vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Как создавался “суверенный рунет”

Дата публикации: 25.04.2019
Количество просмотров: 3397
Автор:

Бывшие чиновники Минкомсвязи с помощью "заблокированного" мессенджера Telegram рассказали изданию "Настоящее время" историю законопроекта о "Суверенном рунете" от первых брожений в умах чиновников до окончательного одобрения в Совете Федерации.

По словам собеседников издания, первые разговоры о потенциальной возможности отключения российского сегмента сети от мировой паутины рассматривали еще в 2006 году при тогдашнем министре связи Леониде Реймане. Однако, долгие консультации с техническими специалистами уничтожили на корню все желания подобного развития ситуации.

Леонид Рейман

"Идея суверенного интернета то пропадала, то возникала снова. Когда в 2014 году случился Крым и начался конфликт на Востоке Украины, провели заседание Совбеза. Там этот вопрос обсуждался. После этого появился определенный набор поручений. Нужно было что-то придумать для защиты интернета. А то ведь санкции, все плохо, завтра отключат нас от внешнего мира", – утверждает второй собеседник издания.

По словам собеседников "Нового времени", запрос на возможное отключение России от интернета уже в 2014 году поступал в Минкомсвязи от Совета безопасности РФ.

На первых порах было принято решение минимизировать риски путем, требующим наименьших затрат – то есть поставить серверы, которые бы автоматически накапливали данные DNS-серверов, обеспечивающих российский трафик. При возникновении проблем со связностью, это решение бы позволило на какой-то временной отрезок поддерживать в рабочем состоянии российский сегмент интернета.

"Даже бюджет посчитали - несколько десятков миллионов рублей. Это стоимость серверов с резервированием. На MSK-IX (крупнейшая в России точка обмена интернет-трафиком, расположенная в Москве) можно было поставить, где много трафика сходится. Но масштаб идеи, видимо, показался заинтересованным силам недостаточным. В министерство спустили другую идею - написать целый закон", – рассказывает экс-сотрудник Минкомсвязи.

Уже в 2016 году был разработан другой законопроект, который должен был законодательно зафиксировать такие понятия, как "автономные системы", "точки обмена трафиком", "владелец трансграничных линий связи". По словам собеседника издания, принятием этого законопроекта власти планировали составить картину  перемещения интернет-трафика, но никоим образом не получать над ним контроль. В результате, эта тема получила дальнейшее развитие в виде закона о "суверенном рунете".

"Параллельно продолжал беспокоиться Совет безопасности. Они там решили, что трафик при обмене внутрироссийских пользователей выходит за границу РФ. То есть кто-то, оперируя устаревшими представлениями о том, как работает интернет, решил, что трафик между одним зданием в Москве и другим бежит, например, до Франкфурта, а потом до другого провайдера, потому что такие маршруты бывают дешевле и хостеры ради лишней копейки гоняют трафик через зарубежные узлы.

Такая история действительно имела место - но на рубеже 2000-х годов. Тогда были войны хостеров. Это все давно умерло. Но люди из администрации президента и некоторые идеологи из Роскомнадзора накинулись на эту историю: страшно, подмена трафика произойдет, выхватят наш трафик и заменят чем-то! Были такие теории.

Ассоциация документальной электросвязи и операторы связи провели серию тестов. Задача: понять, какой объем данных уходит за рубеж при обмене данными внутри страны. Измерили и пришли к выводу: за рубеж уходит только 3-5% трафика, и то это лишь часть пакетов. Но руководство эти данные не убедили", – рассказывает бывший сотрудник министерства.

Уже в 2017 году замглавы Роскомнадзора Сергей Иванов предложил создать "Центр мониторинга и управления сетями связи". По словам источников "Нового времени", при Никифорове в Минкомсвязи работала технически подкованная команда, которая пыталась донести до руководства РКН абсурдность этой идеи. Однако, их речи не были услышаны, а все это вылилось в противостояние министра Никифорова с Роскомнадзором.  

"В представлении Олега Иванова это было что-то вроде центра управления полетами. Огромное помещение, люди смотрят в экраны, вдруг загорается красная лампочка, видно, что произошел обрыв на магистральном кабеле у одной из компаний. И тут же оператор переключает нажатием кнопки трафик, и он распределяется между другими линиями связи. Все счастливы, трафик восстановился", – отмечает экс-сотрудник Минкомсвязи.

Все попытки вразумить руководство РКН, успеха не возымели. По словам собеседников издания, в РКН действительно верят в мифическую идею о том, что всеми интернет-сетями можно "рулить" и контролировать трафик всех базовых станций с помощью некого мифического устройства.

А дальше была широко известная история с блокировкой Telegram, наглядно показавшая некомпетентность РКН.

"После безуспешных попыток заблокировать Telegram, Роскомнадзор искал специалиста, который сможет все же сделать нормальную систему блокировок и управления этой темой. Специалистам на рынке обещали очень хорошие условия: служебная машина, высокая зарплата и т.д. Я знаю о нескольких предложениях в 2018 году. Но в отрасли есть принципы. Два человека отказались. Один - по идеологическим соображениям, а другой - по соображениям личного плана. Задача интересная, но последствия карьерные для человека были бы неправильными. Ну представьте: ходить потом по рынку с табличкой "Я заблокировал российский интернет". Такой интеллектуальный позыв не оценят. Среди чиновников многие понимали, что сама идея блокировок реализована неправильно, ее идеология некорректна и ни к чему не приведет. Предлагали другие формы управления блокировками. Была модель третейского суда, негосударственного регулятора, разные были модели. Но на тот момент победу одержал Роскомнадзор, потому что он бегал и пугал администрацию президента страшными вещами. Это провал команды Никифорова", – говорит источник.

Николай Никифоров

Уже после ухода Никифорова и его команды, история с "суверенным рунетом" получила очередное рождение именно в недрах Минкомсвязи, утверждают собеседники. Однако сам законопроект решили протащить через Совет Федерации, дабы избежать его согласований Министерством экономики, Министерством финансов и ФСБ.

Собеседники издания уверены, что закон на самом делене заработает. В частности это касается части управления трафиком, что осуществить технологически невозможно.

"Если мы говорим про контроль с точки зрения блокировок - да, такой контроль будет. Но радикально ничего нового не случится, даже если появится DPI. Это просто повысит грамотность населения, которое будет искать способы обхода блокировок. На мой взгляд, очевидно: не стоит переживать, что что-то получится. Можно расслабиться и наблюдать. И за оставшееся время политического цикла эту задачу не решат", – подытоживает бывший чиновник Минкомсвязи РФ.

Ранее, 16 апреля, законопроект о "суверенном рунете" получил окончательно одобрение в Государственной думе.

Документ, внесенный сенаторами Андреем Клишасом, Людмилой Боковой и депутатом Андреем Луговым (ЛДПР), направлен на защиту устойчивой работы интернета в России в случае возникновения угрозы его функционированию из-за рубежа. Согласно пояснительной записке, документ подготовлен с учётом агрессивного характера принятой в сентябре Стратегии национальной кибербезопасности США. В начале февраля Госдума в первом чтении одобрила принятие законопроекта.

Эксперты раскритиковали законопроект и рекомендовали его доработать с учётом всех замечаний, а точнее – обозначить его цель, детализировать угрозы, против которых он должен быть работать в виде закона. Также один из авторов инициативы, сенатор Андрей Клишас заявил, что реализация законопроекта потребует затрат в 30 миллиардов рублей.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/104019/kak-sozdavalsya-suverennyiy-runet-.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться