Начнем со статистики:
- в Красноярске и окрестностях зарегистрировано около 1 млн. жителей;
- на 1 млн. жителей приходится около 10 тыс. пользователей Интернет;
- в городе насчитывается уже более 35 предприятий, предоставляющих соответствующие услуги.

И продолжим арифметикой.

Если от 10 тысяч отнять около 6 тысяч клиентов таких крупных провайдеров, как "Краснет" и "Россия-Он-Лайн", а затем получившуюся сумму поделить на 35, то окажется, что на каждого из оставшихся провайдеров приходится немногим более 100 пользователей. Средний клиент приносит своему оператору прибыль, максимум, 10-20 долларов США в месяц, учитывая невысокую рентабельность вследствие высокой конкуренции. Таким образом, на каждого выйдет по 1-2 тысячи вечнозелёных.

Много это или мало, если учесть, что хорошему специалисту, без которого провайдер - не провайдер, а авантюрист, нужно платить не менее 200$ в месяц? Много это или мало, если более-менее пригодное для предоставления услуги компьютерное оборудование обходится около 5-6 тысяч всё тех же долларов? И главный вопрос, на который мы сегодня попытаемся ответить: почему при всём этом провайдеры плодятся как дрозофилы в лаборатории?

Ввиду очевидной невозможности опросить их всех - даже если допустить, что ответы будут правдивыми - мы пойдём эмпирическим путём: пропробуем самостоятельно представить процесс становления типичного провайдера из новообращённых, назовём его, для простоты повествования и в соответствии с традициями, Васей Пупкиным.

Вначале, возможно, было... нет, не слово, а счёт за пользование Интернет, который получил наш Василий от своего провайдера. Предположим, что Интернет, как таковой, он уже более-менее узнал, а в местном вузе немного познакомился с компьютерами. Так вот, сумма счёта, возможно, наводит его на любопытную мысль: "А почему я - ему, а не они - мне?". Далее следуют вышеприведённые расчёты. Учитывая, что наш будущий провайдер - недавний студент, становится вполне понятным, что сумма в тысячу долларов в месяц может вызвать только счастливую улыбку и размышления о радужных перспективах. В силу того, что в современных институтах преподают не только компьютеры и арифметику, но и немного экономики, Вася понимает, что для того, чтобы чего-то продать, нужно сначала чего-то купить, но вот денег как раз у него нет и не предвидится, однако же Василий наслышан о том, что деньги водятся у спонсоров. Предполагается, что наш Вася провайдером, в некотором роде, таки станет, поэтому спонсор находится. Обычно им оказывается или уставшший от суровых реалий отечественной коммерции дяденька, ищущий бизнес поспокойнее, или микронувориш, который тоже обучался в институте и знает, что уворованное из госбюджета посредством мелких хищений из крупных проектов необходимо куда-то вкладывать, чтобы выглядеть инвестором, а не мошенником.

В общем, деньги находятся, и вчерашний студент, назначенный президентом или генеральным директором новой компании, начинает работу. И сразу же выясняется, что для проектирования системы в целом или настройки сервера, в частности, не хватает или собственных познаний, или попросту времени. Однако, поиски сурового гуру на должность системного администратора дают таких же бывших студентов с голодными глазами, которым попросту не повезло со спонсором, или юных любителей халявного пива со странными надписями на майках, типа, "FIDO - rulezz!!!". Заполнив штатное расписание из числа наиболее грамотно написавших резюме и наименее активно интересующихся размером будущей зарплаты, Вася приступает к закупкам оборудования. Тут же оказывается, что у спонсора есть любимая бабушка, которая держит компьютерный салон и готова уступить совсем недорого почти новые компьютеры, нуждающиеся в легкой починке.

Старость уважают, со спонсорами не спорят, и, истратив большую часть бюджета, компания приступает к практической деятельности. Очевидно, что продавая Интернет своим пользователям, его нужно у кого-то покупать. За пивом с бывшим институтским преподавателем Вася узнаёт, что это называется "аплинк", а самый крутой из них - "Гросс-телеком", называется "первичный аплинк". У преподавателя там работает старый знакомый, и после третьей кружки оказывается, что выбор сделан. Наутро наш герой обнаруживает, что в городе есть и другие "аплинки", которые не желают предоставлять принадлежащие им коммуникации для подключения Васи к Гросс-телекому, а нагло навязывают ему свои услуги по той же цене. Но настоящего провайдера эти трудности не остановят! После оплаты супер-радио-модема и разговора со спонсором Вася становится бледным, а спонсор - грустным, поскольку выясняется, что для подключения пользователей нужны ещё телефонные номера и выделенные линии, принадлежащие всё тем же наглецам из конкурентов Гросс-телекома. Решение находится не сразу, но радикальное: построить собственные коммуникации. Для этого возникает даже звучное определение "кампусная сеть", навевающая мысли об университетских городках Гарварда и Йеля, где Интернет быстр и бесплатен. Берётся провод, собственноручно протягивается по крышам, одним концом подключается к провайдеру, другим - к клиенту, и все дела.

Враги появляются и тут: жилищные конторы в лице электриков и сантехников, безжалостно обрывающих свежепроложенные по чердакам и заборам Васины проводочки, и сами жильцы, почему-то не желающие платить деньги за Интернет, но зато радостно срезающие новенький кабель с целью дальнейшей продажи на лом цветных металлов. После первой же весенней грозы выясняется, что и сама природа против такого прогресса: оказывается, молнии так электризуют висящий в воздухе кабель, что подключенное к нему оборудование умирает в огне, как средневековые еретики, зачастую прихватывая с собой компьютеры клиентов. Клиенты, в свою очередь, очень обижаются, понимая, что дешёвое поначалу подключение обходится им всё дороже и дороже. Спонсор тоже обижается, подсчитывая разницу между доходами и расходами, после чего упорно не желает повышать Васе зарплату.

Не обижается только наш герой, он попросту утаивает от спонсора часть выручки с клиентов в свою пользу, приближая тем самым воплощение давней мечты о тысяче долларов в месяц. Угощая приятелей дорогим Хейникеном, он солидно рассказывает о своих провайдерских делах, о злобных конкурентах и добрых, но глупых спонсорах. Друзья верят, проникаются и начинают вспоминать телефоны знакомых коммерсантов...

Вот, собственно и всё о доблестном Василии Пупкине - человеке и провайдере. Спонсор его не выгонит, потому что никто не любит признаваться даже самому себе в собственных ошибках, сотрудники не уволятся, потому что вряд ли где-нибудь ещё получат неограниченный и бесплатный доступ к Интернет да ещё и зарплату впридачу, а клиенты... Нынешние уйдут, устав от низкого качества, но придут другие, соблазнившись до поры до времени низкими ценами. Интернет входит в моду, и неофиты ещё долго не переведутся, благодаря усилиям средств массовой информации. Мало кто понимает, что даже в нашей стране серьёзная и качественная услуга всегда стоит или больших денег, или большого труда для её создателя, а чаще и того и другого одновременно. Поэтому, уважаемые читатели, если вы узнаете, что соседский сынишка называет себя провайдером и предлагает вам подключиться к Интернет, не удивляйтесь. Ну, а платить ему или не платить, решайте сами, может быть он просто человек хороший, и родители у него вполне милые люди...

Mr.Bear