1. Новости
Заметки пользователей
21.02.2014 14:00
3554
0
21.02.2014 14:00
PDF
3554
0

Конкуренция в электросвязи будет развиваться по плану

Автор: c0mandir

В распоряжение* Правительства РФ вошли "болевые точки", которые, по мнению чиновников, могут помешать развитию конкуренции в российской телекоммуникационной отрасли. В течение 2014 года по нескольким намеченным темам будут подготовлены доклады, пройдёт их обсуждение и рассмотрение поступивших предложений. Один вопрос по каким-то причинам отодвинут на 2015 год. Предполагается и внесение изменений в законодательство.

Распоряжение подписано Медведевым в начале февраля, первый пункт (срок — первый квартал) в плане мероприятий "Развитие конкуренции в сфере электросвязи" — это заслушивание доклада, который должны подготовить Минкомсвязь и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Эти ведомства должны высказать свою позицию относительно целесообразности внедрения на сетях электросвязи принципов сетевого нейтралитета.

Многие годы вопрос о "network neutrality" в отрасли связи особо не возникал, так как принцип сетевой иерархии, ограниченное количество компаний (благодаря наличию лицензирования), наличие правил игры в цепочке обслуживания (кто с кем соединяется, кто кому платит и т.д.) — все эти составляющие как-бы сами собой обеспечивали и доходность и перераспределение денежных потоков от оказания услуг. Прослеживалась зависимость величины тарифа от расстояния между абонентами, также было деление на уровне тех же лицензий на местную и междугородную/международную связь. Длительное время во многих странах большой вес в электросвязи имели государственные структуры, как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения тарифной политики. Поэтому возможностей что-то делать иначе не было (или эти возможности были сильно ограничены) — ни с технической, ни с коммерческой точки зрения.

Сомнения в целесообразности соблюдения сетевого нейтралитета вдруг возникли у операторов, потративших на свои сети огромные средства и столкнувшихся  с другими подходами к построению сети и её функционированию. Отрасль привлекала новых игроков, желающих обосноваться на этом рынке с учётом потенциала, который есть в интернет-коммуникациях. По большому счёту идёт борьба за будущее, за большие деньги. Справедливый по отношению к пользователю "сетевой нейтралитет" может быть видоизменён. 

Много интересного должно произойти во втором квартале этого года. В зависимости от вопроса, который будет рассматриваться, кроме Минкомсвязи и ФАСа есть и "заинтересованные федеральные органы исполнительной власти", и Минэкономразвития, ФСТ и даже ФСБ.

Большая часть проблемных тем, намеченных для обсуждения, относятся к операторам сетей подвижной радиотелефонной связи. Чиновники определили, что нужно будет оценить возможность совместного использования радиочастотного спектра операторами связи, введения технологической нейтральности использования различных диапазонов радиочастот, возможности использования режима RAN Sharing на сетях подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 и на сетях подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE.

Есть вопросы, в реализации которых предполагается участие и операторов сетей подвижной радиотелефонной связи, и операторов сетей фиксированной телефонной связи. Например, в этот период намечена подготовка НПА (распоряжения, приказа) после рассмотрения возможности использования технологии коммутации пакетов информации на основе подсистемы передачи мультимедийных сообщений (IP Multimedia Subsystem - IMS). Эта подсистема — главный элемент при реализации тех же услуг VoLTE.

Во втором квартале также появится доклад об оценке возможности перенесения абонентских номеров в пределах сети фиксированной телефонной связи, а также в пределах сети передачи данных. К тому времени уже должна сформироваться практика и накопиться статистика по реализации MNP операторов сетей подвижной радиотелефонной связи, так как в марте-апреле 2014 года уже все участники, во избежание штрафных санкций, должны предоставлять эту услугу. Можно предположить, что свои грабли здесь тоже найдутся, так как среди абонентов много госструктур, часть из которых просто будут выведены за пределы действия этого закона, а с частью будут споры, как между МТС и "МегаФоном", соперничавших за обслуживание депутатов.

Что же касается ФСБ, то участвовать это ведомство должно на этапе подготовки нормативных правовых актов по вопросам применения средств связи на единой сети органа электросвязи Российской Федерации (при разрешении использования RAN Sharing и при внедрении IMS).

Вопросы, которые больше всего могут интересовать аудиторию НАГа, будут рассматриваться и обсуждаться в третьем квартале 2014 года и ... во втором квартале 2015 года. Почему-то совсем "выпал" четвёртый квартал этого года ... То ли изменения законодательства предполагаются столь серьёзные, что быстрее проработать не успевают, то ли просто отодвинули эту тему подальше. Не исключаю, что на сроки повлияли и другие обстоятельства (что-то связанное с "Ростелекомом", с его реорганизацией и планируемой приватизацией).

Если всё пойдёт по плану, то осенью сначала поступят предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие упрощение порядка размещения оборудования связи на объектах жилой недвижимости, а потом они материализуются в виде федерального закона или какого-то другого НПА (например, изменения в "Жилищный кодекс РФ"). Отраслевое министерство уже рассматривало этот вопрос и даже предложило комплекс мер (см. "Минкомсвязи предлагает бесплатно размещаться в домовладениях").

Отдельно будут обсуждать (пишу так, потому что это вынесено в отдельное мероприятие, хотя и непосредственно связано и с предыдущим вопросом) регулирование доступа операторов связи к объектам инфраструктуры других отраслей в части установления регламентов взаимодействия операторов связи с владельцами инфраструктуры, технических регламентов размещения  средств связи и утверждения методик расчета цен на услуги по доступу к указанной инфраструктуре.

Во втором квартале 2015 года должны поступить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие введение принципа недискриминационного доступа к инфраструктуре всех операторов связи. Слов по этому поводу за предыдущие годы было сказано много, посмотрим, что же будет принято в этот раз.

-------------------------
* Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 130-р

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи