1. Новости
Заметки пользователей
27.04.2011 14:02
6512
1
27.04.2011 14:02
PDF
6512
1

Спортивное программирование

Автор: Алексей

Что такое чемпионат Урала по спортивному программированию? В Екатеринбург ежегодно съезжаются десятки студенческих команд со всей России (от Москвы и Саратова до Новосибирска) и выясняют, кто же из них лучше программирует. Команда из трёх человек получает в распоряжении один компьютер, десять сложных задач и пять часов времени на их решение. Команда, решившая больше всех задач, получает призы, кубок и уважение.

В прошлые годы чемпионат проходил в уютных стенах Уральского государственного университета, а команды решали задачи прямо в тесных учебных аудиториях. Конечно, спортивной составляющей тут не хватало. Представьте себе, что на Олимпиаде спортсмены бегали бы стометровку поодиночке. Поэтому 2011 году решили впервые провести чемпионат в огромном общем зале – прямо на арене спорткомплекса «Изумруд».

Сказано – сделано. Одна проблема – нужно «всего лишь» подготовить место проведения соревнований: привезти компьютеры, столы, стулья, провести прямо на спортплощадку гирлянды с розетками. Ах да, ещё нужно объединить все компьютеры в локальную сеть, чтобы участники могли сдавать жюри на проверку свои решения прямо во время соревнования. Тут была проблема – организаторов пускали на арену только в 10 часов вечера, а соревнование начиналось уже в 9 утра на следующий день . Одним словом, намечалась бессонная ночь.

На монтаж рабочих мест удалось собрать волонтёров из УрГУ, а сеть мужественно согласились тянуть пятеро ребят из клуба «Хакердом» в УрГУ. Последние, увидев в 10 вечера пустую спортплощадку заявили, что пока все 50 рабочих мест не будут полностью оборудованы, делать им тут нечего, и ушли гулять по ночному Екатеринбургу. Мощь студентов, которым пообещали за работу пиццу, они явно недооценили – через полтора часа все 800 квадратных метров были застелены линолеумом, на котором стояли 60 собранных столов и 180 стульев. На столах компьютеры и ноутбуки моргали лампочками – электричество также уже провели.

Спортивное программированиеСпортивное программирование

К полуночи сетевики вернулись в «Изумруд» очень хмурыми – по-видимому, они не собирались так рано покидать какой-то из местных баров. Впрочем, увидев коробки с оборудованием, они резко обрадовались – ждали их стопки свеженьких 24-портовых коммутаторов SNR и их любимых 8-портовых «цисок». Работа пошла как по маслу: 3 ряда по 20 машин в каждом – отлично, в центр каждого ряда положим по большому коммутатору, а по бокам – две циски. Подключим машины к сети заготовленными патчкордами. Пустим 60-метровый кабель на балкон на втором этаже – там в каморке будет комната жюри. Сурово для скорости приклеим его к стенам и полу на скотч. В комнате жюри поставим ещё один коммутатор SNR – пусть жюри цепляются к нему. Наконец, сведём кабели с трёх рядов вместе в дальнем конце зала. Поставим туда ноутбук, поднимем под виртуалкой DHCP-сервер. Пара часов – и всё готово!

Неприятностей возникло только две. Во-первых, сетевики с кулаками бежали к коробке с патчкордами, чтобы успеть схватить короткие 5-метровые патчкорды. Их не хватило, и пришлось переходить на 20-метровые - в итоге к линолеуму были наспех приклеены на скотч метры наполовину размотанных кабелей. Вторая проблема была серьёзней. По правилам, участники не могут выходить в интернет – вдруг они станут обмениваться решениями задач или, ещё хуже, спрашивать подсказки у друзей или тренеров по электронной почте. В ночном клубе неподалёку стояла Wi-Fi точка с открытым доступом. 60 ноутбуков сразу же подцепились к ней и начали скачивать обновления для Windows. Точка быстро легла под такой нагрузкой, но периодически о себе напоминала – ребятам все-таки удалось скачать немного драйверов и посидеть Вконтакте. Сетевики вспомнили о названии клуба «Хакердом» и начали один за другим предлагать весёлые способы эту точку сломать. Но в итоге сошлись на брутальном как никогда уральском способе – отключить WLAN в BIOS и запаролить его. Три часа ночи. Можно идти спать.

Рано утром соревнования начались по плану – админ только прохаживался по залу, болел за уральские команды и поглядывал за моргающими лампочками на коммутаторах – всё было хорошо. Настолько, что на второй день соревнований, админа никто не позвал – пусть отсыпается. Войдя утром на второй день в зал, дежурные ахнули и занервничали – ноутбуки на ночь заперли в кладовке. Нужно их быстро притащить обратно, подключить к электросети, воткнуть в них сетевой кабель. Ребята обнаружили в кладовке под грудой проводов и ноутбук с DHCP-сервером. Воткнули кабель и в него, вошли в систему. До начала соревнований оставалось 5 минут, участники томились перед входом в ожидании… На ноутбуке запустили VirtualBox, нажали кнопку Start. 10 секунд ожидания, и по компьютерам начали растекаться IP-шники. Второй тур прошёл так же гладко, как и первый.

В чемпионате приняли участие 49 команд со всей России. В Екатеринбург съехались студенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Ижевска, Казани, Майкопа, Новосибирска, Перми, Саратова, Тюмени и других городов. В рамках чемпионата прошли турнир игровых стратегий и чемпионат по правилам ACM ICPC.

Спортивное программированиеСпортивное программирование

Для организации локальной сети было использовано следующее оборудование: коммутаторы SNR-S2960-24G и Cisco Catalyst WS-C2940-8TT-S

Спортивное программированиеСпортивное программирование

Победителем соревнований по правилам ACM ICPC стала команда Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Василий Астахов, Илья Корнаков и Аким Кумок, тренер команды - Антон Панкратьев. В игровом туре победу одержала команда Уфимского государственного авиационного технического университета: Виталий Бормотов, Пётр Лежанкин, Артём Рипатти, тренер - Фридлянд Александр Михайлович.

1 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Что такое чемпионат Урала по спортивному программированию? В Екатеринбург ежегодно съезжаются десятки студенческих команд со всей России (от Москвы и Саратова до Новосибирска) и выясняют, кто же из них лучше программирует. Команда из трёх человек получает в распоряжении один компьютер, десять сложных задач и пять часов времени на их решение. Команда, решившая больше всех задач, получает призы, кубок и уважение.

 

Полный текст