vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

На аплинке все спокойно. Должен ли провайдер отвечать за абонентский роутер?

Дата публикации: 05.07.2016
Количество просмотров: 2262

Исторически в нашей стране так сложилось, что подключение услуг сети домашнего Интернет по технологии FTTB всегда подразумевало заброс медного Ethernet кабеля в квартиру к абоненту. Дальше пользователь этим кабелем распоряжался, как считал нужным, в основном подключая его к персональному компьютеру. Постепенно, проводное подключение к сети Интернет потеряло актуальность ввиду исчезновения проводных интерфейсов у большинства устройств и у абонентов появилась потребность в домашнем Wi-Fi. Все побежали в магазины покупать Wi-Fi роутеры известных производителей. Оператор при подключении услуг всего лишь обозначал необходимость покупки любого Ethernet маршрутизатора, а выбор все равно оставался за абонентом. Это полностью устраивало абонента и до недавних пор оператора. И по сей день при обращении абонента в службу технической поддержки, не имея доступа к роутеру, оператор предлагает выдернуть маршрутизатор из розетки, перезагрузить или подключить кабель напрямую к устройству, если таковые еще остались у абонента. Мол, у нас на аплинке все отлично работает, проблема в вашем роутере. В итоге качество предоставляемого сервиса оставляет желать лучшего. Абонент не получает реальной поддержки по телефону, все решается только выездом инженера и диагностикой на месте. Но выезд не удобен абоненту и не оперативен, т.к. инженера нужно ожидать.

Растущая конкуренция за качество предоставляемых услуг заставляет операторов связи задуматься над бизнес моделью и осознать необходимость контроля работы роутера. Иными словами, происходит перенос точки демаркации сервиса в домохозяйство. Благодаря этому набирает популярность тренд по управлению абонентским опытом, когда точкой контроля сервисов становится роутер у абонента. Ведь абоненту важны качество и скорость услуг на его конечном устройстве (планшете, телефоне, лэптопе). Ему абсолютно все равно, что там происходит на аплинке и какую скорость в тарифном плане указал оператор.

Что же в итоге стали предпринимать операторы связи?

Понимая, что можно потерять клиентов,  провайдеры стали сами предлагать абонентам роутер, то есть устройство, протестированное в своей же сети. Билайн, например, разместил на сайте список рекомендованных роутеров. Остальные устройства, не прошедшие тестирование оператором, не гарантируют стабильную работу системы в предлагаемой сети.

Во всем мире вполне обычное явление, когда оператор закладывает стоимость определенного роутера или предоставляет его в аренду при подключении услуг. Условно говоря, подключение стоит 5 тыс. рублей, и в эту стоимость входит устройство, которое обеспечивает стабильную работу системы. В итоге оператор имеет доступ не только к аплинку, но и к Wi-Fi устройству абонента. Обратившись в один прекрасный день в техническую поддержку,  пользователь не услышит стандартный набор фраз о перезагрузке роутера, отключения его от розетки и т.д. Оператор сможет оказать поддержку, полностью владея ситуацией, не оставляя при этом абонента один на один с его проблемой. Управляя роутером, провайдер видит, какая ситуация со связью не только на аплинке, но и в квартире у абонента. 

Отойдя от использования в сети бесконечного количества Wi-Fi устройств самых разных производителей, которые приобретаются пользователями, оператор тем самым предлагает гарантированную доставку сервисов и комплексное обслуживание абонента на устройстве под своим контролем.

По сути мы совершенно осознанно говорим о бизнес модели, которая призвана ориентировать работу оператора на доставку качественных сервисов лучше, чем его конкуренты. Главной предпосылкой смены бизнес-модели является растущее потребление различных типов услуг в реальном времени. В ответ производитель оборудования предлагает оператору выйти на новый уровень качества предоставляемых услуг с помощью аппаратного и программного обеспечения, а также сервисов по настройке и поддержке.

Такая модель сегодня широко распространена на западе. Там оператору выгоднее предложить клиенту типовое устройство, которое при этом будет полностью под его контролем, нежели совсем не иметь доступ к бесконечному количеству самых разных роутеров. Оператор понимает, что тем самым он проигрывает в качестве предоставляемых услуг, не решая проблему пользователя.

Рассмотрим несколько примеров технологий, призванных помочь оператору выйти из пике на новый уровень оказания услуг.

Еще на заре разработок технологий и протоколов шикополосного доступа всемирно известный консорциум Broadband Forum (http://www.bbf.com) утвердил стандарт управления абонентскими устройствами TR-069. Сегодня этот протокол внедряется операторами в  мире повсеместно. По нашему опыту в России, отечественные операторы его внедряют очень медленно и дорого. Главная проблема заключается в том, что те устройства, которые когда-то побеждали в тендерах, не были рассчитаны на полноценную работу с протоколом TR- 069. Также это связано с дороговизной и сложностью установки, настройки, а также обслуживания систем автоматического конфигурирования TR-069 (ACS). Элегантным решением является размещение сервера TR- 069 в облаке, как у Calix. Внедрение этого решения занимает секунды и не обременяет затратами и расходами на обучение.

В качестве более дешевой альтернативы можно предложить вариант организации оператором отдельного канала для удаленного доступа к абонентскому устройству на GUI/HTTPS интерфейс. В этом случае инженеры операторов связи порой недостаточно компетентны в управлении тем разнообразием абонентских роутеров, которые установлены в квартирах у клиентов. Такой вариант будет удобен для low cost операторов, когда тяжело устранить весь этот зоопарк.

Безусловно, все это сложно аккумулировать и применять, когда у провайдера в сети бессчетное количество CPE разных производителей. В случае, когда у оператора в обойме один-два вендора, согласитесь, все это сделать выгоднее и быстрее. Наступает время, когда оператор выбирает три-четыре модели CPE, интегрирует их в свою систему OSS и начинает с ними работать.

В дополнение к управляемому CPE, одной из самых передовых и современных архитектур сети доступа является FTTH (оптика в дом). Тут и скорость, и качество предоставляемых услуг, контроль сервисов, а именно централизованное обновление системы, устранение багов, внедрение новых услуг (IPTV, OTT), не выезжая к клиенту на дом. С возрастающей популярностью PON технологий во всем мире, операторы уже и в нашей стране оценили возможность упорядочить устройства, систематизировать контроль версий прошивки, конфигураций, и делать это все из единого центра. Это и есть ключевое преимущество, отличное от предыдущих стандартов. Также важно понимать, что срок окупаемости сети FTTH, в отличии от сети FTTB в два-три раза больше, но эта технология является стратегической.

Каждый из вышеперечисленных примеров будет по своему удобен для развертывания в зависимости от сегмента, в котором работает оператор. Но иметь доступ к роутеру абонента уже просто необходимо абсолютно любому провайдеру.

Оригинал 

Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/press-release/29562/na-aplinke-vse-spokoyno-doljen-li-provayder-otvechat-za-abonentskiy-router-.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться