vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Пути развития провайдинга в Московской области 17

Дата публикации: 01.12.2011
Количество просмотров: 6320
Автор:

Сразу оговорюсь, что данная статья не ставит целью объять необъятное и дать точный прогноз развития интернета в моих родных палестинах. Это всего лишь взгляд рядового работника телеком-отрасли на будущее оной в Московской области в попытке предугадать тенденции развития. Анализировал свой родной регион, но думаю, что в других будет то же самое, только с временным сдвигом, обусловленным менее благоприятной экономической обстановкой.

В отличие от столицы нашей Родины, где проникновение достигло-таки самой высокой цифры, в каждом доме поселилось с десяток провайдеров, а при одном упоминании о новом провайдере жильцам делается плохо, в области «самое интересное» ещё впереди. Основные отличия очевидны: большая площадь, менее «продвинутое» население, различная социальная обстановка, разные правила игры в разных муниципальных образованиях и, конечно же, частный сектор. Вследствие этого у Подмосковья свой собственный путь развития, значительно отличающийся от столицы. Обобщив свой и опыт соседей-конкурентов, стали видны следующие тенденции:

1. Ковровое покрытие городов и исчерпание абонентской базы

По некоторым данным, проникновение услуг интернета в подмосковных городах достигло 50-70% (конечно же, зависит от удалённости от МКАДа) и в ближайшие год-два провайдеры доберут оставшихся клиентов, выйдя на уровень максимального проникновения для данного времени. Дальнейшее увеличение абонентской базы будет происходить лишь за счёт новостроек и естественной смены поколений. В связи с этим, если раньше жители двух- и трёхэтажек буквально умоляли прийти в их дом хоть какого-то проводного провайдера (от нацчемпиона они постоянно слышали «нет свободных пар»), то теперь даже ради трёх клиентов провайдер тянет оптику в самые глухие и асоциальные райончики. Да, этого не делают «особо дальновидные», но в принципе, больше ничего и не остаётся. Количество провайдеров на квадратный метр в многоэтажках будет расти, в маленьких же домах есть возможность закрепиться, подключив всех, кто этого желает, и обломав менее скоростного конкурента. Кроме того, это данная мера позволяет создать некую подушку безопасности от больших монстров типа «Билайна», который даже не подозревает, что в таких домах тоже живут люди.

2. Приход большого оператора

Наверное, только ленивый не знает о региональной экспансии «Билайна», но к моему удивлению, многие не знают об этом. Впечатляет, не правда ли? Во время неофициального разговора с сотрудниками «Пчёлки» были озвучены дальнейшие планы компании на область: все областные города и посёлки с населением от 10 тыс. Не знаю, насколько это достоверно, но пока остановки не планируется. Деньги, конечно, в это вбухаются страшные. Коллеги, к которым уже пришли эти ребята, знают, что бумажные листовки можно грузить вагонами, чтобы на следующий день вывезти уже два.

Остались в прошлом времена, когда Корбина строилась на релейках, получив при определённом числе пользователей головную боль с загруженным каналом. Теперь девиз фирмы «только оптика в город», правда, отдалённые районы так и остаются висеть на релейках. Почему акцент сделан на Билайне, ведь в ближнем подмосковье работают практически все большие столичные провайдеры? Всё просто – эти большие провайдеры не собираются выходить дальше 15-20 км от МКАДа, несмотря на все громкие заявления. Просто потому, что не представляют себе, как это будет выглядеть (к слову, Билайн тоже не представляет, но очень старается).

Как же к этому относиться местным и получится ли «погнать городских»? Можно по-разному, но факт отрицать нельзя – когда к нам понаехали с Москвы, жить стало гораздо веселее. Достойно выдержать удар получилось у единиц, остальные потеряли десятки процентов абонбазы. Как бороться? На этот вопрос каждый должен ответить сам, общий же совет был дан давно: использовать свои местные конкурентные преимущества.

3. Продажа и уход со сцены оставшихся «пионеров» и маленьких конторок

Да, они есть. Да, они живы. Конечно же, не в крупных городах, а в посёлочках и деревнях. Более того – есть и те, кто только начинает! Но судьба у них одна – или продажа средним местным или разорение (т.к. крупняк о них слышать не хочет и ходить предлагать ему себя нет смысла) опять же в течение 2-х лет. Под «маленькими конторками» я подразумеваю фирмы с числом абонентов ниже 1-1,5 тыс. Время для экспериментов ушло. Сейчас, чтобы выдержать конкурентную борьбу, нужны деньги, которых у них просто нет.

4. Каблирование посёлков и деревень

Вытекает из пунктов 1 и 2. Незаслуженно забытые средними, неоцененные крупными, отданные на откуп людям из п.3, они сейчас могут принести клиентов в несколько раз больше за те же деньги, потраченные в городе. В городах закаблированы последние дома и взор операторов обратился на районы. Несмотря на трудности с каналом (оптика рентабельна только в крупные населённые пункты), с некоторой депрессивностью, операторы будут идти в районы, т.к. другого выхода у них, по сути, нет. Опять же, это та самая подушка безопасности, резервный фонд от проблем, описанных в пункте 2.

5. Выход за пределы родных районов

Одна из самых интересных тем, до начала которой осталось не так уж и много. Что будут делать операторы, когда родной город будет сделан полностью, а в районе даже на отдельные многоэтажки будет радиоканал? Они пойдут к соседям. Исторически сложилось так, что провайдеры из одного района лезли в другой ну очень редко, но ничто не вечно под луной. И если в Москве это уже стало само собой разумеющимся, то в области, когда к тебе приходят соседи (далеко не чаю вместе попить), это событие.

6. Каблирование частного сектора

На него не облизывается только ленивый. В частном секторе живёт до четверти жителей города и до половины населения района и очень многие страстно желают интернет, с которым, как говорилось в одном фильме, «в стране напряжёнка».

Сейчас за право стать доминирующим видом доступа для частников борются три технологии – радиодоступ, FTTH (отдельно волокно в дом) и GePON.

Дни радиодоступа сочтены и это уже становится очевидным даже тем, кто в него вложился.

Во-первых, поджимает Мегафон со своим 3G-интернетом. Совсем недавно он ввёл новые безлимитные опции, предложив то, что предлагал «Домолинк» в 2006 году, только скорость до исчерпания трафика составляет не 128, 256 или 512 кбит/с, как в те славные времена, а сколько в данный момент тянет БС. Людям, которым интернет нужен для общения, этого более чем достаточно.

Во-вторых, идёт давление со стороны оптики. Люди становятся богаче, жить становится веселее, без нормального интернета уже сложно. Подключение по радиоканалу стоит 5-10 тыс., по оптике – 10-20 тыс. в зависимости от удалённости. Лучше один раз потратиться на оптику и получить свои стабильные 10-50 Мбит, чем мучиться с 1 и дисконнектами.

Таким образом, останутся лишь двое – FTTH и GePON. На стороне FTTH – простота и скорость развёртывания, возможность вкладывания денег частями. На стороне GePON – малые габариты станционного устройства и возможность протягивать кабель малой волоконности (в теории достаточно всего одного волокна) в территориально разнесённые группы частных домов, подавая сигнал с одного узла.

Что победит? Я ставлю на xPON, всё же его достоинства очевидны. Единственное, что ему мешает начать победоносное наступление, – очень высокая цена входного билета.

В статье намеренно были оставлены в стороне все остальные вопросы по поводу сервисов, а рассмотрена лишь «трубность», как основная статья доходов провайдеров на данный момент.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/news/newsline/21441/puti-razvitiya-provaydinga-v-moskovskoy-oblasti.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться