1. Новости
Заметки пользователей
18.10.2010 17:18
12160
25
18.10.2010 17:18
PDF
12160
25

Дикий-дикий телеком

Автор: Роман А

Удивительно!
В век высоких технологий и как бы свободного рынка телекоммуникационные компании практически не умеют или не хотят договариваться и взаимно-полезно сосуществовать.

Около крупного гипермаркета в моем родном городе торчит три вышки сотовой связи. Чьи на них висят антенны не знаю, но догадаться не трудно. Аналогичная картина вдоль основных автотрасс. Периодически попадаются стоящие кучками мачты. Здесь одна, чуть поодаль вторая, там, за посадкой - третья.

А если пройти по центральным улицам города и поднять глаза на троллейбусные (или световые) опоры - то мы увидим пучки оптических кабелей. Чем дальше, тем больше опоры напоминают китайские фотографии из "ужастиков NAG.RU". На центральных улицах уже висит по 10-15 оптических кабелей всех мастей. Каждый городской оператор связи, от мала до велика, тянет собственную оптику. Причем, зачастую, в 16-ти волоконном кабеле задействовано всего 3-4 волокна. Огромные пучки кабеля портят вид города, кабельная инфраструктура требует огромных денег на обслуживание и поддержание. А когда ветхий столб не выдерживает нагрузки и падает, связь в районе пропадает сразу у всех операторов, не озаботившихся автоматическим резервированием своих линий связи.

В то же время, рентабельность телеком-бизнеса медленно, но верно снижается. Падают тарифы на услуги, народ постепенно убегает с телефонной связи на IP-телефонию. Тарифы для "дойных коров" (юрлиц) тоже падают неуклонно. А стоимость содержания инфраструктуры растет. Растут тарифы на подвеску кабеля, стоимость монтажных работ. В таких условиях оптимальным выходом было бы начинать использовать инфраструктуру совместно.

А телеком-операторы никак не хотят учиться договариваться друг с другом. Казалось бы - один кабель на троих позволит существенно сократить издержки и на строительство, и на обслуживание оптики.

Ведь подвесить один 48-ми волоконный кабель, все-таки, дешевле, чем шесть восьмиволоконных. Да и содержать одну ремонтную бригаду на пятерых куда дешевле, чем по одной на каждого. И аварийного запаса кабеля меньше нужно (а заодно - меньше помещений для их хранения). И волокнами можно более гибко оперировать. Кому-то нужно два волокна, кому-то - десять. Меньше темных волокон, эффективнее вложения средств. Опять же, один комплект разрешительной документации и договоров.

Да и у сотовиков аналогично. На развертывании базовых станций, особенно в малонаселенных районах можно было бы неплохо экономить, если вешать антенны не на три-четыре отдельных мачты единолично, а на одну сообща. А общим может быть не только мачтовое хозяйство, но и транспортная сеть. Для связи с внешним миром всем сотовым операторам вполне хватит единственного радиорелейного канала. Т.е. строительство сотовых сетей может идти в три раза быстрее, если операторы договорятся строить сети вместе, этаким "кооперативом". Один строит мачту и трансмиссию в Гадюкино, второй - в Пендюевке, третий - в Голопузово. Красота. А главное - как выгодно! И примеры подобного "колхоза" уже есть - например кооперация "Tele2" и "Telenor" при построении сети LTE в Швеции, где половину страны "застраивал" один оператор, а вторую половину - второй. Построенная сеть будет использоваться совместно, а затраты на строительство сократились на 40-50%.

Но мы (пока) живем в век телекоммуникационной "феодальной раздробленности", где какие-то неведомые соображения заставляют операторов держаться друг от друга подальше. И если сотовики с их инвестициями еще могут себе позволить подобную независимость, то для мелких провайдеров, балансирующих на грани рентабельности подобная "независимость" - просто дичь, которая постепенно ведет к их вымиранию.

Вероятной следующей ступенью развития телеком-отрасли мне видится появление компаний, бизнесом которых станет строительство, обслуживание и сдача в аренду телекоммуникационной инфраструктуры в городах - оптических волокон, опор для подвески кабелей, кабельной канализации и мачт для установки базовых станций. Если такое звено, позволяющее экономить на инфраструктуре, не появится, мелких операторов ожидает агония и медленная смерть.

25 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

В век высоких технологий и как бы свободного рынка телекоммуникационные компании практически не умеют или не хотят договариваться и взаимно-полезно сосуществовать.

 

Около крупного гипермаркета в моем родном городе торчит три вышки сотовой связи. Чьи на них висят антенны не знаю, но догадаться не трудно. Аналогичная картина вдоль основных автотрасс. Периодически попадаются стоящие кучками мачты. Здесь одна, чуть поодаль вторая, там, за посадкой - третья.

 

Полный текст

Гость GIA
Гость GIA

В Беларуси сотовым операторам как-то в приказном порядке дали задание срочно опутать связью незадействованные районы. Построить вышки оба основных оператора не успевали ни по деньгам, ни по времени. Договорились повесить антенны на вышки конкурента. Хозяин повыше, "арендатор" пониже. Потому каждому пришлось срочно строить только половину вышек, от необходимых.

Гость Alex
Гость Alex

Автор не в теме.

1. Сотовики по мачтам давно уже договориваются между собой, особенно в труднодоступных районах, более того, и по использованию транспортных сетей также.

2. Один кабель на всех - на первый взгляд - неплохо, но только если это однажды построенная сеть, без развития, модернизации и т.д. Но это не бывает. А вот в случае, если от висящего толстого кабеля, напрмер, на 96 ОВ, потребуется одному из операторов отвод сделать - то сколько по длительности займет такая сварака, и всем остальным сколько простаиавать без связи?

Роман А
Роман А
Автор не в теме.

1. Сотовики по мачтам давно уже договориваются между собой, особенно в труднодоступных районах, более того, и по использованию транспортных сетей также.

Возможно. Текст основан на личных наблюдениях в пределах города и основных трасс.

 

2. Один кабель на всех - на первый взгляд - неплохо, но только если это однажды построенная сеть, без развития, модернизации и т.д. Но это не бывает. А вот в случае, если от висящего толстого кабеля, напрмер, на 96 ОВ, потребуется одному из операторов отвод сделать - то сколько по длительности займет такая сварака, и всем остальным сколько простаиавать без связи?

Ну, давайте размышлять.

Оставить на этом кабеле эксплуатационные запасы через каждые 100 метров, думаю, не проблема? Если на кабеле есть эксплуатационный запас, то для вварки отвода не потребуется резать весь кабель. Достаточно резать только нужный модуль.

 

А по поводу модернизации и развития - то предложенная схема как раз развитие облегчает. Ибо оператору не нужно держаться за существующий кабель, который и пользы не приносит и бросить жалко. Надо больше волокон? Да пожалуйста - заключил дополнительное соглашение, получил волокна. Не надо тянуть второй кабель или менять существующий. Не нужны волокна на этой улице, а нужны на соседней? Пожалуйста!

[S]
[S]

Насчет сотовиков - обмен существует, видимо с незапамятных времен конкуренции не давали проходу друг другу, но сейчас ситуация изменилась: общие энерговводы, мачты и каналы.

 

А вот насчет оптики всё-таки не так однозначно. Ведь ВОК нужно оконечить кроссом, не модулями же выводить в свой антивандальный ящик.. да-да, нужно как-то разграничить доступ, ведь разговор идет не о партнерах в конечном итоге, а о конкурентах. Если же возникает мысль ограничить мега кроссом, потом патчевать по ящикам, то тоже отметайте идею: а) затухание (критичные к затуханиям линки) б) единый владелец или распределенное владение для перекроссировки (читай - конкуренты).

 

Далее, если выделять каждые 100 метров технологическими запаса (оптическая и физическая длина кабеля резко возрастает, если примем запас 30 м. = +300м\1км.), тогда счет идет не волокнами, а модулями. Модули не всегда по 4 волокна, есть и по 6, в зависимости от типа кабеля, соответственно, да, дешевле, но по-моему "геморрой" не уменьшается, а увеличивается ("упс, не тот модуль рубанули!").

 

Моё IMHO: идея "свежа" только с первого обывательского взгляда и не сможет выжить в реальной практике.

Роман А
Роман А

А вот насчет оптики всё-таки не так однозначно. Ведь ВОК нужно оконечить кроссом, не модулями же выводить в свой антивандальный ящик..

Речь, в первую очередь, идет не о кабеле, болтающемся по крышам, а о магистралях уровня район-район или улица-улица. 96-волоконный кабель, висящий вдоль улицы, закончится отнюдь не в одном здании 96-портовым кроссом. Один оператор на 7-м километре кабеля сделал отвод 8-ми волоконным кабелем и оконечил его кроссом на заводе "Голопузовский цветметтрубопрокат". Другой - на 9-м километре отвел 4-ре волокна в здание Гадюкинской районной администрации. Третьим клиентом стал банк, который арендовал 2 волокна с 8-го по 12 километр чтобы соединить операционную кассу в здании сельсовета с центральным офисом на улице Пупкина.

 

Далее, если выделять каждые 100 метров технологическими запаса (оптическая и физическая длина кабеля резко возрастает, если примем запас 30 м. = +300м\1км.), тогда счет идет не волокнами, а модулями. Модули не всегда по 4 волокна, есть и по 6, в зависимости от типа кабеля, соответственно, да, дешевле, но по-моему "геморрой" не уменьшается, а увеличивается ("упс, не тот модуль рубанули!").

Ну, извините, я не предлагаю вешать бесхозный кабель на всеобщее "юзанье". Есть некая "Пендюевская инфраструктурная компания", которая построила по всему городу оптику по 96 волокон и она же занимается её обслуживанием, ведет эксплуатационную документацию. Она же проектирует схемы разварки, она же варит, она же контролирует. Разрежет не тот модуль - будет отвечать деньгами.

 

Моё IMHO: идея "свежа" только с первого обывательского взгляда и не сможет выжить в реальной практике.

Ну я не совсем обыватель, работаю в сфере телекома. Идея родилась именно в рабочих муках.

zoro
zoro

Есть такое слово-политика... А вообще любые операторы хотят своей автономности... если есть хоть малейший намек на то что это направление будет хорошо востребовано, любой оператор поставит свою вышку, или протянет свой кабель... за редким исключением это беспроводные и наземные операторы- там взаимосвязь очень продуктивная ТТК трет с билайном, Мегафон с РТ, и при этом-же купил синтерру для своих нужд. А как оказалось синтерра сама сидит в ЮТКшной канализации и даже в одних волокнах...

LiuPing
LiuPing

История немного в тему. Я пользуюсь обычно одной и той же службой такси, вызывая ее по одному и тому же номеру телефона. Я знаю что многие службы работают совместно, причина понятна - экономия на диспетчерах, помещениях, эффективное использование автомобилей и т.п. Т.е. именно так как Вы и написали про операторов. Недавно при звонке я заметил что обслуживание изменилось - IVR совсем не стало. Уже в машине спросил у таксиста про причину. Он ответил, что они вышли из прежнего содружества и теперь сами все делают, а причина простая (с его слов) предыдущие диспетчера "козлили" подкидывая лучшую работу своим родным такси. Думаю что в телекоме тоже самое - все конкуренты, кто-то друг друга не любит, кто-то кого-то обидел, кто-то клиента толстого увел, а если нет доверия то совместная деятельность возможно только при больших деньгах экономии или по принуждению. Наверное экономия на кабеле, бригаде и т.п. недостаточна большая.

Роман А
Роман А
Есть такое слово-политика... А вообще любые операторы хотят своей автономности...

Ну, если так рассуждать - то зачем брать интернет у магистралов? Давайте все свою оптику до М9 протянем. Будет 100%-я автономность.

 

Политика-политикой, а некоторые (мелкие в основном) операторы уже дышат на ладан. И не могут развиваться, потому что денег на развитие банально не хватает. И скоро придет время прекращать думать о политике и искать пути снижения издержек.

Гость lomal
Гость lomal

Всё-таки независимость - очень важный фактор. Но и гирлянд на улице не хочется.

БОЛЬШЕ МАТЕРИЛОВ ПО ТЕМЕ
Положительный клиентский опыт
Есть у одного из сотовых операторов "большой тройки" такая замечательная мантра для воспитания персонала - "положительный клиентский опыт". Что это такое? Вкратце - опыт использования услуг, оставивший хорошие впечатления, который мотивирует клиента использовать услуги снова и снова. Термин этот, полагаю, придумали маркетологи и использует компания его теперь для того, чтобы научить своих сотрудников так лизать задницу клиентам, чтобы они пользовались услугами, и посильнее.
08.10.2010 12:13
21679
44
Вертолетный монтаж башни для БС
Сотовая связь для пользователя - это хорошее качество соединения не только в городе, но и в каждой конкретной деревне, селе или районном центре. Причем, для оператора связи такие базовые станции, "разбросанные" по регионам, вполне выгодны - радиус их эффективной работы гораздо больше, чем в городе (в среднем, 5-6 км по сравнению с 400-500 м), а абоненты чаще работают не только с голосовыми вызовами, но и с мобильным интернетом, доступ к которому по фиксированным каналам ШПД в регионах пока все-таки затруднен. Опять же, вероятность "заполучить" клиента с внутресетевым роумингом тоже велика. Именно поэтому, БС и 2-2,5G и 3G операторы строят достаточно активно много лет подряд
22.09.2010 11:28
33032
21
В Костромской и Ярославской областях обрушились вышки сотовой связи
На прошлой неделе, 12 июня 2010 года, в деревне Сорож (Судиславский р-н, Костромская обл.) упала вышка (высотой 50 метров), принадлежащая сотовому оператору МТС. Конструкция не выдержала после того, как оказалась в самом эпицентре смерча.
16.06.2010 12:16
18642
10