vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Facebook как зеркало мировой революции

Дата публикации: 29.06.2020
  1. Статьи
  2. Редакционные статьи
Количество просмотров: 1884
Автор:

Когда-то, причём не особенно-то и давно, соцсети были почти вне политики. Люди заводили себе аккаунты – чаще всего анонимные – и общались с друзьями, коллегами, находили френдов по интересам. Разговоры о политике по масштабам и значимости напоминали кухонные споры о судьбах Родины. 

Как узнать, что "верхи не могут, а низы  –  не хотят"

Всё изменилось, когда интернет стал доступен всем и каждому, наличие аккаунта стало таким же признаком приличного человека, как, к примеру, штаны и чистая рубашка, телефон научился делать вполне сносные фотоснимки и сразу выкладывать их в сеть. Главное же, возможность высказаться на публику появилась у любого юзера, невзирая на его пол, возраст, образование и социальный статус. И все мы как-то пропустили момент, когда из простой тусовки, соцсети превратились в масштабное СМИ, владеющее умами и пользующееся неограниченным доверием подписчиков.

Теперь любая ложь, сочинённая досужим фантазёром, выглядит почти правдивой, особенно если сопровождается приличным снимком и размещена в ленте, у которой есть хотя бы пара сотен читателей-единомышленников. Те активно разнесут её по своим аккаунтам, да ещё и приукрасят. И откровенная утка (простите, есть теперь и для неё приличное название – "фейк") полетит по сети со скоростью, о которой и вирус COVID-19 мечтать не может. И попробуй потом, разберись, где правда, а где  –  ложь. Соцсети  –  отличное место для создания революционной ситуации. Где, если не здесь, можно дёшево и убедительно (вспомним классика) рассказать низам, что они уже давно не хотят жить по-старому, а верхи давно ничего для низов сделать не могут. Вот она, революционная ситуация по Ленину в чистом виде. Факты никто не проверяет, а потому ложь становится совершенно неотличимой от правды, а уж полуправду скормить целевой аудитории проще пареной репы.

Эту, давно уже очевидную, истину верхи в США, похоже, в полной мере осознали, когда надёжные и сто раз опробованные технологии начали работать в американских городах. И решили назначить ответственных за соцсети, которые бы утихомирили буянов, планирующих прямо в Facebook свои акции, разжигающих расовую ненависть и открыто призывающих к свержению действующей власти. 

Теперь создатель и главный акционер Facebook, Марк Цукерберг, и его подчинённые вынуждены постоянно оправдываться, просить прощения, охотиться на ведьм и искать разжигателей беспорядков.

Оправдаться неозможно

Претензии властей к Facebook появились раньше, чем начались беспорядки, вызванные гибелью чернокожего американца Джорджа Флойда. Но в основном эти претензии касались безопасности персональных данных, борьбы с фейк-ньюс и детской порнографией, да ещё время от времени поминалось "иностранное вмешательство" в президентские выборы 2016 года.

И вдруг соцсети стали чуть ли не самым главным источником информповодов. Прежде всего, соцсеть обвинили в том, что протесты в США в блогах разжигают некие иностранные силы. И вот уже Рейтер пишет о том, что "администраторы Facebook не нашли доказательств скоординированного вмешательства со стороны иностранных государств в акции протеста в США, вызванные убийством полицией Джорджа Флойда, невооруженного черного человека".

"Мы хотим предостеречь людей от поспешных выводов, пока нет убедительных доказательств иностранного вмешательства", – сказал тогда журналистам Натаниэль Глейхер, глава департамента кибербезопасности Facebook, в разговоре с журналистами.

Заявление это стало ответом на обвинения генерального прокурора США Уильяма Барра, который заявил что иностранные организации ведут обширную кампанию по дезинформации, подобную той, которую Россия проводила во время президентских выборов 2016 года. Цель пропагандистской кампании, понятно, расшатать ситуацию и разжечь противоречия в американском обществе.

Но заявлений о том, что если заграница и участвует в организации протестов, то не через Facebook, оказывается мало. И вот уже сам Цукерберг, пытаясь заверить общество в собственной толерантности, заявляет, что его соцсеть работает над продуктами для продвижения расовой справедливости. Правда, особых подробностей об этих продуктах журналистам выяснить не удалось, но работают, и то хорошо.

Ушли в прошлое те времена, когда администрация соцсетей не вмешивалась в содержания публикаций. Теперь уже деваться некуда. Война в стране и беда. И на фоне разгорающихся протестов руководство Facebook заявляет о приостановке учётных записей, связанных с белыми националистическими группами, которые призывают остановить антирасистские протесты с оружием в руках.

Часть удаленных "белых" националистических аккаунтов были связаны с "Гордыми мальчиками" и "Американской гвардией", которые в Facebook уже достаточно давно считаются экстремистами.

Одновременно удалены фальшивые антифа-аккаунты, целью которых было дискредитировать антифашистское движение.

Фейковые учетные записи антифа были удалены за контент, цель которого, по словам администрации соцсети, – не привлечение подписчиков, а распространение ложных заявлений, цель которых  –  посеять недоверие к реальному антифашистскому движению. 

А Трампа слабо заблокировать?

Сами же антифа уверяют, что они сосредоточены на защите людей от нападок со стороны властей, но их оскорбило заявление Дональда Трампа, который, не приводя доказательств, назвал их зачинщиками насилия по отношению к полиции.

Да, заявлениям американского президента в эти дни тоже досталось. После слов Трампа "когда начинается мародерство, начинается стрельба", в соцсетях поднялся страшный скандал.Twitter прикрепил к этому сообщению ярлык, предупреждающий, что в тексте содержится пропаганда насилия. Facebook решил оставить пост без изменений.

В ответ на это решение Цукерберга из компании демонстративно уволились несколько сотрудников.

В технических гигантах Силиконовой долины, пишет журналист Рейтер, часто поощряют внутреннее инакомыслие, но компании не терпят работников, которые публично жалуются и обвиняют работодателей.

Впрочем, Цукербергу пришлось-таки пойти на уступки и пообещать, что, возможно, в будущем реакция на "противоречивые" заявления лидеров страны будет менее сдержанной.  

"Мы собираемся пересмотреть нашу политику, разрешающую обсуждение угрозы применения государством силы и предложим варианты того, как можно будет пометить подобные заявления, – сказал Цукерберг.
Да, я считаю комментарий Трампа о насилии и стрельбе глубоко оскорбительным, но он не нарушает политику компании в отношении подстрекательства к насилию".

Нынешние правила Facebook позволяют либо удалить сообщение, либо оставить его безо всяких пометок. Теперь Цукерберг пообещал рассмотреть и другие варианты.

Однако он добавил:

"Я боюсь, что такой подход обернётся тем, что мы будем редактировать контент, который нам не нравится, даже если он не нарушает нашу политику".

И интересный вариант был найден. Twitter, Facebook и Instagram заблокировали предвыборные ролики президента Дональда Трампа, посвящённые Джорджу Флойду, ссылаясь... на нарушение авторских прав,  –  пишет Рейтер.

В ролике Трамп обратился к избирателям на фоне фотографий и видео маршей протеста, драк и грабежей, начавшихся после смерти Флойда. Что именно стало поводом для жалобы в нарушении авторских прав пока непонятно. НО!

В Facebook сообщили, что пост был удалён после получения жалобы в соответствии с Законом о защите авторских прав в цифровую эпоху.

Немногим отличающиеся друг от друга видеоролики были опубликованы в Твиттере, загружены на канал Трампа на YouTube и на странице его избирательной кампании в Facebook. Клип собрал более 1,4 миллиона просмотров на YouTube и Facebook вместе взятых.

Но ролики, напомню, немного отличались друг от друга, и возможно поэтому YouTube в жалобе не упомянут, а ролик не удалён. 

Изумлённый случившимся Трамп пообещал смягчить ответственность соцсетей за контент, размещенный их пользователями.

Выборы с пометкой "на правах рекламы"

Между тем, на фоне протестов в США разворачивается президентская избирательная кампания. И кандидаты пытаются обезопасить себя от обвинений в проплаченной поддержке соцсетей, чтобы не оправдываться потом как Трамп до окончания президентского срока.

Отдувается за всё, конечно, Facebook. Администрация соцсети уже пообещала маркировать российские, китайские и другие контролируемые государством медиа-компании, а уже летом заблокирует любую рекламу в аккаунтах таких СМИ, ориентированных на пользователей США.

Маркировать американские СМИ Facebook не планирует, поскольку не сомневается в том, что все они проводят независимую редакционную политику, заявил Натаниэль Глейхер.

По мнению Рейтер, в 2016 году Facebook признал, что не может помешать России использовать свои платформы для вмешательства в президентские выборы.

С тех пор руководство соцсети усилило меры защиты и ввело более строгие требования к прозрачности размещения рекламы на своих платформах.

Пометки "на правах рекламы" будут ставиться на страницах "Синьхуа" и "Спутника" за несколько месяцев до начала президентской гонки, причём пометки появятся в аккаунтах по всему миру и в новостных лентах в США.

Впрочем, пометок в официальных аккаунтах "неблагонадёжных" СМИ властям США показалось недостаточно, и 17 июня Facebook объявил о том, что пометки "на правах рекламы" будут появляться и на сообщениях, которыми пользователи поделились в своих аккаунтах. Раньше при перепостах такая пометка исчезала.

На Facebook давят со всех сторон. Власти требуют избавить соцсеть от фейковых сообщений. А на днях потенциальный кандидат от демократов, Джо Байден, потребовал от Цукерберга ввести фактчекинг в политической рекламе.

Цукерберг же ответил оппоненту, что избиратели должны иметь возможность беспрепятственно изучать заявления потенциальных политических лидеров и свободно составлять своё мнение о них.

Давление усиливается по мере усиления беспорядков и приближения выборов. Но в Facebook и в борьбе вокруг него по-прежнему как в зеркале отражается происходящая сегодня в мире эволюция и революция, а потому стоит ждать, что попытки регулировать контент в соцсетях закончатся не скоро, и даже эти попытки будут отражать изменения, происходящие в обществе. А это значит, что Facebook надолго останется зеркалом мировой революции.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/107263/facebook-kak-zerkalo-mirovoy-revolyutsii.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться