Объем рынка "Интернет вещей" в России оценивается в 63,5 миллиарда рублей. Государство пока играет ключевую роль в развитии технологий IoT, обеспечивая 81 процент доходов разработчиков.
Согласно исследованию iKS-Consulting, в основном IoT-решения внедряются в сегменте "Умного города", включающем оптимизацию процессов в транспортной среде (шесть процентов), сферах энергоэффективности (11 процентов) и общественной безопасности (83 процента). Именно в эти направления активно вкладывается государство, реализующее три соответствующие профильные программы цифровизации.
Объём инвестиций в сегменте "Умный город"
Ориентировочно, в 2017 году общие расходы в сегменте "Умный город" составят около 46,6 миллиарда рублей, что на 3,2 процента выше, чем годом ранее. Из остальных направлений следует выделить IoT в транспорте (19 процентов) и в промышленности (5 процентов).
Показатели развития IoT в России в 2016 году
Из трёх основных целевых сегментов в России выделяется сегмент В2G, который генерирует каждый четвёртый рубль из пяти (51,4 миллиарда рублей), вложенных в развитие интернета вещей. Еще 18 процентов (около 11,4 миллиарда) приходится на сегмент B2B, а внедрение IoT в потребительском секторе находится в зачаточном состоянии (один процент, около 6,3 миллиарда). В исследовании PwC причиной такого отставания считают низкий средний уровень доходов населения и неразвитость IoT-сервисов для частных клиентов.
Основные сферы применения IoT по сегментам
Сегмент В2G относят к наиболее перспективным направлениям с точки зрения экономического потенциала в плане энергоэффективности и уменьшения расходов на обслуживание производственных активов. При этом аналитики отмечают и ряд недостатков, характерных именно для российского бизнеса. В частности, это изношенность инфраструктуры, которая требует высоких затрат на адаптацию для применения технологий IoT. Ещё одна проблема госсектора – это сокращение расходов на различные целевые программы и замораживание тарифов, что делает невозможным или невыгодным внедрение решений IoT.
Что касается сегмента B2B, то здесь на развитие "Интернета вещей" влияют относительно высокий срок окупаемости технологий, проблемы с нормативной базой, отсутствие общей IoT-среды и персонала, умеющего эффективно в ней работать.