vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Проникновение Интернета в России увеличилось в 3 раза за последние 7 лет

Дата публикации: 17.04.2015
Количество просмотров: 2513
Автор:

Уровень проникновения Интернета среди населения России в возрасте от 16 лет и старше к концу 2014 года составил 67,5%. Три четверти из числа интернет-пользователей пользуются доступом в ежедневном режиме. Это данные Омнибуса GfK (опросы населения России в возрасте от 16 лет и старше по репрезентативной общенациональной выборке). Самая активная аудитория, пользующаяся интернет-доступом, находится в группе от 16 до 29 лет. Более 20 миллионов человек, по оценке GfK, пользовались смартфоном, т.е. мобильным доступом в Интернет.

Понятно, что молодёжь опережает по активности интернет-пользователей среднего и выше среднего возраста. Высокий процент проникновения (уже 96%) среди интернет-пользователей 16-29 лет, достигнутый в прошлые годы, сказывается на темпах прироста: количество россиян с этими возрастными границами в течение 2014 года выросло только на 6%, в то время как число интернет-пользователей среднего возраста (30-54 лет) за прошлый год увеличилось на 23%. Ещё больше прогресс среди людей старшего возраста (55 лет и выше): рост на 46%. Несмотря на это, только четверть населения старшей возрастной группы, по данным опросов GfK, выходят в Интернет.

По данным J"son & Partners Consulting, количество домохозяйств, имеющих фиксированный широкополосный доступ в интернет, приближается к 30 млн., по оценке "ТМТ Консалтинг", количество домохозяйств, пользующихся фиксированным ШПД, их меньше — 28,7 млн. Несмотря на расхождение в 1 млн. домохозяйств, получается, что проникновение фиксированного ШПД уже более 50%. Группа лидеров на этом сегменте рынка — ОАО "Ростелеком", ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" ОАО "ВымпелКом" и ЗАО "Компания ТрансТелеКом".

 Проникновение Интернета в России увеличилось в три раза за последние семь лет

Проникновение Интернета в России увеличилось в три раза за последние семь лет

Факторами, способствующими более динамичному росту количества интернет-пользователей в течение 2014 года, стали высокий уровень проникновения услуг мобильной связи*, заметный рост продаж устройств, предназначенных для пользования широким спектром услуг сотовой связи, активное продвижение сотовыми операторами услуги мобильного интернет-доступа, развёртывание сетей LTE.

"МТС стимулировала активное использование мобильного интернета, подключая больше абонентов к data-тарифам и продавая больше смартфонов", — Василь Лацанич, вице-президент по маркетингу (МТС). "Проникновение интернет-пользователей в сети МТС — 43,5%, тогда как у "Мегафона", например, только 39,7%", — аналитик ФК "Открытие" Александр Венгранович (статья "МТС удержалась в плюсе" в газете "Ведомости" от 17 марта 2015 года).

Операторы сотовой связи попытались за счёт доходов от мобильного интернет-доступа компенсировать снижение выручки от услуг голоса и SMS. Результаты работы в 2014 году в целом показали необходимость и правильность продвижения этого бизнес-направления, но особых достижений нет ни у кого из "большой тройки", разве что более удачно поработала компания МТС.

Жители России активно пользуются смартфонами и планшетами для доступа в Интернет

Жители России активно пользуются смартфонами и планшетами для доступа в Интернет

Интернет-провайдеры должны учесть, что у старшей возрастной аудитории востребованность смартфонов и планшетов для мобильного интернет-доступа самая минимальная. Так что увеличивать свою базу пользователей есть смысл именно среди россиян среднего и выше среднего возраста: ниже уровень текущего проникновения + большая популярность выхода в интернет с домашнего, стационарного компьютера.

Доля интернет-пользователей в Москве и в городах с населением более 100 тысяч выше среднего по стране

Доля интернет-пользователей в Москве и в городах с населением более 100 тысяч выше среднего по стране

В малых городах (число жителей менее 100 тысяч) и сёлах уровень проникновения 62%. При этом нужно отметить, что население в таких населённых пунктах практически на одном уровне с городами 100000+ пользуется услугами мобильного доступа: выход в интернет со смартфонов востребован у 17% и 18% (соответственно) опрошенных. По данным GfK, в Москве доля пользующихся смартфоном для интернет-доступа — 20% (т.е. не очень большой отрыв от других типов населённых пунктов). А вот планшеты для этих целей применяются более активно: в Москве — 17%, в городах "100000+" только 10%, в малых городах и сёлах — 6%.

"По данным ДИТ, количество москвичей, пользующихся интернетом, по итогам 2014 года — более 8 миллионов. Самыми высокими темпами растёт интернет-аудитория старше 55 лет, за прошлый год эта возрастная категория прибавила более 40%" (см. "В Москве в 2014 году интернет-компании заработали более 231 млрд. рублей").

Стоит отметить, что в данных, представленных GfK, совершенно нет информации о числе (или доле) жителей России, которые для выхода в интернет используют модемы.

Но такая информация есть от самих сотовых операторов, об этом писали "Ведомости". Дмитрий Солодовников (представитель МТС) сообщил в конце 1-го квартала, что в марте 2015 года количество абонентов МТС, пользующихся планшетом с SIM-картой, впервые превысило количество интернет-пользователей-обладателей USB-модемов. Спрос на такой способ выхода в интернет уменьшается: в сети МТС количество абонентов, использующих модем, за год убывает на 10-15%, по данным оператора.

"Связной" продал USB-модемов в 2014 году меньше на 16% относительно 2013 года, а вот продажи планшетов с SIM-картами в прошлом году выросли на 60%. В "Евросети" также отметили увеличение продаж планшетов с SIM-картой, в 2014 году всего 15% планшетов не имели возможности установить SIM-карту.

Есть ещё одна оценка объёма рынка услуг мобильной передачи данных — услуги передачи данных активированы на 99 млн. SIM-карт**. Аналитики J’son & Partners Consulting, кроме подсчёта количества таких SIM-карт, представили ещё и информацию об их распределении, исходя из форм-фактора абонентских устройств: в смартфонах используется 52,6 млн. SIM-карт с подключенной услугой передачи данных (по данным CfK таких пользователей 21 млн.), в планшетах — 9,7 млн. SIM-карт (эта цифра почти совпадает с оценкой GfK), в модемах стоит 14,5 млн. таких SIM-карт. Ещё 22,3 млн. SIM-карт используется для мобильного интернет-доступа в обычных (не смартфоны) аппаратах.

В компании J’son & Partners Consulting представили свой прогноз по будущему размеру базы пользователей услугами мобильной передачи данных: 2018 год — 140 млн., в 2019 году их станет более 150 млн.

---------------------------------
* Согласно данным AC&M Consulting, по итогам 3 квартала 2014 года уровень проникновения услуг сотовой связи равен 167,6%.
** На сайте J’son & Partners вместе с цифрами, превышающими фактическое население России, используются слова "абоненты" или "пользователи", вместо них я использовал "SIM-карта".

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/27286/proniknovenie-interneta-v-rossii-uvelichilos-v-3-raza-za-poslednie-7-let.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться