Вчера, в день объявления итогов компании "ВымпелКом" за 2010 год мне позвонили с радио "Коммерсант FM" и попросили прокомментировать те цифры, которые Александр Изосимов выдал "в прямой эфир" с помощью телемоста. Пришлось вежливо отказаться, поскольку они требовали вдумчивого изучения. Закопавшись в 36 страниц официальной отчетности я порадовался, что "ВымпелКом" компания биржевая, а, следовательно, обязана обнародовать результаты своей деятельности максимально подробным образом. Итак, давайте сравнивать. :)
В основном нам будет интересен, конечно, фиксированный бизнес и мобильная передача данных, а за объект для сравнения мы возьмем "МегаФон" - все-таки эта компания серьезно потрепала "ВымпелКом" в конкурентной борьбе и на форсаже обошла "Билайн" оттеснив с третьего места. По этому поводу даже ходит шутка, что третье место у "ВымпелКома" в "Большой тройке" из-за того, что там их всего три и падать дальше некуда. :) Но это только шутка - посмотрим как дела обстоят в цифрах, см. Таблицу №1.
Таблица №1. Основные консолидированные финансовые показатели по российскому бизнесу (млн. руб.)
Три месяца
|
Год |
|||||||
4кв. 2010 |
4кв. 2009 |
4кв. 2010/ 4кв. 2009 |
3кв. 2010 |
4кв. 2010/ 3кв. 2010 |
2010 |
2009 |
2010/ 2009 |
|
Выручка – МегаФон |
58 991 |
48 345 |
22,0% |
57 566 |
2,5% |
215 515 |
181 883 |
18,5% |
Выручка - БиЛайн |
64 552 |
58 819 |
9,7% |
64 284 |
0,4% |
247 923 |
235 438 |
5,3% |
Мобильный бизнес - МегаФон |
55 596 |
48 139 |
15,5% |
54 618 |
1,8% |
207 862 |
181 209 |
14,7% |
Мобильный бизнес - БиЛайн |
53 828 |
48 921 |
10,0% |
53 804 |
0,0% |
207 338 |
194 936 |
6,4% |
Выручка от передачи данных - МегаФон |
6 230 |
3 436 |
81,3% |
5 144 |
21,1% |
19 967 |
10 794 |
85,0% |
Выручка от передачи данных – БиЛайн |
3 619 |
3 011 |
20,2% |
3 196 |
13,2% |
13 021 |
10 464 |
24,4% |
Фиксированный бизнес - МегаФон |
3 395 |
206 |
— |
2 948 |
15,2% |
7 653 |
674 |
— |
Фиксированный бизнес - БиЛайн |
10 724 |
9 898 |
8,3% |
10 480 |
2,3% |
40 585 |
40 502 |
0,2% |
Итак, интересные данные для анализа. Выручка у «ВымпелКом» по-прежнему выше, чем у «МегаФон», но ее изменения от квартала к кварталу почти нет – увеличение всего на 0,4% это практически топтание на месте. И оно – у «ВымпелКома». По итогам года зазор существенно меняется – если по итогам 2009 года он составлял 53 млрд. руб., то в 2010м оно составляет 32 млрд. руб. Здесь «ВымпелКом» явно недорабатывает – боюсь, результаты полугодия 2011 года будут еще более удручающими. Причем, смотрим на рост этой самой выручки – «МегаФон» работает успешнее «ВымпелКома» более чем в три раза.
А вот в мобильном бизнесе «МегаФон» побеждает, пусть и с минимальным перевесом. В общем, не было бы «Голдена» у «ВымпелКома», все было бы куда как печальнее. Хотя, это как посмотреть – не купи «Голден» несколько лет назад, может были бы деньги и боевой задор для строительства сетей 3G. А так – провал. Ждем массовых казней Но все-таки посмотрим на цифры – на 1,7 млрд. руб. «Мега» опережает «ВымпелКом» по итогам 4 квартала 2010 года: сказывается вал новогодних продаж. А по итогам года у них практически паритет с еще более минимальным успехом «МегаФон» - 524 млн. руб. для таких больших величин не так уж и значимы. Хотя, темпы роста мобильного бизнеса у «МегаФон» опять выше конкурента – больше чем в два раза. Интересно, насколько хватит этого боевого задора.
Ну а вот выручка от передачи данных крайне хорошо демонстрирует «успешность» управленческих решений «ВымпелКом» в прошлом: его обходят практически с двухкратным превосходством в деньгах и трехкратным в результатах роста. Вот это уже чистая победа.
Сравнивать фиксированный бизнес мы, конечно, не будем – все-таки «Синтерра» и «Голден Телеком» компании разного порядка. Тем более, что консолидировать результаты свежеприкупленного ШПД актива в «МегаФон» стали только с июня 2010 года. Но тенденция «ВымпелКома» и здесь настораживает – посмотрите на рост дохода – 0,2%! Я сначала думал, что это шутка, оказалось все верно, никакой ошибки. То есть за год сотрудники оператора связи, по большому счету, ничего не делали для движения вперед. Только удержание текущего плацдарма и позиционная война. Чем это заканчивается, мы отлично знаем – регрессом. Кстати, в бизнес-сегменте «ВымпелКома» это уже началось – за год потеряно 10,1% выручки, учитывая тот факт, что «корпоративы» обычно очень медленно меняют проверенных операторов связи. Здесь, видимо, достало или цены были сбиты из принципа «только чтобы не ушли»: видимо, конкурировать с качеством уже получается с трудом. А ценовой демпинг – это, обычно, путь в никуда.
Кстати, с абонентами компании тоже не повезло. По мнению г-на Изосимова рост на 2,2% всей абонентской базы по мобильному сегменту компании позволил ей обслуживать в России по итогам года 52 млн. клиентов - вроде как "абсолютный рекорд". Но у "МегаФона" в тот же момент было 56,6 млн. клиентов: там явно поработали лучше. В столице, правда, у "ВымпелКома" пока явный перевес - 12,1 млн. абонентов против 8,1 млн. у столичного филиала "МегаФон". Но и здесь паритет не за горами? Кстати, ARPU мобильного сегмента за год увеличился только на 2,7% до 328 руб. в месяц - вообще-то это в несколько раз ниже инфляции.
Чуть лучше ситуация с пользователями фиксированного ШПД - таких клиентов у компании, кстати, 1,3 млн. человек по итогам 2010 года, это рост на 39,9%. Только вот ARPU пользователей FTTB и вообще рухнуло на 6,8% достигнув 368 руб. в месяц – причем, для многих туда «вбито» еще и IPTV.
По сути, в компании идет «ломка» без сильной управляющей руки – текущий генеральный директор Елена Шматова, видимо, ситуацию выправить не в состоянии. При этом, Главный управляющий директор Vimpelcom Ltd Александр Изосимов говорит о том, что «Компания показала хорошие результаты в 2010 год». Понятно, что он полностью поглощен сделкой с Wind Telecom и уже видит свое имя, вписанное золотыми буквами в летопись российского телекоммуникационного рынка. Но в российском подразделении компании дела от этого лучше не становятся. Здесь нужна тотальная смена курса – пока что компания летит вперед по инерции.
Материал:
Вчера, в день объявления итогов компании "ВымпелКом" за 2010 год мне позвонили с радио "Коммерсант FM" и попросили прокомментировать те цифры, которые Александр Изосимов выдал "в прямой эфир" с помощью телемоста. Пришлось вежливо отказаться, поскольку они требовали вдумчивого изучения. Закопавшись в 36 страниц официальной отчетности я порадовался, что "ВымпелКом" компания биржевая, а, следовательно, обязана обнародовать результаты своей деятельности максимально подробным образом. Итак, давайте сравнивать. :)
Полный текст
Случай Билайна это когда 1 + 1 = 0,9 Синергия йопт!
В мобильном бизнесе прекратили расширять сеть для функционирования базовой услуги - звонки GSM, поклали огромный болт на 3G.
В фиксированном бизнесе переводили абонентов на новый биллинг, ребрендинг делали. Остановили капитальные инвестиции в новые объекты.
В обоих случаях разогнали лучших людей, а те кто остался получили стимул сконцентрироваться на откатах и хищениях через подставные конторы.
А первопричина в том, что из-за непомерных амбиций компания влезла в огромные долги при покупки Голдена. Самое смешное что история повторяется уже как фарс в виде слияния с Wind. Амбици выросли, долги вырастут еще более, а проворачивать дела будут все те же личности.