1. Новости
Заметки пользователей
03.07.2012 10:11
PDF
3821
0

Когда в мире

Из всего, что рассказали журналистам представители Ростелекома на встрече в Петербурге 26 июня, посвященной запуску услуги «Интерактивное Телевидение», меня больше всего поразило то, что оператору как-то, похоже, удалось на совершенно новом уровне договориться с правообладателями.

С услугой «видео по запросу» все достаточно понятно, договоры на фильмы заключаются по принципу разделения дохода. Возможно, именно поэтому Ростелеком предлагает услугу не только своим абонентам, но и всем желающим через интернет. Как отметил Дмитрий Кулаковский, Начальник отдела развития медийных продуктов Ростелекома, установочные платежи – сумма, которую оператор должен заплатить правообладателю даже если фильм никто не купил – сейчас значительно снижены, и поэтому есть возможность сделать услугу видео по запросу окупаемой. Главная задача – правильно продвигать услугу и правильно подбирать фильмы для нее.

Услуга отложенного просмотра, которую оператор надеется предложить для целого ряда телеканалов, уже менее очевидна. Отложенный просмотр, организованный на стороне оператора – когда все передачи телеканала записываются на сервер и доступны абонентам в течение нескольких дней после трансляции в реальном времени, - с точки зрения правообладателей выглядит как повторная продажа их контента. Если даже услуга бесплатна, оператор уменьшает отток абонентов и тем самым все-таки зарабатывает на ней. Если правообладателем является сам телеканал – видео снято его съемочной группой, то договориться возможно. Если передачи куплены, то это куда сложнее – нужно искать правообладателей. Это занимает время и стоит денег. На пресс-конференции Андрей Холодный, директор проекта «Медийные продукты» Ростелекома, рассказал, что телеканалы будут доступны в записи в течение трех дней. Выполнить это условие невозможно, если только не ограничивать список телеканалов и не выкидывать часть передач. Но есть лазейка: можно сделать так, чтобы абонент сам управлял просмотром: организовывал запись передач на сетевое устройство. Допустим, он по умолчанию пишет все доступные телеканалы, и ему предоставляется облачное хранилище. Может быть, оператор пойдет этим путем.

И третья, самая трудная с точки зрения договоров с правообладателями услуга, – это «Мультскрин». Ростелеком собирается транслировать пакеты телеканалов через интернет на все подключаемые устройства. В ближайшее время будет запущено приложение для iPAD, потом добавятся приложения для OC Андроид. Смотреть телеканалы можно будет и на компьютере – на портале zabava.ru. Но права на интернет-вещание теперь продаются отдельно от телевизионных прав. И телеканалы, не вещающие в интернете, эти права не покупают, поскольку интернет-вещание пока не прибыльно. Обычную схему действия можно, например, увидеть на примере компании 1ТВЧ, которая делает десяток телеканалов для Триколора. Когда возникла необходимость организовать телеканал для мобильных устройств и для своего портала в интернете, пришлось создать отдельный телеканал Look TV. Посмотрите на их портал Tvmir.ru – в реальном времени идет вещание только этого телеканала, состоящего их записей программ, снятых их съемочной группой. У 1ТВЧ нельзя купить права на интернет-трансляцию, скажем, телеканала Телепутешествия, просто потому, что этих прав у них нет.

Но если часть передач заменять черным экраном, то услуга становится бессмысленной. Ведь предполагается, что абонент может начать просмотр на телевизоре, и продолжить на планшетнике с этого же места, а потом снова перейти на какое-то другое устройство. Возможность такого переключения давным-давно реализована технически. С практикой пока хуже, операторы во всем мире создают отдельные пакеты контента для интернет-вещания на устройства.

Андрей Холодный сообщил, что Ростелеком не может раскрыть схему, которая дала возможность так работать. И пока приложение не запущено (Ростелеком все еще согласует его с AppStore), понять, как же это реализовано, не удастся. Может быть, действительно правообладатели так смягчились? У Ростелекома достаточно много абонентов, в сумме около миллиона, а ARPU в IPTV выше, чем у спутникового или кабельного ТВ. По рассказам в кулуарах пресс-конференции, даже такой производитель как Discovery пошел на невероятные уступки и платил крупному кабельному оператору в Москве за трансляцию его телеканалов в сети. Или, может быть, целая команда, которая готовит интернет-вещание для Ростелекома (проставляет жанры и тэги, изучает лайки и прочее), включает и отдел, закупающий все недостающие права у мейджоров? После того, как в Санкт-Петербурге повсюду появились рекламные щиты с Zabava.ru, такие затраты мне представляются возможными.

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи