Прошедший 2016 год был для "Билайна" весьма непростым. Согласно предоставленной отчётности, по сравнению с 2015 годом компания значительно ухудшила свои показатели.
Хотя о десятках процентов падения речи, конечно же, не идёт, ухудшение коснулось практически всех направлений деятельности оператора. Единственное, что показало рост – это передача данных в мобильных сетях. Доходы от неё выросли на 17 процентов год к году до 51 миллиарда рублей.
Со всем остальные дела идут не очень. Например, общая выручка уменьшилась на 1,5 процента до 273 миллиардов рублей. Её составляющие также уменьшились: мобильная выручка на 0,4 процента до 218 миллионов рублей, а выручка от фиксированных услуг на целых 7процентов до 44 миллионов рублей. И это при том, что капитальные вложения в сети в 2016 году сократились аж на 20,4 процента и составили 41 миллиард рублей против 52 миллиардов рублей годом ранее. Такое сокращение – это наибольшее урезание затрат среди всей большой четвёрки. Несмотря на постоянные жалобы о том, что строительство сетей отнимает значительные средства, все остальные продолжают вкладываться в развитие.
Не лучше обстоят дела и с абонентской базой. В проводном сегменте число пользователей уменьшилось на 2 процента квартал к кварталу, а ARPU упало на 8,7 процента. Доходность же и вовсе снизилась на 9,4 процента. В мобильном сегменте ситуация практически аналогична. Если на четвёртый квартал 2015 года у "Билайна" было 59,8 миллиона абонентов, то в 4 квартале 2016 года – 58,3 миллиона. Однако следует отметить, что падение ноказалось не линейным: в первом полугодии прошлого года был значительный провал, который удалось немного скомпенсировать за второе полугодие:
В итоге абонентская база "Билайна" продолжает колебаться в диапазоне 55-59 миллионов абонентов уже несколько лет. У остальных участников большой четвёрки таких проблем не наблюдается: МТС недавно заявил о 80 миллионах абонентов, а "Мегафон" - о 77 миллионах. Tele2, хотя и перестал публично отчитываться, тоже показывает рост. Так что, несмотря на общую стагнацию рынка, проблемы с новыми подключениями и ростом доходов наблюдаются именно у "Билайна".
Сложившаяся ситуация заставила оператора предпринимать несколько нестандартных шагов для выправления положения. Например, предоставлять домашний интернет в нагрузку к пакету сотовой связи и запустить программу по переводу работников на удалённую работу.