vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Сотовые операторы морально готовы к бесплатному предоставлению услуг связи

Дата публикации: 02.06.2016
Количество просмотров: 1155
Автор:

В компаниях МТС и "Вымпелком" соглашаются с тем, что в недалёком будущем может сбыться мечта любого абонента — услуги станут бесплатными. Более скептически к этому отнеслись в "МегаФоне" и в "T2 РТК Мобайл", так как не уверены, что другие источники дохода операторов покроют затраты при оказании базовых услуг на условиях бесплатности. В случае появления бесплатных базовых услуг можно ожидать, что какие-то операторы пойдут по пути зарабатывания на своих дополнительных услугах, а какие-то сочтут выгодным для себя бизнес-функционал — "труба".​

Впервые на российских просторах слова о возможной бесплатности прозвучали несколько лет назад из уст Дениса Свердлова, руководителя Skartel/Yota в период выхода на рынок телекоммуникационных услуг. Так как Yota ориентировалась в первую очередь на удовлетворении потребностей в мобильном интернет-доступе, то значимость доходов от голосовой связи была для неё не на первом месте. Поэтому, в отличие от основных конкурентов ("большая тройка" и сотовые активы "Ростелекома"), с момента старта  Yota и до начала оказания услуг голосовой связи в итоге прошло немало времени.

Та первая угроза безоблачному существованию крупнейших российских сотовых компаний так и не была реализована. Но прошло несколько лет и активность создателей различных коммуникационных интернет-приложений и растущее количество пользователей мессенджерами стали неприятным сюрпризом для сотовых операторов. Сначала появились жалобы на то, что они недополучают доходы от услуг текстовых сообщений из-за того, что вместо отправки/получения SMS через оператора абоненты пользуются альтернативой, считая это более выгодным и более удобным способом общения.

Через какое-то время стала всё ощутимей новая беда — стало расти количество пользователей, использующих интернет-мессенджеры для того, чтобы пообщаться голосом через интернет. Сотовые операторы где-то пытались бороться с этим варварским разрушением источников их дохода, рассчитывая на введение запретов, а в каких-то случаях попытались удержать абонентов от "переключения" на альтернативу, запустив свои мессенджеры ("Мультифон" и др.).

Похоже, что сейчас начинается следующий этап — этапа сдачи позиций, этап отступления. Именно так воспринимаются последние рассуждения представителей сотовых компаний о возможности бесплатного пользования базовыми услугами, прозвучавшие недавно.

Президент МТС Андрей Дубовсков во время форума "Телеком 2016", организованного газетой "Ведомости", заявил: "Мы не должны жить на те деньги, которые клиент платит за удовлетворение коммуникативных потребностей: за мессенджеры, sms, голосовую связь, стриминг, видеосвязь".

А ведь когда-то считалось нормальным брать деньги за входящие звонки, потом операторы один за другим от этого отказались (за исключением роуминга). Как оказалось, это изменение не привело к немедленному банкротству сотовых компаний. Были эксперименты и с исходящей связью. Возможными оказались и тарифные планы, в котором звонки внутри сети бесплатные для обеих сторон. То есть бизнес-модель оказалась изменяемой, гибкой, подстраиваемой под требования рынка и учитывающей уровень конкуренции.

На нынешнем этапе сотовые компании считают, что голосовая связь и SMS, предоставляемые оператором, утрачивают свою привлекательность, которую, правда, пытаются пока поддерживать введением пакетных предложений. Всё большую роль играет мобильный интернет-доступ, позволяющий удовлетворить самые разнообразные потребности (текст, фото, аудио-, видеоконтент, игры и т.д).

В настоящее время продолжается расширение сетей, увеличение их пропускной способности, идёт переход на новые технологии — это требует времени и больших денежных инвестиций, часть которых являются заемными средствами. Поэтому, хотя Дубовсков и упомянул про "среднесрочность" таких ожиданий, но вряд ли стоит ожидать подобных предложений от сотовых компаний раньше, чем через 5-8 лет. Пробные акции с различными ограничениями, возможно, будут появляться в более близком будущем.

Два пути

При отказе от платы за базовые услуги сотовые операторы должны будут найти другие источники дохода. Можно выбрать сложный путь — путь сотрудничества и постоянного расширения перечня операторских услуг.

Это могут быть двусторонние и многосторонние проекты с какими-либо партнёрами, заинтересованными в прямом выходе на абонентов того или иного оператора. Это может быть интенсивная эксплуатация рекламной модели. Абоненты будут платить за дополнительные услуги, например, за хранение информации в "облаке", за обслуживание устройств на рынке M2M. Появятся какие-то ещё инновационные предложения от сотовых операторов и их партнёров.

За 2015 год почти удвоилось число сотовых абонентов, использующих браузеры с блокировкой рекламы

За 2015 год почти удвоилось число сотовых абонентов, использующих браузеры с блокировкой рекламы

Популярность браузеров и приложений с возможностью блокировать рекламу растёт и уже каждый пятый сотовый абонент в мире пользуется какой-либо программой для блокирования рекламных банеров. По оценке компании PageFair (март 2016) уже 408 миллионов абонентов выбрали тот или иной способ блокировки, позволяющий экономить деньги (меньше трафик), экономить время (не нужно ждать загрузки какого-нибудь видеоролика) и не отвлекаться на назойливую рекламу.

 По данным PageFair в Российской Федерации пользуются браузерами с блокировкой рекламы 4,7 млн. сотовых абонентов

По данным PageFair в Российской Федерации пользуются браузерами с блокировкой рекламы 4,7 млн. сотовых абонентов

В компании PageFair ожидают, что количество мобильных интернет-абонентов, избегающих просмотра рекламы, будет увеличиваться. Это означает, что рекламная модель может оказаться в будущем менее привлекательной.

В "Вымпелкоме" согласны с тем, что участники рынка сотовой связи могут придти к тому, что базовые услуги (голос и SMS) можно и нужно предлагать бесплатно. А эффективность рекламы можно будет увеличить, если "торговать" знаниями оператора о профиле интересов абонента. Такое предложение от сотовой компании может быть недешевым для рекламодателей или продавцов, но экономически привлекательным за счёт большей отдачи от направляемых абоненту "персональных выгодных предложений". 

Вот как себе представляет свой рынок в 2020 году оператор China Unicom

Вот как себе представляет свой рынок в 2020 году оператор China Unicom
(Источник: презентация "Telecom 2020: Preparing for a very different future")

Не только сотовые операторы собирают и анализируют информацию, связанную с поведением абонента. 26 мая 2016 года компания Facebook предупредила, что нужно улучшать показ рекламы и поэтому будет собираться дополнительные данные. Какой-либо информацией об абоненте обладают и другие приложения.

Летом 2015 года Google анонсировал возможность сбора и накопления данных о местоположении абонента — Your Timeline

Летом 2015 года Google анонсировал возможность сбора и накопления данных о местоположении абонента — Your Timeline

Может быть и другой путь — путь специализации. Если сотовый оператор окончательно согласится с тем, что он — "труба" для остальных сервисов, то можно ожидать введения тарификации трафика всех тех сторонних компаний, которым за что-то заплатил или готов заплатить сотовый абонент. Это будет что-то напоминающим взаимоотношения крупного супермаркета, который даёт поставщикам товаров доступ к своим покупателям, приходящим в магазин бесплатно, и продаёт на тех или иных условиях "место на полке", чаще тому, кто предложит более выгодные условия. Если это работает в реальной жизни, в реальной экономике, то почему не может быть реализовано и в виртуальной среде, в интернет-экономике.

Ранее:
"NetByNet предлагает бесплатный доступ в интернет"

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/29337/sotovyie-operatoryi-moralno-gotovyi-k-besplatnomu-predostavleniyu-uslug-svyazi.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться