vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Качество в период роста количества

Дата публикации: 11.04.2014
Количество просмотров: 2194
Автор:

Минкомсвязи после публикации проекта документа, в котором предлагалось научиться оценивать качество услуг в телефонных сетях (см. "Роскомнадзор публикует параметры контроля качества услуг сотовой связи"), добралось и до телематических услуг. На сайте Роскомнадзора появился проект методики проведения контроля параметров качества телематических услуг.

Использование предложенных программы и методики* проведения контроля параметров качества телематических услуг связи позволят установить степень соответствия параметров услуги установленным требованиям, позволят оценить происходящие улучшения (или ухудшения) услуг, позволят формировать статистические данные. Роскомнадзор намерен пользоваться этим документом при плановых и внеплановых проверках операторов, оказывающих телематические услуги в проводных и беспроводных сетях связи. Методика базируется на ГОСТ Р 53632-2009.

Контролируемыми параметрами качества заявлены: скорость** в прямом и обратном каналах (downlink и uplink в терминологии беспроводных сетей), коэффициент потерь пакетов, среднее время задержки передачи пакетов. Это технические параметры.

Есть и нетехнические — параметры, характеризующие уровень обслуживания абонентов (пользователей): максимальное время доступа к службе технической поддержки (не должно превышать 15 мин) и максимальное время доступа к системе информационно-справочного обслуживания (не более 1 мин).

В проект документа включено описание требований к функционалу аппаратно-программных комплексов контроля качества, которые должны "уметь" генерировать нужную тестовую последовательность, "уметь" проводить измерения с использованием метода «подмешивания» тестового трафика в активные соединения без ухудшения состояния параметров качества; обеспечивать мониторинг загрузки канала на основе проходящего пользовательского трафик и т.д. Должен быть предусмотрен интерфейс для администрирования, позволяющий централизованное управление проведением контрольных измерений как по расписанию, так и в ручном режиме.

Для контроля качества в беспроводных сетях программно-аппаратный комплекс имеет другой состав, например, должны быть специализированные абонентские терминалы, а также устройство получения географических координат. Для оценки параметров качества беспроводных сетей связи следует проводить драйв-тесты с использованием мобильных тестовых комплексов, которые в процессе своей работы имитируют сбор данных от многих абонентов, находящихся в различных точках зоны обслуживания с последующим усреднением полученных значений параметров.

По согласованию с абонентом (пользователем) измерительный зонд может устанавливаться в точке размещения оконечного оборудования абонента (пользователя). К оборудованию абонентского шлюза в зависимости от используемых технологий построения сети относится: xDSL-модем; роутер; ONT (оптический сетевой терминал – абонентское устройство, подключаемое к оборудованию OLT при построении пассивных оптических сетей PON); ONU (оптический сетевой модуль – аналог ONT, предназначенный для группового подключения абонентов); точка доступа Wi-Fi.

Контроль качества услуги доступа должен проводиться в следующих условиях:

  • измерения должны проводиться в часы разной загрузки сети, в том числе в часы наибольшей нагрузки (ЧНН);
  • измерения должны проводиться непрерывно: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
  • измерительные зонды должны накапливать измеренные значения технических параметров качества без отключения абонентского трафика.



Источник: проект "Программа и методики проведения контроля параметров качества телематических услуг связи"

Измерительные зонды могут устанавливаться в следующих контрольных точках:

Передающий измерительный зонд:

▪ точка А – при подключении к оконечному оборудованию пользователя;
▪ точка B – при подключении к оборудованию абонентского шлюза;
▪ точка C – при подключении к оборудованию уровня доступа сети связи оператора связи;

Принимающий измерительный зонд:
▪ точка E – при подключении к Интернет-шлюзу (пограничному маршрутизатору) оператора связи.

Оборудование, размещенное в точках B и C (точки подключения к «последней миле»), может располагаться как в зданиях, так и телекоммуникационном шкафу.

В процессе проведения испытаний и по их завершению оформляются и подписываются всеми участвующими сторонами протоколы контроля параметров качества, формируемые автоматизированным и неавтоматизированным способом и акт контроля параметров качества.

Протокол должен содержать всю необходимую информацию: объект контроля; время проведения контроля; место проведения контроля; условия проведения контроля и измерительное оборудование; схему размещения контрольных зондов; результаты анализа документации, представленной оператором для оценки качества оказания услуг и функционирования сети; результаты расчетов и измерений показателей качества; выводы о соответствии параметров качества услуги связи требованиям утвержденным нормам на показатели услуг; рекомендации по улучшению характеристик сети, влияющих на параметры качества услуги.

Безусловно, само по себе наличие методики и единого подхода к оценке параметров качества услуг — это хорошо, но предложенный проект в некоторых вопросах подходит к этому формально: например, для оценки качества тех.поддержки оперируют только временем дозвона ("контрольный вызов"). А если у абонента есть возможность общения с провайдером только по эл. почте (что, в общем-то, нормально для телематических услуг)?

Также вне документа оказывается и содержание обращений абонента в тех.поддержку... Да, проблемы могут быть разные и ситуации недопонимания могут быть — я не об этом. Контролирующий орган должен удостовериться, что в компании есть отработанная процедура приёма информации от абонентов (заведение ТТ, назначение ответственного, прогноз по времени), предусматривающая обязательную обратную связь.

Есть ещё пара моментов, которые у абонентов также ассоциируются с качеством услуг доступа — это получение контента. И второе — соответствие рекламируемых скоростей и реально получаемых. В некоторых странах регуляторы отслеживают такую информацию, которая в случае недостоверности вводит в заблуждение пользователя, а также может являться элементом нечестной конкурентной борьбы между провайдерами. И то, и другое — неприемлемы с точки зрения нормального общества.

Добавлю, что Роскомнадзор продолжает работу в этом направлении и 9 апреля появился ещё один документ в виде проекта: "Программа и методики проведения контроля параметров качества услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (в части предоставления частной виртуальной сети (VPN))"

-------------------------------
* Проект "Программы и методики проведения контроля параметров качества телематических услуг связи" — pdf.
** Абоненту необходимо в проводных сетях предоставлять доступ от 256 Кбит/с и выше, в беспроводных — минимально-допустимые скорости для downlink и uplink предложены одинаковые: не менее 128 Кбит/с (для сетей IMT) и не менее 32 Кбит/с — для всех остальных беспроводных подключений.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/25209/kachestvo-v-period-rosta-kolichestva.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться