1. Статьи
  2. обзор
Заметки пользователей
25.02.2012 10:18
PDF
50585
41

Назад в будущее, или рассказ субподрядчика

Междомовые и внутридомовые "провайдерские" сети в России вполне могут вести историю года с 97-го. Именно тогда, в конце XX-го века, первые энтузиасты начали растягивать кабели между окнами, балконами, крышами, запускать их в окна и форточки, ковырять дырки в стенах. Процесс стартовал "с нуля", но занимались тогда ремеслом монтажников честолюбивые и неплохо образованные энтузиасты. Это сказалось, не прошло и пяти-семи лет, и вместо "странных" любительских "поделок" начали строиться сети "почти европейского качества". Оптика до дома или даже подъезда, неплохо оборудованный узел с бесперебойником и разными облегчающими жизнь оператора мелочами, свои стояки между этажами, коммутационные коробки... С учетом все ж не совсем европейских реалий, можно смело сказать - "грех жаловаться". 

Вот только поток фотографий-ужастиков не только не сократился с тех пор, скорее наоборот, он вырос. И достойные всемирного порицания объекты начали возникать уже не в руках самоучек, а у "ведущих игроков рынка". При этом нельзя сказать, что это результат исполнения их сокровенных желаний. Скорее, общая беда. Провайдеры федерального уровня просто физически не могут содержать собственных монтажников во всех городах. Это экономическая утопия. А ездить по стране "за стройкой", желающих тем более не найти. 

Поэтому от рук отцов-основателей и специалистов дело строительства сетей постепенно перекочевало... к подрядчикам. Своим, прикормленным и родным, или тупо кооптированных в лоно компании на публичном тендере, суть одна. Как не проверяй результат, в реальности будет неизменно происходить одно и тоже: передача исполнения на субподряд всем, кто вообще хоть раз держал в руках "fusion splicer". 

Особенно интересный эффект это дает в сочетании с "убойной экономией". За примерами далеко ходить не придется, благо, Россия велика, и не оскудела еще желающими помочь сайту nag.ru фотографиями и рассказами. Вот так выглядит классический "подъездный" стояк на чертеже, подготовленном для строителей в одном их крупных городов южного Урала:

Назад в будущее, или рассказ субподрядчика

Не правда ли, вполне симпатичная картина? 

А вот  так выглядят элементы, из которых нужно смонтировать то, что на чертеже:

Назад в будущее, или рассказ субподрядчика

Причем, так красиво показанные на чертеже "уголочки" сверху и снизу, в реальности не выдаются вообще. Предполагается, что при монтаже труба будет загибаться при вводе в перекрытие грубой физической силой. Так кто-то сэкономил пару червонецев на этаж. Тоже деньги, конечно, хотя красоты это не добавляет.

Вот и собирают субподрядчики из букв Ж, О, П, А слово "ВЕЧНОСТЬ". Получается... Как-то примерно похоже, причем результат жители многоэтажек видят каждый день. Единственное, что мне интересно, кого они вспоминают при этом: проектировщиков, комплектовщиков, менеджеров или монтажников?

Следующий пример уже из совсем небольшого городка центрально-нечерноземной полосы, а именно "слегка" выправленный в стилистическом плане "рассказ начинающего субподрядчика". Он посложнее в интерпретации, поэтому описание специально дополнено мнением специалиста, который профессионально занимается строительными работами в Краснодарском крае. 

Комментарий эксперта: ... бизнес-модели нынче везде европейские, есть коэффициенты - на одного работника рассчитывается доля прибыли. Приятно показать, что пять, а не сто человек зарабатывают 5 лямов…

... Когда мы прибыли на объект, то обнаружили, что подвалы заперты, а человек с ключами от дверей - отсутствует. Впрочем, через час нужный сотрудник нашелся, но смог помочь только ключами: где и что необходимо варить, он просто не знал. 

Назад в будущее, или рассказ субподрядчика

Комментарий эксперта: Предварительно, перед выездом на объект, нужно непременно запросить карту района и схемы разварки волокон. Ведь надо знать, сколько требуется разварить оптоволокна. Кроме того, нужны контактные телефоны всех, кто имеет отношение к процессу. И если ключей от одного дома нет, можно перейти к другому. Схема позволяет пройтись по всему району, посмотреть весь объем и оценить проблемы доступа.

Но выполнить работу надо, поэтому мы спустились в подвал, осмотрели точку. Осветительных приборов в помещении предусмотрено не было, но зато помещение выглядело чистым и сухим, а кабель был разделан и уложен в ящик. То есть, несмотря на легкие неудобства, условия для работы можно считать вполне комфортными. 

Комментарий эксперта: Заранее разделанный кабель? Что же здесь хорошего? Кто определит, насколько качественно он разделан? А если модули поломаны? Собрали, а оно не работает - кто будет отвечать? Сварщик приехал на место - в комплекте у него должно быть все. Он сам разделывает кабель как ему нужно.

Подъехавший на подмогу сварщик из местного офиса привез с собой почти полностью разряженный сварочный аппарат KL-280: накануне никто просто не додумался поставить его на зарядку. 

Комментарий эксперта: Если есть сварочник, почему не применить переноску-удлинитель? Не понятна проблема, КL-280 позволяет одновременно заряжаться и работать.

Назад в будущее, или рассказ субподрядчика
Комментарий эксперта: Намотка запаса кабеля на шкаф - бессмысленное извращение. Во время эксплуатации его обовьют витой парой и запасом кабеля нельзя будет воспользоваться. Весь запас должен быть рядом, бухточкой, чуть ниже на стене.

Назад в будущее, или рассказ субподрядчика
Комментарий эксперта: Автомат на вводе для оперативного отключения розеток, запас патчкордов можно положить на кросс или коммутатор - в вертикальном состоянии он будет мешаться.

Для нас данный объект был "пробным", но, несмотря, на невысокую оплату, общие условия понравились. Поэтому через день мы снова отправились в район работ "строящегося" оператора. 

Комментарий эксперта: Что, попробовали? Почему не прошли по району, не посмотрели другие объекты?

При осмотре следующей точки оказалось, что кабель не только не разделан, но даже не уложен в ящик. То есть, для сварки ничего не готово! У нас, естественно, с собой никаких инструментов, кроме канцелярского ножа и маникюрных кусачек не было. Ведь ранее мы договаривались только о сварке кабеля. Созвонились с бригадиром, который в тот момент выполнял работу по разделке и укладке кабеля в щиток подвального помещения соседнего подъезда, и объяснили ему ситуацию. В итоге, мы переместились в подвал, где все было более-менее подготовлено для сварки.

Комментарий эксперта: "Вчера" надо было смотреть и учиться! Света нет - захватить переноску, удлинитель. Разделка-подготовка небронированного кабеля обязательно осуществляется сварщиком либо его помощником, но никак не левым человеком, так как всегда будут претензии - у каждого свой стиль.

Подземелье оказалось аналогичным предыдущему: также темно, хоть глаз выколи. Ни розеток, ни света - работать пришлось при свете фонарей на батарейках. В принципе, терпимо, если не считать ограниченного запаса элементов питания. 

Но работа умеет преподносить самые неожиданные сюрпризы.

Назад в будущее, или рассказ субподрядчика

Как только мы расположились на полу перед стенкой, на которой висел стальной ящик с оптическим кроссом, где-то совсем рядом прорвало трубу. И, судя по стремительно окутавшему нас запаху, это был совсем не водопровод! Но адская вонь стала лишь началом испытаний. Вскоре мы уже стояли посреди множества ручьев с фекалиями, стараясь дышать через раз, и пытаясь не уронить на пол вверенный нам сварочный аппарат.

Буквально минут через двадцать мы осознали, как недооценивали необходимость противогаза и болотных сапог.

Но, невзирая на все тяготы и невзгоды, мы приступили к разварке объекта, сгибаясь в три погибели и сменяя друг друга за сварочным аппаратом. Один варил, второй держал фонарь, третий готовил волокно. Словно этого было мало, вскоре в подвал принялись заглядывать местные бабули, принявшие нас за бригаду сантехников. Поэтому, помимо сварочных работ, нам пришлось еще и объясняться на предмет ремонта канализационных стояков. А когда бабулям надоедало задавать вопросы странным "сантехникам", они принимались подзывать из подвала своих котов, которые, как оказалось, тоже бродили вокруг нас в темноте.

Назад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчика
Комментарий эксперта: Все плохо. Пигтейлы не отмеряны, тупо закручены, крайний правый вообще чуть не зажат под крышкой. Группы пигтейлов должны быть объедены в пучок: аккуратно отмерены, сварены, уложены. Откройте инструкцию по монтажу кросса и муфты - там все доходчиво описано. 

Но, несмотря на все перипетии, запланированная работа были завершена, хотя и затянулась до глубокой ночи. Выйдя на свежий воздух мы, с гордостью посмотрев друг на друга, сказали, что теперь у нас есть боевой опыт работы в полях, а точнее в подвалах.  

Назад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчика
Комментарий эксперта: Применение стандартных патчкордов вместо пигтейлов ведет к удорожанию монтажа. Да и просто некрасиво. Ввод пигтейлов в кассету не зафиксирован. Вообще если смотреть на предыдущие фото, каждый кросс - эксперимент. У человека нет своего сложившегося стиля.

Свежий воздух вскружил нам головы, мы быстро собрали весь инструмент в машину и выдвинулись в сторону дома. Хотя приключения на этом не закончились, но это уже совсем другая история…

Назад в будущее, или рассказ субподрядчика

Впечатляет? Редакция нашего портала буквально завалена пресс-релизами, где федеральные мегателекомы хвастаются качеством своих услуг. Конечно, не все подрядчики экспериментируют, есть великолепные специалисты. Но сложившаяся практика субподрядных работ рано или поздно скажется. У меня, к примеру, есть большое подозрение (переходящее в уверенность), что рассказ прислали "старательные новички". Качество их работ далеко от идеала, но "работать будет". Однако нет сомнений, что на практике встречаются куда более "клинические" случаи. 

Для сравнения немного "боевых", т.е. совсем не "парадных", фотографий нашего эксперта:

Назад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчика
Комментарий эксперта: Кабель закреплен стальным хомутом (не позволяет крутиться кабелю, одновременно повышается надежность ввода на вырывание из кросса), волокно уложено по правилам, предварительно отмерено, пигтейлы зафиксированы при вводе.

 

Назад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчика
Комментарий эксперта: В связи с тем, что у кросса есть подвижное основание, а центральный модуль является жестким, применен ход - транспортная трубка из мягкого материала.

Назад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчикаНазад в будущее, или рассказ субподрядчика

Какой вывод можно извлечь из вышесказанного? Ведь менять способы и формы выполнения работ - "это фантастика". Фирмы "с именем" на этом рынке сложиться еще не успели, и не факт, что они будут кому-то интересны после окончания "захвата города". Так что все сводится к одному, старому и древнему - надо смотреть, кому доверяешь сеть. 

Впрочем, если инфраструктура запланирована на скорую продажу - можно плевать и на это. :-)

41 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Что правильнее, надежнее и рентабельнее - ложить оптику самим или доверить эту миссию подрядчикам? Копий вокруг этой темы сломана масса, и в результате всех этих баталий выведено две основных модели поведения провайдера. Малые провы предпочитают строиться самостоятельно. Такой подход позволяет учесть при строительстве сети все местные особенности сети. И потом монтажники прекрасно понимают что им на этой сети еще работать и работать а потому работают не в премер старательней.

 

Полный текст

dIMbI4
dIMbI4

да ничего такого, пьяный с нетбука тоже тролю с ошибками=)

 

а сварщиков таких гнать в шею!!! у каждого сварщика действительно должен быть выработавшийся стиль, которого он придерживается в 90% ситуаций, т.к. остальное- чужие переварки и доварки.

Negator
Negator
Выйдя на свежий воздух мы, с гордостью посмотрев друг на друга, сказали, что теперь у нас есть боевой опыт работы в полях, а точнее в подвалах.

Вообще для первого раза не так уж и плохо.Я первый раз варил хуже.

Но любой сварщик найдет миллион косяков.

Да и работать без инструментов - бред.

 

Однако все вышепоказанное должно работать. Видал кроссы гораздо страшнее -которые работали годами.

Но делать так не стоит однозначно.

 

Вообще у крупных провов такого полно. К нам как то заезжали сварщики из билайна -после пары домов отправили их восвояси.

Делают они очень быстро, но качество очень низкое.

Tomass
Tomass

Подбор "боевых" фотографий радует качеством работ )

Saab95
Saab95

Сразу видно что эти "строители" не будут в будущем обслуживать ими же содеянное. Отсюда и не желание делать красивым монтаж и укладку волокон.

Diesel
Diesel

Заказчику пробежаться бы и проверить выполнение работ, но и ему похоже все фиолетово - эксплуатировать будет другой отдел! :-)

mantyr
mantyr

Конечно виноват оператор:)

AlexBT
AlexBT

Что бы строителю было не пофиг - год гарантии и эксплуатационного обслуживания построенного. Сильно повышает осознание того, что плохо сделанное = геморрой в собственной попе.

Nag
Nag

Что бы строителю было не пофиг - год гарантии и эксплуатационного обслуживания построенного. Сильно повышает осознание того, что плохо сделанное = геморрой в собственной попе.

За год гарантии субподрядчик возьмет деньги. Большие.

И не каждый согласится, и не каждый столько "проживет".

А система подрядчиков "федеральных лидеров" этого просто не предусматривают, по цене в конце цепочки впору нанимать гастеров. ;-)

[S]
[S]

Есть такие в системе "федеральных лидеров", которые не за большие деньги дает гарантию, ибо упавшая башня - серьезная проблема проектировщиков, инсталяторщиков и в последнюю голову "федеральных лидеров". К тому же там присутствует система контроля качества монтажа, как внутреннего оборудования, так и эстетики :).

Но это в мобильной сети, включая транспортную. Как в ШПД не знаю, скорее всего контроль слабее и да, гарантии никто не дает, т.к. критичные узлы - ВОЛС, подвешенная, остальные в принципе не так опасны.