1. Статьи
Заметки пользователей
17.07.2020 07:20
PDF
2116
0

О платных подписках и наказании

Платные подписки настоящая проблема для абонентов сотовой связи. На просторах сети едва ли не каждодневно появляются жалобы того или иного пользователя на взявшиеся откуда не возьмись списания со счетов. Операторы от своей причастности к этому открещиваются и даже стараются защищать своих абонентов, делая на этом пиар. Однако, подозрения в том, что им это выгодно все-таки есть. Это сумели доказать в Италии. Расследование обернулось громким уголовным делом.

Умные вещи пока не умнее человека. Впрочем, вряд ли такое станет возможным в ближайшее время. Однако, порой, некоторые наши гаджеты вытворяют такое, что мы,  их владельцы, остаемся в полном недоумении. Чего хотя бы стоит старая уже история о воротах, управлявшихся через GSM, которые взяли и самостоятельно подписались на различные платные сервисы от МТС.

О платных подписках и наказании

Видимо, стало скучно одиноким воротам между теми периодами, когда им приходилось открываться и закрываться, вот и решили они порадовать себя анекдотами и новостями. В общем, вещи, призванные сделать нашу жизнь легче и комфортнее, иногда наоборот все усложняют, добавляя неприятных проблем. Однако эта история вовсе не о бесчинстве наших железных товарищей, а о произволе сотовых операторов связи, и том, как с ним борются в европейских странах.

Так называемые, "незаконные подписки" на платные услуги – это проблема, которая стала уже настолько обыденной для рядового пользователя услуг сотового оператора, что зачастую он готов ее не замечать. И даже заплатить сверху, лишь бы все работало. Еще в 2014 году борьбу с этим явлением пытались вести законодательно. С 1 мая 2014 года в силу вступили поправки в закон "О Связи", в которых было дано четкое определение "контентных услуг", а также прописано, что такие услуги могут быть оказаны лишь с согласия абонента.

При этом, согласие на получение платных контентных услуг должно быть выражено в таких действиях, которые однозначно идентифицируют конкретного абонента. До получения согласия на мобильные подписки оператор сотовой связи должен будет предоставить своему клиенту всю необходимую информацию о тарифах на мобильные подписки, описание услуги, а также о той фирме, которая непосредственно будет оказывать абоненту контентные услуги. Кроме того, сотовый оператор должен довести до своего абонента сведения о том лицевом счете, с которого будет списываться плата за мобильные подписки.

Ну и наконец, самое главное нововведение. Все контентные услуги, которые были оказаны потребителю с нарушением перечисленных требований закона "О связи", оплате не подлежат. Это значит, что каждый абонент сможет вернуть назад необоснованно списанные за мобильные подписки средства.

Однако, законодательные инициативы в борьбе с платными подписками не особо помогли. Люди продолжали жаловаться на сотовых операторов.

В 2019 году пользователь "Хабра" провел масштабное расследование, в котором нашел связь между платными подписками и одним известным оператором связи, и даже разобрался в схеме, которую используют операторы связи и контент-провайдеры, чтобы тихой сапой подписать на свои услуги ничего не подозревающих абонентов.

Как рассказал пользователь Хабра, для подключения платных подписок контент-провайдеры чаще всего используют технологию Wap-click. Она позволяет оплачивать товары и услуги со счёта номера телефона без ввода личных данных - достаточно нажать только на кнопку подтверждения. После этого технология сама определяет номер абонента и списывает с него деньги. Эту технологию чаще всего используют владельцы сайтов с платными подписками, а кнопку подтверждения от абонента маскируют под различные безобидные уведомления. 

На некоторых сайтах установлены скрипты, которые по определённому алгоритму переводят пользователя на специальный лендинг с примером контента и единственной кнопкой "продолжить". Если абонент соглашается, то попадает на сайт с похожим окном и кнопкой, но при нажатии на неё активируется подписка.

На сайте контент-провайдера обычно размещены условия оферты, но они выглядят максимально незаметно: информация написана мелким шрифтом и почти сливается с фоном. А дальше уже абонент, как бы соглашается со всем происходящим и начинает платить.

Самое важной во всей этой истории, что автор расследования чуть-чуть порывшись, сумел найти связь между оператором связи и контент-провайдером. Вплоть до того, что несколько десятков интернет-ресурсов, где пользователей подписывали на контент, размещались на доменах, принадлежащих сотовому оператору.

Естественно, что оператор связи всячески от этой истории открестился, но неприятный осадочек остался.

Российским сотовым операторам развязывает руки полная безнаказанность. Крупные штрафы за платные подписки законодательством не предусмотрены, а максимум, на что может рассчитывать абонент – это добиваться возвращения средств. Да и для этого может понадобиться пройти все круги судебного ада. Не каждый согласиться на такое ради возврата нескольких сотен, а может и тысяч рублей.

К слову, сами операторы связи из всей этой истории сумели извлечь для себя возможность пиара и дополнительной выгоды. Так, "МТС" предоставляет защиту от подписок  качестве дополнительной услуги. Причем, пару лет назад эта услуга была платной, но теперь она предоставляется бесплатно, но благодаря ей оператор позиционирует себя, как заботящегося о своих абонентах. 

О платных подписках и наказании

Аналогичные услуги есть и других операторов связи. Но вряд ли это спасает от лишних списаний всех без исключения абонентов, ведь среди многомиллионного населения страны есть определенный процент пользователей, которые не понимают, что происходит с их счетами, куда уходят деньги и как от этого спастись.

Итальянский прецедент

А вот расследование в Италии и последовавшее за ним наказание вплоть до уголовного преследования, может быть отличным примером для наших правоохранительных органов. 

Расследование длившееся несколько месяцев и не прекращающееся даже в период пандемии, показало, что тысячи клиентов крупнейших операторов Италии –  Windtre, Vodafone и Tim пострадали от тех же самых платных подписок, пишет la Repubblica. Что характерно, схема, которую использовали итальянские операторы связи очень напоминает ту, о которой рассказывал в своем расследовании пользователь Хабра. Однако, если в России от властей не последовало никакой реакции, то в Италии всё закончилось уголовными делами и миллионными штрафами.

В рамках расследования, сотрудники специального подразделения защиты, конфиденциальности и технологического мошенничества совместно с прокуратурой провели обыски в офисе компании  Windtre. Есть 11 подозреваемых, среди которых Луиджи Сакка, сын бывшего генерального директора компании Рая Агостино Сакка. Как указывается в документах, Сакка-младший оказался под следствием в качестве одного из посредников между сотовым оператором и некой компанией, которая оказывала услуги Windtre, связанные с платными подписками пользователей.  

О платных подписках и наказании
Штаб-квартира Windtre в Милане

В материалах расследования фигурируют компании Tim и Vodafone, которые также использовали аналогичные методы для навязывания платных услуг своим абонентам.

 По сути, эти две телефонные компании также были связаны с теми же компаниями, что и Windtre.

Как выяснилось в ходе расследования, пользователю было достаточно посетить определенную веб-страницу, чаще всего просто ткнув на рекламный баннер, после чего он автоматичски подписывался на платную услугу и ничего не подозревал об этом. Не правда ли, знакомая российским пользователям схема?

Что интересно, даже некоторые сотрудники прокуратуры признались, что сами оказывались в ситуации, когда с их счета утекали деньги за различные сервисные услуги вроде подписки на новости или гороскоп. 

"Суммы, которые можно получить с помощью такого рода мошенничества могут достигать колоссальных размеров и несопоставми с тем ущербом, которые наносят рядовые мошенники. Эту ситуацию необходимо контролировать", – прокомментировал расследование помощник прокурора Милана Эудженио Фуско.

В целом, следствие пришло к выводам, что это незаконный бизнес стоимостью в миллионы евро с возможностью получения прибыли, в том числе, за счет активации услуг на мобильных соединениях, используемых между машинами для обмена данными M2M.

Подозреваемым вменяют компьютерное мошенничество в ущерб потребителям, злоупотребление вторжением в телематическую систему и попытка вымогательства по контракту. Под следствием находится одиннадцать человека. Также, под арестом находятся счета на суммы около 12 миллионов евро.

Как известно, чтобы получить миллион нужно лишь взять по рублю с миллиона человек. Что такое рубль для одного? Монета, которая лежит в кармане зимней куртки, которую давно не носишь. В целом, ничего не значит сумма, которую и суммой в понимании этого слова назвать сложно. Вся соль в том, как найти способ, чтобы собрать по рублю с миллиона. Сотовые операторы этот способ нашли, и помимо баснословных доходов за свою официальную деятельность, гребут конкретные суммы втихую. А раз эти услуги, своего рода, неучтенные, то и идти они могут в карман кому-то конкретно. Но этот кто-то непременно связан с оператором, иначе к такой кормушке его конечно же не подпустят.  

На июль 2019 в России насчитывалось порядка 260 миллионов абонентов сотовой связи. Просто, если представить, что 30 процентов от этого количество периодически платят, сами того не зная за платные подписки, условно 10 рублей в месяц, получается шикарная сумма – что-то около 800 миллионов рублей. Тут даже выводов не нужно. Все ясно и так.

Расследование в Италии показало, что подход к выжиманию денег из кармана абонентов у сотовых операторов по всему миру в целом схож. Однако, вот только одних за это наказывают, а другие и дальше "гребут бабло".

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи