vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Не бойтесь чёрных лебедей 255

Дата публикации: 10.03.2020
Количество просмотров: 5297
Автор:

В 2004 году в своей книге "Одураченные случайностью" американский экономист и математик Нассим Николас Талеб выдвинул концепцию "Черного лебедя". Этим термином называют редкие, как правило, внезапные и масштабные явления, кардинально меняющие ход истории. К ним относятся войны, финансовые кризисы, появление интернета и т. д. Предсказать их невозможно, но надо уметь с ними жить. И как ни странным это покажется, при правильном обращении можно поймать своего "Черного лебедя", который в прямом смысле может стать "птицей счастья завтрашнего дня". 

Экономисты уже окрестили эпидемию коронавируса тем самым "Черным лебедем", появление которого предсказать было невозможно, который уже сейчас обещает стать самой дорогой эпидемией 21 века, и парировать экономический ущерб от которого можно лишь быстро реагируя на те изменения, которые он с собой несет. 

В человеческой истории можно вспомнить множество случаев, когда непредсказуемые ситуации полностью меняли экономический баланс в мире, обрекая отрасли, а то и целые страны на глобальный кризис, но давая преимущества тем, кто успевал выстроить верную стратегию поведения.

Вспомнить хотя бы топливный кризис 1973 года.  Это был нефтяной шок, для кого-то ставший толчком к новому витку развития, а для кого-то – первым шагом к экономическому краху. В октябре 1973 года грянула четвертая арабо-израильская война. Несколько дней ожесточенных сражений привели к победе Израиля. В ответ на это ОПЕК заявили о сокращении нефтедобычи, пока израильские войска не покинут захваченные территории, а затем и вовсе прекратили поставлять нефть в США и Европу. Начался топливный кризис. В последующий год развитым странам пришлось на себе ощутить энергетический голод. В Европе и США цены на топливо выросли на 70%, существенно сократились авиаперелеты, были введены ограничения на энергопотребление, а сокращение промышленного производства достигло 13%. Именно тогда в США, в частности, и начали создавать собственный нефтяной резерв.

"На коне" тогда оказался СССР, как раз активно осваивающий  Западно-Сибирские месторождения, и завершающий строительство нефтепровода "Дружба" в Восточной Европе. Все факторы были за то, чтобы СССР стал крупнейшим экспортером нефти на Запад. Огромные запасы и уже почти подготовленная заранее инфраструктура фактически позволили Советскому Союзу оседлать "черного лебедя" и вместе с ним взмыть над мировой экономикой.

Но вернемся к дню сегодняшнему. Когда какая-либо страна обладает большей частью жизненно-необходимых для остальных стран запасов сырья или в какой-то стране локализована огромная доля мировых производств – это может внезапно привести к большим проблемам для всех. "Чёрный лебедь" в регионе со страной-монополистом моментально вызывает кризис у всех, кто поставок из этой страны, зависит. Пример у нас перед глазами: коронавирус уже вызывает проблемы с поставками из Китая как для мелкой розницы, так и для крупных технологических гигантов.

Как и во всём мире, в России сейчас страдают все: от продавцов в секс-шопах до поставщиков спортивного инвентаря. Все, что производится в Китае, сейчас либо застряло на границе, либо не может покинуть китайские склады готовой продукции. А то и вовсе – не производится.

В частности, Национальная хоккейная лига (НХЛ) заявила о дефиците хоккейных клюшек. Большинство игроков используют клюшки китайского производства. А точнее,  около 75% этого спортивного инвентаря производится в Китае. Проблемы с поставками возникли из-за эпидемии коронавируса. Хоккеисты признаются в интервью, что теперь вынуждены более бережно относиться к своим клюшкам во время игры.

Испытывают проблемы магазины электроники. Это касается не только китайских брендов. Так, Apple недавно заявил, что в розничных магазинах компании попросту заканчиваются запасы запчастей к iPhone 11, а значит, компания уже не может гарантировать потребителям гарантийный и постгарантийный ремонт. В скором времени кризис затронет поставку новых смартфонов и других гаджетов. 

С аналогичными проблемами столкнулся Xiaomi. Новый топовый маршрутизатор компании, недавно поступивший в продажу, был распродан в считанные часы. Когда компания сможет пополнить складские запасы – неизвестно. Ведь работа многих заводов в Китае приостановлена. Пользователи массово выражают недовольство сложившейся ситуацией.

Кроме промышленных товаров, Китай является крупным импортером продуктов питания. В России самые продаваемые китайские товары - цитрусовые, замороженная рыба, овощи. Но если большинству этих товаров можно найти замену - перекрыть дефицит турецкими или марокканскими апельсинами, например, то вот один продукт может действительно исчезнуть из магазинов. Это чеснок. Китай доминирует на российском рынке по поставкам этого корнеплода, занимая 80% рынка. Общий объем импорта чеснока составляет около 50 тысяч тонн. 

Ну и конечно главная проблема с которой столкнулся мир в результате коронавируса – это дефицит индивидуальных средств защиты. Запасов хватит максимум на полгода, а спрос на маски и респираторы сейчас в 100 раз выше обычного вкупе с ростом их стоимости в 20 раз.

Конечно, с разными напастями человечество в своей истории сталкивалось не раз. Но если в прошлые времена экономический ущерб был прямым и непосредственным следствием нетрудоспособности, а то и вымирания целых социумов, то теперь к этому добавилась дубина информационных волн, разбегающихся по всему миру от каждой новости про вирус, точно круги от упавшего в воду бетонного блока. Это не маленькие всплески беспокойства даже из совсем недалекого прошлого. Информатизация и цифровизация превратили весь мир в одну большую деревню, где каждый чих в избе на отшибе, заставляет жителей во всех остальных домах срочно менять планы на жизнь.  

Наиболее показательной в этом плане была эпидемия атипичной пневмонии, когда потери из-за паники превысили прямой и непосредственный ущерб. Тогда зараженных было около 8000 человек, а непосредственно из-за болезни умерло около 800. Но шуму было столько, что мир по-настоящему вздрогнул. Я прекрасно помню, как огромное количество людей вокруг внезапно начали носить одноразовые маски. Это выглядело очень странно и непривычно. 

С той поры прошло 18 лет. Новая эпидемия распространяется в информационном пространстве гораздо быстрее и сильнее, чем коронавирус среди людей. Рынки лихорадит, отменяются массовые мероприятия, ещё до проблем с поставками начинают пустеть склады фармацевтических организаций, поставщиков электроники и другого ширпотреба. Проблема понятна изначально многим, и потому в разных  изданиях выходят многочисленные статьи экспертов, призывающих не паниковать. Но это мало кого успокаивает по-настоящему, и каждая следующая новость про коронавирус продолжает наносить ущерб вне зависимости от того, настоящая она или кем-то выдуманная. 

И поскольку коронавирус обещает превзойти атипичную пневмонию по количеству жертв, последствия информационного воздействия этой эпидемии на мир окажутся больше в разы, если не на порядок. 

Очень важно в такой ситуации сохранять спокойствие и трезвость мышления. Не  рассчитывать на чудесного поставщика, которого не касается (по его словам) проблема с коронавирусом, не строить затратные планы, в которых фигурируют иностранные подрядчики, рассчитывать свои силы и делать собственные резервы. 

Перебои с поставками оборудования уже начались у всех. Если вы их не замечаете, то исключительно в силу "удачного" времени происходящего. Российские предприниматели прекрасно знают, что в январе-феврале плавный переход от "русского" нового года к "китайскому" – это всегда проблемы с логистикой. И давно научились закладывать резервы на этот период. Перед новым годом склады забиваются под завязку с тем, чтобы спокойно ехать на этом ресурсе до марта, когда возобновляются поставки товаров после китайского нового года. Более-менее всё стабильно сейчас потому, что проблемы с коронавирусом пришлись на период, когда похожие трудности традиционно ожидались и так. Ну, плюс-минус. Это было предусмотрено, когда эпидемии коронавируса и в помине не было.

И как раз в марте дефицит оборудования начнёт давать о себе знать, поскольку в октябре-ноябре никто такого развития событий не предусматривал. Я думаю, что самые дальновидные как раз в феврале и закупали всё, что планировали покупать в течение следующего полугодия. Ну или закупаются сейчас, благо складские запасы почти никогда не вычерпываются до дна. 

По счастью, для операторского бизнеса вопрос не стоит настолько остро, как для многих других отраслей. Товары в нашей отрасли не являются предметами ежедневного потребления, модернизацию сети можно спокойно отложить на какое-то время (конкурентам ведь тоже нечем свои сети модернизировать), а уж совсем нескромные "дыры" прекрасно латаются б/у-оборудованием. 

Самое время оседлать "чёрного лебедя" и придумать, как эту проблему превратить в конкурентное преимущество. В конце концов, операторский бизнес держится не только на поставках из Китая. Оптимизация бизнес-процессов, маркетинг и дополнительные услуги помогут там, где вдруг будет ощущаться нехватка технических средств. Работам по техническому проектированию и стратегическому планированию "железо" тоже не нужно. А  эпидемия не вечна. И в тот момент, когда она пойдёт на спад, надо быть готовым не только восстановить запасы оборудования, но и продолжить строительство бизнеса, как будто никакого коронавируса и не было.

 

Постскриптум 

Когда этот материал уже был написан и готовился к публикации, мировая экономика получила ещё одного "чёрного лебедя" – стремительное обрушение цены на нефть, немедленно запустившее обвалы на международных фондовых рынках. Во что это выльется для отечественной экономики мы начнем предметно понимать утром 10 марта – в первый рабочий день после обвала. Но, судя по тому, что творится в мире, можно ожидать проседания курса рубля к доллару. А это, в свою очередь, определённо изменит прибыльность многих контрактов и тендеров, не исключено, что превращая их при этом в тыкву убыточные. 

Очевидно, что ни стабильности логистики, ни предсказуемости поставок нужных объемов всех видов товара, это не добавит. То есть, весь набор проблем, описанных выше, будет иметь тенденцию только увеличиваться. Для небольших поставщиков такое сложение неприятных стечений обстоятельств, может и вовсе стать фатальным. 

Для операторов же пока ничего принципиально, по сравнению с ожидаемыми трудностями из-за коронавируса, не меняется (хотя, если обвал рубля будет слишком велик, появятся проблемы, не имеющие отношения к поставкам оборудования).

Мы продолжаем следить за ситуацией. Если у вас есть особое мнение о том, что происходит сейчас с экономикой, как это всё скажется на работе операторов связи да и просто всех структур, связанных с телекоммуникациями, а также мысли и рецепты, как выживать в условиях "идеального шторма" – мы готовы предоставить вам слово на страницах портала Nag.Ru. Пишите нам в редакцию по адресу: web@nag.ru  

 
От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/106451/ne-boytes-ch-rnyih-lebedey.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться