Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций разместила публичный доклад за 2017 год. Доклад опубликован 21.08.2018, что является существенным запозданием на 4 месяца в сравнении с размещением докладов за предыдущие годы (за 2013-2016 гг – в апреле каждого года). Для сравнения, отчет о деятельности Россвязи за 2017г был опубликован в апреле 2018г. Хотя результаты деятельности за 2017 годы Роскомнадзор представил еще зимой - 20 февраля 2018 года в Москве состоялась расширенное заседание Коллегии Роскомнадзора, где с докладом в ходе заседания выступил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, сам доклад опубликован лишь сейчас.
Давайте ознакомимся с докладом и посмотрим, какие показатели и результаты были достигнуты ведомством в 2017 году.
В целом, Роскомнадзор констатирует, что:
Деятельность Роскомнадзора в 2017 году характеризовалась системностью, планомерностью на всех направлениях исполнения полномочий – связи, информационных технологий, массовых коммуникаций, защиты прав субъектов персональных данных. В 2017 году завершена многолетняя работа по структурным преобразованиям в Роскомнадзоре и подведомственной радиочастотной службе. Исполнение разрешительно-лицензионных и контрольно-надзорных полномочий Федеральной службы обеспечивают 10 управлений центрального аппарата и 71 территориальный орган, в том числе 8 окружных.
В рамках надзорных процедур административная нагрузка на бизнес снижается за счет перехода на риск-ориентированную модель контроля и надзора. На основании решений Президента и Правительства Российской Федерации новые подходы внедряются в сфере связи с 2016 года. Снижается количество плановых проверок, акцент делается на контрольно-надзорные мероприятия, проводимые без взаимодействия с проверяемыми лицами.
Так, в сфере связи в 2017 году плановых проверок проведено на 7,4% меньше, чем в 2016-м. В 2018 году будет проведено уже на 21% меньше по отношению к 2017 году. С 2012 года количество плановых проверок в сфере связи снижено более чем в семь раз.
В 2017 году, как и в предыдущие годы, Роскомнадзором обеспечивалась защита интересов государства, общества и граждан, особенно подрастающего поколения, в сети Интернет. Велась работа по контролю исполнения норм и требований, направленных на противодействие распространению запрещенного законодательством контента.
Поэтому реестры запрещенной информации сегодня все больше становятся дополнительным механизмом противодействия опасному контенту. По многочисленным просьбам операторов связи Роскомнадзор проводит тестирование программных и программно-аппаратных систем фильтрации трафика, представленных на российском рынке. Все официальные заключения тестирований размещаются на сайте Роскомнадзора.
Теперь обратимся к количественным и качественным показателям деятельности службы.
По данным Роскомнадзора в 2017 году:
По состоянию на 31.12.2017:
В 2017 году в рамках взимания платы с пользователей радиочастотного спектра:
По итогам 2017 года в федеральный бюджет Российской Федерации внесено 19 989,42 млн рублей, что более чем на 1% превысило прогнозные показатели.
Начиная с 2017 года, Роскомнадзор полностью перешел на риск-ориентированную модель осуществления государственного контроля и надзора в области связи. Цель нового перспективного подхода – дальнейшее снижение административной нагрузки на бизнес при сохранении целостности и эффективности контроля и надзора.
В 2017 году в сфере связи проведено:
При осуществлении в 2017 году государственного контроля и надзора в сфере связи выявлено:
По результатам проведенных мероприятий:
Рисунок 1. Сравнительные результаты в 2017 и 2016 гг
В 2017 году Роскомнадзором продолжалась работа, направленная на реализацию полномочий по организации и осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением операторами связи требований законодательства Российской Федерации в области принятия мер по ограничению доступа к сайтам в интернете, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Контроль осуществлялся с помощью автоматизированной системы "Ревизор".
К концу 2017 года 3 683 оператора связи авторизовались в информационной системе взаимодействия Роскомнадзора с операторами, оказывающими услуги по предоставлению доступа к интернету на территории Российской Федерации.
Роскомнадзор констатирует, что в целом результаты контроля свидетельствуют об исполнении операторами связи, оказывающими услуги доступа к интернету, требований федерального законодательства в области связи в части принятия мер по ограничению доступа к сайтам в Сети, содержащим запрещенную для распространения в Российской Федерации информацию.
В 2017 году территориальными органами Роскомнадзора совместно с радиочастотной службой продолжилась работа по контролю ограничения доступа к запрещенной информации и обязательной идентификации пользователей при доступе к интернету с использованием пунктов коллективного доступа, к которым, в том числе, относятся публичные точки доступа по технологии Wi-Fi.
К концу 2017 года на территории на территории Российской Федерации эксплуатировалось более 2 млн радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ) гражданского назначения.
Контроль и надзор за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию РЭС и ВЧУ, осуществлялся органами Роскомнадзора в основном по сообщениям (данным) о признаках нарушений, поступившим из радиочастотной службы.
– 24 994 – об использовании РЭС без разрешительных документов;
– 7 558 – об использовании РЭС с другими нарушениями;
С 2012 года Роскомнадзор исполняет полномочия по контролю за соблюдением законодательства в сети Интернет. Соответствующие нормы и требования установлены ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В 2017 году обработано 331 784 заявки, поступивших через электронную форму на официальном сайте Роскомнадзора. Наблюдается увеличение количества сообщений на 58% по сравнению с 2016 годом. В связи с наличием признаков запрещенной информации экспертам в уполномоченные органы направлена 127 731 ссылка на потенциально противоправную информацию.
В 2017 году Роскомнадзор создал Экспертную комиссию по вопросам признания информации запрещенной к распространению на территории России. Цель работы Комиссии – коллегиальное рассмотрение наиболее сложных случаев. В состав Комиссии вошли 14 человек, в том числе представители МВД России, Роскомнадзора, Роспотребнадзора, ФНС, Rambler&Co, ООО "Мэйл.Ру", Управления Президента РФ, Group-IB и ассоциации "Русский щит".
Всего за 2017 год в Единый реестр в связи с наличием запрещенной информации было внесено более 174 тыс. указателей сайтов и/или страниц сайтов. В связи с удалением запрещенной информации либо ограничением доступа к ней провайдерами хостинга из Единого реестра было исключено более 84,6 тыс. указателей сайтов и/или страниц сайтов.
В Единый реестр на основании более 43 тыс. поступивших в Роскомнадзор судебных решений было внесено более 61,2 тыс. ссылок на интернет-ресурсы. Количество судебных решений, обработанных в 2017 году, в сравнении с предыдущим годом, увеличилось более чем в два раза.
В 2017 году в рамках реализации ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Роскомнадзор на основании 192 требований Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей внес в реестр 89 976 интернет-ресурсов, в том числе "зеркала" сайтов с информацией экстремистского характера. Доступ к 13,5 тыс. сайтов и/или страниц сайтов ограничен операторами связи на территории Российской Федерации, с остальных интернет-ресурсов противоправная информация удалена.
В сравнении с предыдущим годом в 2017 году количество реестровых записей увеличилось более чем в 3,4 раза.
В 2017 году в рамках исполнения ст. 15.2 Федерального закона № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Роскомнадзор поступило 1 304 определения Московского городского суда о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты объектов авторских и (или) смежных прав в интернете
В 2017 году количество поступивших определений Мосгорсуда по сравнению с 2016 годом увеличилось на 161%. В рамках уже имеющихся определений Мосгорсуда поступило 3 085 заявлений правообладателей в отношении 38 805 сайтов и/или страниц сайтов. Это в 1,5 раза больше, чем в 2016 году.
В 2017 году поступило 133 решения Мосгорсуда о постоянной блокировке 530 сайтов (в 2016 году – 76 решений в отношении 107 сайтов)
По сведениям на 31.12.2017 на основании решений Минкомсвязи России доступ на постоянной основе ограничивался к 459 интернет-ресурсам.
Рисунок 2. Динамика обращений граждан 2013-2017 гг
В 2017 году в рамках исполнения ч. 2 ст. 10.1 Федерального закона № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Роскомнадзор ведет реестр организаторов распространения информации. Организаторы распространения информации обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале своей деятельности. Роскомнадзор по обращению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, т. е. МВД и ФСБ, ведет плановую работу по наполнению реестра организаторов распространения информации.
В 2017 году в Роскомнадзор поступило 93 обращения о необходимости получения сведений от организаторов распространения информации.
За отчетный период в реестре организаторов распространения информации было зарегистрировано 100 организаторов распространения информации, среди которых мессенджер Telegram.
В связи с невыполнением обязанностей организатора распространения информации осуществляется ограничение доступа к ресурсам 5 организаторов распространения информации (ООО "Дуду Рус", Zello Inc., LINE Co., Paul Keever, BlackBerry). В связи с прекращением деятельности из реестра исключено 7 организаторов распространения информации.
В 2017 году Роскомнадзором обеспечено поступление доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в объеме 21 234,19 млн рублей, в том числе:
Доходная часть бюджета Роскомнадзора сформирована за счет:
Доходы от платы пользователей радиочастотного спектра составили 19 989,42 млн рублей, что составляет 96,1% от общей суммы доходов, поступивших в федеральный бюджет.
В докладе не раскрывается, по каким конкретно составам административных правонарушений привлекались к ответственности операторы связи.
В 2017 году фиксируется рост обращений граждан по вопросам в сфере связи и по вопросам организации деятельности администраций сайтов в сети Интернет. Возможно граждане стали активно жаловаться, постигая законы.