемки с видеокамер позволяет разглядеть номер автомобиля и даже лицо участника происшествия. Камерами можно управлять удаленно. У находящегося за пультом есть возможность регулировать их наклон и масштабирование. Ну и самое важное, что за каждой камерой глава города может наблюдать из своего личного кабинета. По его словам, это позволяет контролировать подрядчиков, ведущих ремонт дорог или другие работы по благоустройству города. 

За каждой камерой глава города может наблюдать из своего личного кабинета

Остановки, с которых мы, собственно, и начали наш рассказ, также оснащены видеонаблюдением. Всего в городе сейчас установлено шестнадцать комплексов. Все они оснащены Wi-Fi, портами для зарядки гаджетов и светодиодными светильниками с датчиками движения. Некоторые комплексы теперь имеют и теплое помещение. 

Всего в городе сейчас установлено шестнадцать комплексов

Остановки оснащены видеонаблюдением

Также остановки оснащены Wi-Fi, портами для зарядки гаджетов и светодиодными светильниками с датчиками движения

Как пояснил Алексей Стасенок, в первую очередь в городе меняли самые "убитые"  остановки и те, что находятся в местах наибольшего людского и транспортного трафика. К слову, когда едешь по городу, и вправду обращаешь на эти остановки внимание. Они выделяются на общем городском фоне и облагораживают его. Wi-Fi здесь работает вполне сносно, так что можно даже посмотреть любимый сериал в ожидании автобуса. Хотя и транспорт с появлением новых остановочных комплексов стал ходить строго по расписанию, ведь теперь лично глава города может из кабинета отслеживать, выполняют ли перевозчики утвержденный график. 

В первую очередь в городе меняли самые "убитые"  остановки и те, что находятся в местах наибольшего людского и транспортного трафика

Новые остановки не слишком ударили по городскому бюджету, поскольку они переданы городу в лизинг на пять лет. Поэтому все пять лет именно "Мегафон" занимается их обслуживание и ремонтом. И вкладываться компании уже приходилось, поскольку один из местных жителей будучи в счастливом угаре, разбил стекла на одной из остановок. Нашли его быстро с помощью видеонаблюдения, а в качестве наказания заставили убирать улицы малой родины.

Как отмечают в администрации, в целом реакция жителей на появление новых "умных" остановок весьма положительная. Летом здесь собирается молодежь и под присмотром видеокамер юзает интернет и общается глаза в глаза. Довольно и старшее поколение, хотя краем уха я услышал и брюзжание одного из местных, когда он отвечал на вопросы корреспондента. В целом ворчание сводилось к тому, с чего начал и я: "А зачем городу умные остановки, когда есть еще столько всего куда можно вложиться?". Но, повторюсь, "умные" остановки от "Мегафона" не обошлись городу слишком дорого благодаря лизингу, а через пять лет перейдут в собственность муниципалитета. Возможно, что к тому времени мы уже увидим другую страну – цифровизированную и безопасную, где технологии станут доступны каждому даже в самом отдаленном ее уголке.

Новые остановки выделяются на общем городском фоне и облагораживают его

И не исключено, что начало этому положено именно в Нижней Туре, ведь регионы всегда остаются где-то позади больших городов, что в корне неправильно. При гораздо меньших затратах, внедрение таких цифровых решений, как видеонаблюдение с распознаванием лиц, те же "умные" остановки и многое другое будут иметь гораздо больший эффект как-раз таки в малых городах. Это может качественно снизить преступность и повысить раскрываемость преступлений, улучшить сервис и работу подрядных организаций по благоустройству городского пространства. 

Пример Нижней Туры - хорошее этому подтверждение. 

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/107759/kak-nebolshoy-uralskiy-gorodok-sdelal-shag-k-tsifrovizatsii.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться