vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

ФАС, конкуренция, LTE

Дата публикации: 20.06.2012
Количество просмотров: 2935
Автор:

Пару дней назад появилось сообщение Федеральной антимонопольной службы о разрешении объединения активов операторов "Мегафон" и "Скартел". Переход дефицитного радиочастотного ресурса, используемого для строительства федеральной сети LTE, в распоряжение только одной компании, а не трех или четырех операторов, как демонстрировали тогдашнему премьеру - ВВП, означал бы сильный перекос на рынке беспроводных широкополосных услуг. Но госорган отработал свой хлеб, предписав разработать условия недискриминационного доступа к спектру других операторов, желающих поработать в сети LTE в статусе MVNO.

Создание холдинга не за горами и можно будет узнать эти условия, надеюсь, что они будут представлены на сайте Скартел в публичном доступе. Подводные камни, конечно, есть. Например, невозможность тиражировать несколько раз в том же объеме принцип сотрудничества с Мегафон, тем более после объединения в холдинг. Похожие шаги - разработка и размещение информациb для MVNO - ФАС ожидает и от "Основа Телеком" и от "Ростелеком". Если всё это не будет формальностью для упомянутых компаний и останется под реальным контролем ФАС, то возможно рынок виртуальных операторов несколько оживится. Что, в общем-то, неплохо.

Несколькими днями раньше закончился период приема заявок от претендентов на частоты LTE в диапазоне 800 МГц. Интерес проявили семь компаний, которые подали восемь заявок ("дубль" от Tele2). Как известно, специфические условия конкурса явно обозначают четверку победителей (все они заявились, так что всё идет по плану). ФАС критиковал такой подход, но конкурс объявлен, и результаты 12 июля вряд ли окажутся новостью.

Вышеописанные события случились в этом году, но у них, как обычно, есть своя предыстория, поэтому заинтересовался появлением "Доклада Федеральной антимонопольной службы о конкурентной политике в 2011". Телекоммуникации/связь упомянуты там пару раз. Первая ситуация - определение того, кто из "тройки" может купить оператора НТК. Неудачный пример, так как использована спорная, с моей точки зрения, аргументация ("спектр услуг ... в стандарте IMT-2000, по потребительским качествам отличается от услуг... в стандарте GSM", поэтому "добро" даем только Вымпелкому). Второй случай попал даже в раздел "Описание типичных дел" под заголовком "Пресечение ограничивающих конкуренцию актов и действий органов власти". Процитирую полностью.

"31.08.2011 ФАС России признала Минкомсвязь России нарушившим части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Дело возбуждено по заявлению операторов связи, оказывающих услуги мобильной (сотовой) связи в стандарте CDMA на территории нескольких субъектов Российской Федерации - ЗАО "МетроТелКазань", ЗАО "Нижегородский телефон", ЗАО "Кодотел", ООО "Связьинформ".

В соответствии с решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 2002 года, аппарат которой представляет Минкомсвязь России, оказание услуг сотовой связи в стандарте CDMA в диапазоне 790-862 МГц должно быть прекращено в Российской Федерации c 01.01.2011. В 2002 году Решение мотивировалось тем, что в указанном диапазоне услуги сотовой связи не должны оказываться.

Всемирной конференцией радиосвязи 2007 года принята резолюция № 749, изменяющая Регламент радиосвязи в части использования полос радиочастот 790-862 МГц. В частности, использование данной полосы допускалось подвижной радиослужбой. Минкомсвязь России, являясь администрацией связи Российской Федерации, не привела нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствие с международными нормами, сохранив положения Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, не допускающее использование диапазона 790-862 МГц для подвижной службы.

Одновременно, Минкомсвязь России внесла на рассмотрение в ГКРЧ предложения четырех операторов связи (ОАО "Ростелеком", ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом", ОАО "МегаФон") о выделении частот в диапазоне 790-862 МГц на конкурсной основе для 4-х операторов для оказания услуг сотовой связи в стандарте LTE.

Предложения ЗАО "МетроТелКазань". ЗАО "Нижегородский телефон", ЗАО "Кодотел" о разрешении им рефарминга на выделенных частотах для развертывания сетей LTE на основании принципов технологической нейтральности, а также предложения других операторов о выделении иных частот для LTE (в частности, 1800 МГц), Минкомсвязью России для рассмотрения ГКРЧ представлены не были.

ФАС России пришел к выводу, что оставление предложений о готовности осуществления опытной эксплуатации технических средств стандарта LTE ЗАО "МетроТелКазань", ЗАО "Нижегородский телефон", ЗАО "Кодотел" без рассмотрения ГКРЧ создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности указанными хозяйствующими субъектами, так как исключает их участие в определении условий дальнейшего использования полос радиочастот, в том числе ранее изъятых у ЗАО "МетроТелКазань", ЗАО "Нижегородский телефон", ЗАО "Кодотел", для оказания услуг связи по технологии LTE."

Завершается всё это словами (цитата): "Минкомсвязи России выдано предписание о прекращении и устранении нарушения антимонопольного законодательства". Выдано и ... лежит себе.

Когда-то маленькое послабление Минкомсвязи, "любящего" только GSM (и CDMA-450), позволило начать работу в России оператору Tele2. А появившиеся в свое время операторы CDMA-800 усилили конкуренцию - их услуги, в первую очередь, оценили предприниматели, особенно за безлимитные тарифные планы и не за "бешеные бабки", как у GSM-операторов. Тогда ФАС тоже защищало, в суды подавало, но итог - все сети CDMA-800 выключены, а цифровое телевидение (причина "гонений") в стране будет развернуто к 2015 году. Хотя поправлюсь, это был не ФАС. В те времена, это был орган с более высоким статусом, аж "министерство" - Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

В этот же раз отраслевые ведомства проигнорировали как интересы локальных операторов, отказавшись от формирования региональных LTE-лотов, так и проигнорировало прошлогоднее предписание ФАС. Классическое "жесткость законов компенсируется их неисполнением"? Пресечение-то не только отсутствует, а, наоборот, условия проходящего конкурса максимально "заточены". Кроме этого, обсуждается вопрос - как уменьшить оплату операторами-победителями этих частот, хотя основное целевое назначение этих денег - проведение конверсии частот. Похоже "хвостик" в названии антимонопольного органа - "про поддержку предпринимательства" не случайно пропал...

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/22313/fas-konkurentsiya-lte.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться