1. Новости
Заметки пользователей
10.08.2009 22:51
PDF
4064
0

Что случилось с VoIP?

На днях, президент и главный председатель TM Forum*, Кит Виллетс (Keith Willetts), опубликовал в своём блоге на http://tmforum.org статью под названием " Что случилось с VoIP". Предлагаем вашему вниманию авторский перевод этой статьи от Nag.ru

Я не уверен, что вы когда-либо видели "кривую принятия технологии Гартнера" (Gartner’s technology adoption curve), но чтобы было понятно, объясню: это такая модель, с помощью которой мы обрабатываем новинки технологических новшеств. Попросту говоря, это такой график, на котором изображены: "кривая раздутых ожиданий", разумеется, она сопровождается "кривой разочарований", и ещё одна кривая - это "кривая производительности". Система Гартнера - это отличная линза для того чтобы понять что происходит с VoIP (Voice over Internet Protocol).

Впервые, я познакомился с технологией VoIP в середине 90х, а поскольку в то время бизнес в интернете набирал серьёзные обороты, то VoIP стал чем-то вроде призрака каждого руководителя телеком-компании. Причём, почти каждый журналист пытался на этой теме пафосно забить свой гвоздь в гроб телекома. "Кривая раздутых ожиданий", на тот момент, обещала то, что со временем VoIP убьёт телекоммуникационный бизнес, просто оставив его без перспектив.

Ну и что в итоге произошло? Понятно, что тогда все эти предсказания, а также обещания больших перспектив насчёт VoIP были "раздуты". Недавняя статья в Лондонской газете "Times", лишь подтверждает это. В ней напечатана статистика Британского регулятора Ofcom, который заявляет, что процент взрослых граждан пользующихся VoIP за 2008 год упал до 14%, по сравнению с пиковыми 20% в 2006 году.

Я даже больше скажу, совсем недавно ходили слухи о том, что eBay планирует избавиться от своего "гиганта VoIP" Skype, который был приобретён ещё 4 года назад примерно за $2 миллиарда. Вот вам цитата президента Skype: "Это - большой автономный бизнес". По-моему вполне понятная подсказка о том, что будет дальше.

Империя наносит обратный удар

По моему мнению, этот интересный поворот событий был довольно неожидан. Возвращаясь в 90е, когда VoIP рекламировался как огромный прорыв в интернет-технологиях, мы предполагали, что VoIP будет серьёзно востребован, поскольку он нёс в себе перспективу сближения, как межнациональных фирм, так и обычных людей. Но похоже, именно тогда телеком-компании начали забивать гвозди в гроб VoIP, а не наоборот. Как они это делали? Очень просто!

Во-первых, дело тут не совсем в технологиях. Хочу напомнить вам, что все телекоммуникационные компании находятся в постоянном цикле амортизации капитала. А поскольку большинство голосового трафика проходит через платформы, которые уже давно обесценились, то телеком-компании могут за услуги VoIP назначать абсолютно любую стоимость. Потому что кроме мизерных затрат на электроэнергию и обслуживание им, в общем, больше ни на что не надо тратить деньги.

Что касается интернет-провайдеров, то они продолжали вкладывать свои деньги в развитие технологии VoIP. Только вот голосовые провайдеры абсолютно не беспокоились за развитие технологии, а просто поднимали тарифные ставки таким образом, что едва ли цена за звонок по VoIP отличалась от цены за звонок по стационарному телефону.

Следующий мой аргумент - это вопрос качества самой связи, который является по сей день серьёзным недостатком VoIP. Когда вы звоните по стационарному телефону, то вы знайте что ваш "пакетный приоритет" пройдёт по проводам от начала и до конца. Но когда вы звоните по VoIP, ваш звонок попадает в большое облако, где пакетный приоритет вообще отсутствует. Такая технология очень удобна для электронной почты или загрузки видео, но не для общения в реальном времени, поскольку связь идёт с задержкой или вообще может прерываться.

Можно было бы привести ещё несколько примеров, но, думаю на этом можно остановиться. Моя мысль проста: по сути с VoIP никаких ключевых технологических прорывов так и не произошло. Более того, у VoIP абсолютно нет ценового преимущества перед традиционным видом телефонной связи. Пытаясь сэкономить несколько долларов, вы вынуждены жертвовать качеством звука, его задержками, а также своими нервами, когда эта связь внезапно прерывается.

Так что же всё-таки случилось с VoIP?

Мне вспоминается отрывок из теории Дарвина, в котором говорится о том, что динозавры со временем эволюционировали в птиц. Вот я как раз думаю, что тоже самое случилось и с VoIP.

Оцифровка и пакетизация голосового трафика, равно как и видео-трафика или почты, на сегодняшний день повсеместны. В наши дни цифровые магистрали практически всех телеком-компаний основаны на IP и мы по-прежнему зависим от чёткой технологии волокна. И, по-моему, это действительно та последняя миля, где так много несоответствий и где аналоги всё ещё продолжают господствовать.

Большинство мобильного трафика, а также огромное количество трафика со стационарных телефонных линий, по-прежнему перемещаются до места их обработки в цифру в аналоговом формате. И только после всех этих процедур голосовой трафик начинает добираться до другой стороны планеты, чтобы где-то там прозвучать в чьём-то телефоне. Но с VoIP дело обстоит ещё хуже. Тут, помимо оцифровки сигнала, ваш голосовой трафик попадает в общий поток всего интернет-трафика. И если в это время кто из ваших близких что-то качает из сети, то будьте уверены, в лучшем случае, вам обеспечены плохое качество или сильные задержки вашего голосового трафика. Т.е опять для хорошего сеанса связи нужно чем-то жертвовать.

Качество связи - это один из важнейших приоритетов в голосовом трафике, несмотря на то, что кучи всяких экспертов в один голос говорят: "Это всё новая дедушкина парадигма!". Я люблю сравнивать эту ситуацию с той, которая когда-то была с сотовыми телефонами. Вспомните, когда они только появились, качество связи, мягко говоря, было ужасным. Разговоры почти всегда прерывались, а если не прерывались, то вы едва могли расслышать, что там говорит ваш собеседник. Это было действительно ужасно. Но шло время, менялись технологии и подход к ним, и мы получили действительно хорошую связь.

Потребители требовали и получили. Чего не скажешь о голосовой связи через интернет. Просто цена за услуги голосовой связи по-прежнему не соответствует качеству самой услуги.

Меня забавляет также то, что людей не беспокоит качество связи, если эта услуга бесплатная. Это не я так сказал, а Ofcom, согласно статистике которого, 73% Британских граждан в курсе относительно существования сервиса Internet Phone Service, но лишь малая часть из них им иногда пользуется.

Итак, вы наверное подумали, что я секретный противник VoIP и хочу вас настроить против этой технологии? Скажу честно….я огромный поклонник Skype. Система Skype-to-Skype является не только бесплатной, но и даёт абонентам высокое качество связи, что является огромным приоритетом этого сервиса перед многими другими конкурентами (telcos). И я задумываюсь, сколько же eBay сможет заработать с продажи этого бизнеса. Возможно, они в своё время ещё не так много за него заплатили.

Так что же всё-таки случилось с VoIP? Также как и "кривая Гартнера" эта технология жива и здорова. И совсем скоро, после взмаха руки господина Обамы, VoIP появится в миллионах американских домов, а в воздухе тем временем будут витать волны 4G.

Александр Власюк

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи